Учебный план АООП НОО. 2023-2024 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Основные положения
Учебный план — нормативный документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план НОО для детей с ОВЗ представляет собой организационный компонент реализации образовательных программ начального общего
образования, отражает обязательность единого образовательного пространства, обеспечивает доступность получения качественного образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Учебный план НОО для детей с ОВЗ в рамках ФГОС является одним из
основных организационных механизмов выполнения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (АООП
НОО). Специфика учебного плана НОО для детей с ОВЗ определяется тем,
что содержание образования детей с ЗПР, особенно на начальном этапе, не
идентично образовательной программе общего образования. Содержание
специального образования включает фундаментальное ядро содержания общего образования, коррекционную работу, образовательно-воспитательную
работу и внеурочную деятельность.
Учебный план для детей с ОВЗ разработан на основе следующих нормативных документов:
 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023 г.);
 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденного приказом Министерства просвещения России от
19.12.2014 г. №1598 (далее ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) (ред. от
08.11.2022 г.);
 Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. №1025 (далее ФАОП НОО);
 Методических рекомендаций по вопросам внедрения федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направленные
письмом Минобрнауки России от 11.03.2016 г. № ВК-452/07;
 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных пра-

вил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Постановления Главного санитарного врача Российской Федерации
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 г. №2 (с изменениями на 30.12.2022 г.);
 Приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 «Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)» (зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2022 г. № 71930);
 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.03.2022 г. № 9 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические
правила
СП
3.1/2.4.3598-20
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-2019)», УТВЕРЖДЕННЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 г. № 16
(зарег. 24.03.2022 г. №67884);
 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего
и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.2021г. № 115;
 Приказа Министерства просвещения РФ от 21.09.2022 г. №
858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления
предельного срока использования исключенных учебников» (с изменениями на 21.07.2023 года);
 Письма Минобрнауки России Минпросвещения России от
05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»;
- Устава МАОУ СОШ №11.

Учебный план к АООП НОО разработан в МАОУ СОШ №11 для
осуществления образовательной деятельности для детей с ОВЗ, достигших к
моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого
возрастной
норме,
позволяющего
получить
НОО,
полностью
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям
здоровья. Одним из важнейших условий является устойчивость форм
адаптивного поведения.
В МАОУ СОШ №11 на начальном уровне общего образования в 20232024 уч. г. обучается 19 обучающихся с ОВЗ:
 обучающиеся, способные усвоить ООП НОО, полностью соответствующую по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющим ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки (1-4) – 15 человек:
ШИФР
Класс
Кол-во
Тип нарушения, вариант
1.2
1 «Б» 1 обучающийся
ЗПР по варианту обучения 7.1
2.1, 2.2, 2.3 2класс
«В» 3 обучающихся
ЗПР по варианту обучения 7.1
2.4
2 «Г» 1 обучающийся
ЗПР по варианту обучения 7.1
2.5
1 обучающийся
ТНР по варианту обучения 5.1
3.1
3 «Б» 1 обучающийся
ЗПР по варианту обучения 7.1
3.2
1 обучающийся
ТНР по варианту обучения 5.1
3.3
3 «В» 1 обучающийся
НОДА по варианту обучения 6.1
3.4, 3.5
2 обучающихся
ЗПР по варианту обучения 7.1
4.1
4 «А» 1 обучающийся
ТНР по варианту обучения 5.1
4.2
4 «Б» 1 обучающийся
ЗПР по варианту обучения 7.1
4.3
4.4

4 «В»
4класс
«Г»

1 обучающийся

слабослышащий по варианту 2.1

1 обучающийся

ЗПР по варианту обучения 7.1

В соответствии с федеральными нормативными актами АООП НОО
для обучающихся с ОВЗ по варианту 1 (ЗПР вариант 7.1, ТНР вариант 5.1,
слабослышащий вариант 2.1, НОДА вариант 6.1) разрабатывается с учебным
планом, равноценным по объему нагрузки, составу и структуре обязательных
учебных предметов по годам обучения учебному плану основной группе
обучающихся, так как обучающиеся с нарушениями данных типов и вариантов получают образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не
имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1
- 4 классы), коррекционная работа не менее 5 часов в соответствии с потребностями обучающегося.
 обучающиеся, способные усвоить ООП НОО, полностью соответствующую по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющим ограничений по возможностям здоровья по-

лучают образование, но в более пролонгированные календарные сроки (1
доп. - 1-4) – 3 человека:
ШИФР
Класс
Кол-во
Тип нарушения, вариант
1.1
1 «А» 1 обучающийся
ЗПР по варианту обучения 7.2
1.3
1 «В» 1 обучающийся
ЗПР по варианту обучения 7.2
1.4
1 «Г» 1 обучающийся
ТНР по варианту обучения 5.2
В соответствии с федеральными нормативными актами АООП НОО
для обучающихся с ОВЗ по варианту 2 (ЗПР вариант 7.2, ТНР вариант 5.2)
предполагает, что обучающийся получает образование, сопоставимое по
итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения, а также предусматривает обеспечение коррекционной направленности всего образовательного процесса при его особой
организации: пролонгированные сроки обучения, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, особое структурирование содержание обучения на основе усиления внимания к формированию социальной
компетенции. Сроки получения начального общего образования составляют
5 лет.
Общий объем учебной нагрузки составляет 3039 часов за 4 учебных года при 5-дневной учебной неделе (33 учебных недели в I классе, 34 учебных
недели во II - IV классах).
Учебные занятия для обучающихся с ОВЗ организуются по 5-тидневной учебной неделе.
Учебный план АООП НОО МАОУ СОШ №11 включает все
предметные области в соответствии с требованиями ФГОС.
Предметные области представлены учебными предметами:
 «русский язык и литературное чтение» - русский язык, литературное
чтение,
 «иностранный язык» - иностранный язык,
 «математика и информатика» - математика,
 «обществознание и естествознание» - окружающий мир,
 «искусство» - музыка и изобразительное искусство,
 «технология» - технология,
 «физическая культура» - физическая культура/физическая культура
(адаптивная физическая культура),
 «основы религиозных культур и светской этики» - основы религиозных
культур и светской этики.
Учебный план для детей с ОВЗ реализующих ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ является составной частью основной образовательной программы
образовательного учреждения, которую образовательная организация разра-

батывает и утверждает самостоятельно, учебный план к АООП НОО включает в себя:
- обязательную часть;
- часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Обязательная часть учебного плана НОО для детей с ОВЗ включает
обязательные предметные области: русский язык и литературное чтение,
иностранный язык, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), искусство, технология, физическая культура/физическая культура (адаптивная физическая культура), основы религиозных культур и светской этики. Обязательные предметные области учебного
плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО1.
Часть учебного плана АООП НОО для детей с ОВЗ, формируемая
участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию
индивидуальных потребностей обучающихся:
а) для обучающихся с ОВЗ по варианту 1 – время (1 час), отводимое
на данную часть плана, внутри максимально допустимой нагрузки
обучающихся 1-3 классов по 5-дневной учебной неделе, направлено на
формирование функциональной грамотности обучающихся в школе и
представлена учебными курсами: «Функциональная грамотность» или
«Финансовая грамотность»;
б) для обучающихся с ЗПР вариант 7.2 – в УП 1 класса отсутствуют
часы на реализацию данной части учебного плана;
в) для обучающихся с ТНР вариант 5.2 – время, отводимое на данную
часть плана, внутри максимально допустимой нагрузки по 5-дневной
учебной неделе, у обучающихся 1-х классов направлено на формирование:
 ЗУН по предмету «русский язык» - 2 часа, т.к. предмет
представляет собой особую трудность для обучающихся с ТНР;
 на формирование функциональной грамотности обучающихся в
школе и представлена учебным курсом «Функциональная грамотность» - 1
час.
Достижение обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения
АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП НОО с ОВЗ
является достижение предметных и метапредметных результатов и
достижение результатов, освоения программы коррекционной работы.
Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в тех же
формах, что и промежуточная аттестация обучающихся группы «норма», но с
учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ОВЗ в
овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения
содержанием АООП НОО производится на основании положительной
индивидуальной динамики.

1

Раздел III ФГОС НОО.

Сетка недельного учебного плана АООП НОО на 2023-2024 уч. год
(ЗПР вариант 7.1, ТНР вариант 5.1, слабослышащий вариант 2.1,
НОДА вариант 6.1)
Предметные
области

Учебные
предметы

Обязательная часть

классы

Русский язык и литературное чтение
Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание и
естествознание

количество часов в неделю
1 класс
1б
5
4

2 класс
2 в, г
5
4

3 класс
3 а, б, в
5
4

4 класс
4 а, в, г
5
4

-

2

2

2

Математика

4

4

4

4

Окружающий мир

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1
2

1
2

1
2

1
2

-

-

-

1

20

22

22

23

1

1

1

0

21

23

23

23

Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
(англ.)

Музыка
Искусство
Изобразительное искусство
Технология
Технология
Физическая культура Физическая культура
Основы религиозных Основы религиозных
культур и светской
культур и светской
этики
этики
Итого
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Предельно допустимая аудиторная учебная
нагрузка при 5-ти дневной учебной неделе

Сетка недельного учебного плана АООП НОО на 2023-2024 уч. год
(ЗПР вариант 7.2)
Предметные
области
Обязательная
часть
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный
язык
Математика и информатика
Обществознание
и естествознание
Искусство
Технология
Физическая культура

Учебные
предметы

количество часов в неделю
1 класс

1 доп.

2 класс

3 класс

4 класс

1 а, в
5

5

5

4

4

4

4

4

4

3

-

-

-

1

1

Математика

4

4

4

4

4

Окружающий мир

2

2

2

2

2

Музыка
Изобразительное искусство
Технология
Физическая культура
(Адаптивная физиче-

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

3

3

3

3

классы
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
(англ.)

ская культура)
Основы религиозных
культур и светской
этики
Итого
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-ти дневной учебной
неделе
Основы религиозных культур и
светской этики

-

-

-

-

1

21

21

21

21

21

-

-

2

2

2

21

21

23

23

23

Сетка недельного учебного плана АООП НОО на 2023-2024 уч. год
(ТНР вариант 5.2)
Предметные
области
Обязательная
часть
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный
язык
Математика и информатика
Обществознание
и естествознание

Учебные
предметы

количество часов в неделю
2 класс

3 класс

4 класс

4
4

4
4

4
4

4
3

-

-

-

1

1

4

4

4

4

4

4

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

-

-

-

-

-

1

18

18

19

19

19

20

3

3

2

4

4

3

2

2

1

1

1

1

Функциональная грамотность

1

1

1

1

1

-

Литературное чтение

-

-

-

-

-

1

Иностранный язык
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-ти дневной учебной неделе

-

-

-

2

1

1

21

21

21

23

23

23

классы

1 доп.

1 класс

1г
7
-

7
-

-

Математика
Окружающий мир

Русский язык
Обучение грамоте
Литературное чтение
Иностранный язык
(англ.)

Музыка
Изобразительное искусство
Технология
Технология
Физическая культура
Физическая куль(Адаптивная физичетура
ская культура)
Основы религиоз- Основы религиозных
ных культур и
культур и светской
светской этики
этики
Итого
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Русский язык
Искусство

График учебного процесса
В соответствии с Уставом МАОУ СОШ № 11 продолжительность
учебной недели 5 дней.
Продолжительность учебного года (I - IV класс) освоения АООП НОО
составляет для обучающихся 1 класса - 33 недели, 2-4 классов - 34 недели.
Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане предусмотрено равномерное распределение периодов
учебного времени (учебных четвертей) и каникул.
Учебные занятия начинаются не ранее 8.00 часов. Число уроков в день:
для обучающихся 1 класса – не превышает: сентябрь-октябрь - 3 урока, ноябрь-май - 4 урока; для обучающихся 2–4 классов – не более 5 уроков.
Продолжительность учебных занятий в 1-ом классе 35 минут в первом
полугодии, 40 минут во втором полугодии; во 2-4 классах 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10
минут, большой перемены (после 3-го и 4-го уроков) - 20 минут.
Расписание в МАОУ СОШ № 11 для обучающихся с ОВЗ строится с
учётом кривой умственной работоспособности в течение учебного дня и
учебной недели с соблюдением режима ранжирования предметов по баллам.
В течение учебного дня проводятся и трудные, и более лёгкие для восприятия обучающимися предметы, что может снижать их утомляемость и не допускать перегрузки.
Формы организации образовательного процесса предусматривают чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках расписания.
Реализация вариативной части учебного плана обеспечивает индивидуальный характер развития обучающихся с учетом тяжести речевого недоразвития, особенностей их эмоционального и психического развития, интересов
и склонностей.
Учебный план сохраняет преемственность изучаемых учебных предметов на каждой ступени.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательной и внеурочной деятельности. Между началом уроков внеурочной деятельности и последним уроком устраивается перерыв продолжительностью не менее 30 минут.
Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО2.
Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме
не менее 5 часов.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью
внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания
АООП НОО.
Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на
основе рекомендаций ПМПК.
2

Раздел III ФГОС НОО.

Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ
Достижение обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения
АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП НОО с ОВЗ
является достижение предметных и метапредметных результатов и
достижение результатов, освоения программы коррекционной работы.
Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в тех же
формах, что и промежуточная аттестация обучающихся группы «норма», но с
учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ОВЗ в
овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения
содержанием АООП НОО производится на основании положительной
индивидуальной динамики.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».