ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Основные положения Учебный план — нормативный документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план НОО для детей с ОВЗ представляет собой организационный компонент реализации образовательных программ начального общего образования, отражает обязательность единого образовательного пространства, обеспечивает доступность получения качественного образования в соответствии с требованиями ФГОС. Учебный план НОО для детей с ОВЗ в рамках ФГОС является одним из основных организационных механизмов выполнения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (АООП НОО). Специфика учебного плана НОО для детей с ОВЗ определяется тем, что содержание образования детей с ЗПР, особенно на начальном этапе, не идентично образовательной программе общего образования. Содержание специального образования включает фундаментальное ядро содержания общего образования, коррекционную работу, образовательно-воспитательную работу и внеурочную деятельность. Учебный план для детей с ОВЗ разработан на основе следующих нормативных документов: Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023 г.); Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства просвещения России от 19.12.2014 г. №1598 (далее ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) (ред. от 08.11.2022 г.); Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. №1025 (далее ФАОП НОО); Методических рекомендаций по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направленные письмом Минобрнауки России от 11.03.2016 г. № ВК-452/07; Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных пра- вил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановления Главного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 г. №2 (с изменениями на 30.12.2022 г.); Приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2022 г. № 71930); Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.03.2022 г. № 9 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-2019)», УТВЕРЖДЕННЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 г. № 16 (зарег. 24.03.2022 г. №67884); Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.2021г. № 115; Приказа Министерства просвещения РФ от 21.09.2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» (с изменениями на 21.07.2023 года); Письма Минобрнауки России Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»; - Устава МАОУ СОШ №11. Учебный план к АООП НОО разработан в МАОУ СОШ №11 для осуществления образовательной деятельности для детей с ОВЗ, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить НОО, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Одним из важнейших условий является устойчивость форм адаптивного поведения. В МАОУ СОШ №11 на начальном уровне общего образования в 20232024 уч. г. обучается 19 обучающихся с ОВЗ: обучающиеся, способные усвоить ООП НОО, полностью соответствующую по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющим ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки (1-4) – 15 человек: ШИФР Класс Кол-во Тип нарушения, вариант 1.2 1 «Б» 1 обучающийся ЗПР по варианту обучения 7.1 2.1, 2.2, 2.3 2класс «В» 3 обучающихся ЗПР по варианту обучения 7.1 2.4 2 «Г» 1 обучающийся ЗПР по варианту обучения 7.1 2.5 1 обучающийся ТНР по варианту обучения 5.1 3.1 3 «Б» 1 обучающийся ЗПР по варианту обучения 7.1 3.2 1 обучающийся ТНР по варианту обучения 5.1 3.3 3 «В» 1 обучающийся НОДА по варианту обучения 6.1 3.4, 3.5 2 обучающихся ЗПР по варианту обучения 7.1 4.1 4 «А» 1 обучающийся ТНР по варианту обучения 5.1 4.2 4 «Б» 1 обучающийся ЗПР по варианту обучения 7.1 4.3 4.4 4 «В» 4класс «Г» 1 обучающийся слабослышащий по варианту 2.1 1 обучающийся ЗПР по варианту обучения 7.1 В соответствии с федеральными нормативными актами АООП НОО для обучающихся с ОВЗ по варианту 1 (ЗПР вариант 7.1, ТНР вариант 5.1, слабослышащий вариант 2.1, НОДА вариант 6.1) разрабатывается с учебным планом, равноценным по объему нагрузки, составу и структуре обязательных учебных предметов по годам обучения учебному плану основной группе обучающихся, так как обучающиеся с нарушениями данных типов и вариантов получают образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы), коррекционная работа не менее 5 часов в соответствии с потребностями обучающегося. обучающиеся, способные усвоить ООП НОО, полностью соответствующую по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющим ограничений по возможностям здоровья по- лучают образование, но в более пролонгированные календарные сроки (1 доп. - 1-4) – 3 человека: ШИФР Класс Кол-во Тип нарушения, вариант 1.1 1 «А» 1 обучающийся ЗПР по варианту обучения 7.2 1.3 1 «В» 1 обучающийся ЗПР по варианту обучения 7.2 1.4 1 «Г» 1 обучающийся ТНР по варианту обучения 5.2 В соответствии с федеральными нормативными актами АООП НОО для обучающихся с ОВЗ по варианту 2 (ЗПР вариант 7.2, ТНР вариант 5.2) предполагает, что обучающийся получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения, а также предусматривает обеспечение коррекционной направленности всего образовательного процесса при его особой организации: пролонгированные сроки обучения, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, особое структурирование содержание обучения на основе усиления внимания к формированию социальной компетенции. Сроки получения начального общего образования составляют 5 лет. Общий объем учебной нагрузки составляет 3039 часов за 4 учебных года при 5-дневной учебной неделе (33 учебных недели в I классе, 34 учебных недели во II - IV классах). Учебные занятия для обучающихся с ОВЗ организуются по 5-тидневной учебной неделе. Учебный план АООП НОО МАОУ СОШ №11 включает все предметные области в соответствии с требованиями ФГОС. Предметные области представлены учебными предметами: «русский язык и литературное чтение» - русский язык, литературное чтение, «иностранный язык» - иностранный язык, «математика и информатика» - математика, «обществознание и естествознание» - окружающий мир, «искусство» - музыка и изобразительное искусство, «технология» - технология, «физическая культура» - физическая культура/физическая культура (адаптивная физическая культура), «основы религиозных культур и светской этики» - основы религиозных культур и светской этики. Учебный план для детей с ОВЗ реализующих ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ является составной частью основной образовательной программы образовательного учреждения, которую образовательная организация разра- батывает и утверждает самостоятельно, учебный план к АООП НОО включает в себя: - обязательную часть; - часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть учебного плана НОО для детей с ОВЗ включает обязательные предметные области: русский язык и литературное чтение, иностранный язык, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), искусство, технология, физическая культура/физическая культура (адаптивная физическая культура), основы религиозных культур и светской этики. Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО1. Часть учебного плана АООП НОО для детей с ОВЗ, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся: а) для обучающихся с ОВЗ по варианту 1 – время (1 час), отводимое на данную часть плана, внутри максимально допустимой нагрузки обучающихся 1-3 классов по 5-дневной учебной неделе, направлено на формирование функциональной грамотности обучающихся в школе и представлена учебными курсами: «Функциональная грамотность» или «Финансовая грамотность»; б) для обучающихся с ЗПР вариант 7.2 – в УП 1 класса отсутствуют часы на реализацию данной части учебного плана; в) для обучающихся с ТНР вариант 5.2 – время, отводимое на данную часть плана, внутри максимально допустимой нагрузки по 5-дневной учебной неделе, у обучающихся 1-х классов направлено на формирование: ЗУН по предмету «русский язык» - 2 часа, т.к. предмет представляет собой особую трудность для обучающихся с ТНР; на формирование функциональной грамотности обучающихся в школе и представлена учебным курсом «Функциональная грамотность» - 1 час. Достижение обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП НОО с ОВЗ является достижение предметных и метапредметных результатов и достижение результатов, освоения программы коррекционной работы. Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в тех же формах, что и промежуточная аттестация обучающихся группы «норма», но с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ОВЗ в овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО производится на основании положительной индивидуальной динамики. 1 Раздел III ФГОС НОО. Сетка недельного учебного плана АООП НОО на 2023-2024 уч. год (ЗПР вариант 7.1, ТНР вариант 5.1, слабослышащий вариант 2.1, НОДА вариант 6.1) Предметные области Учебные предметы Обязательная часть классы Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание количество часов в неделю 1 класс 1б 5 4 2 класс 2 в, г 5 4 3 класс 3 а, б, в 5 4 4 класс 4 а, в, г 5 4 - 2 2 2 Математика 4 4 4 4 Окружающий мир 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 2 - - - 1 20 22 22 23 1 1 1 0 21 23 23 23 Русский язык Литературное чтение Иностранный язык (англ.) Музыка Искусство Изобразительное искусство Технология Технология Физическая культура Физическая культура Основы религиозных Основы религиозных культур и светской культур и светской этики этики Итого Часть, формируемая участниками образовательного процесса Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-ти дневной учебной неделе Сетка недельного учебного плана АООП НОО на 2023-2024 уч. год (ЗПР вариант 7.2) Предметные области Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание Искусство Технология Физическая культура Учебные предметы количество часов в неделю 1 класс 1 доп. 2 класс 3 класс 4 класс 1 а, в 5 5 5 4 4 4 4 4 4 3 - - - 1 1 Математика 4 4 4 4 4 Окружающий мир 2 2 2 2 2 Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура (Адаптивная физиче- 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 3 3 3 3 классы Русский язык Литературное чтение Иностранный язык (англ.) ская культура) Основы религиозных культур и светской этики Итого Часть, формируемая участниками образовательного процесса Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-ти дневной учебной неделе Основы религиозных культур и светской этики - - - - 1 21 21 21 21 21 - - 2 2 2 21 21 23 23 23 Сетка недельного учебного плана АООП НОО на 2023-2024 уч. год (ТНР вариант 5.2) Предметные области Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание Учебные предметы количество часов в неделю 2 класс 3 класс 4 класс 4 4 4 4 4 4 4 3 - - - 1 1 4 4 4 4 4 4 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 - - - - - 1 18 18 19 19 19 20 3 3 2 4 4 3 2 2 1 1 1 1 Функциональная грамотность 1 1 1 1 1 - Литературное чтение - - - - - 1 Иностранный язык Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-ти дневной учебной неделе - - - 2 1 1 21 21 21 23 23 23 классы 1 доп. 1 класс 1г 7 - 7 - - Математика Окружающий мир Русский язык Обучение грамоте Литературное чтение Иностранный язык (англ.) Музыка Изобразительное искусство Технология Технология Физическая культура Физическая куль(Адаптивная физичетура ская культура) Основы религиоз- Основы религиозных ных культур и культур и светской светской этики этики Итого Часть, формируемая участниками образовательного процесса Русский язык Искусство График учебного процесса В соответствии с Уставом МАОУ СОШ № 11 продолжительность учебной недели 5 дней. Продолжительность учебного года (I - IV класс) освоения АООП НОО составляет для обучающихся 1 класса - 33 недели, 2-4 классов - 34 недели. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени (учебных четвертей) и каникул. Учебные занятия начинаются не ранее 8.00 часов. Число уроков в день: для обучающихся 1 класса – не превышает: сентябрь-октябрь - 3 урока, ноябрь-май - 4 урока; для обучающихся 2–4 классов – не более 5 уроков. Продолжительность учебных занятий в 1-ом классе 35 минут в первом полугодии, 40 минут во втором полугодии; во 2-4 классах 40 минут. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 3-го и 4-го уроков) - 20 минут. Расписание в МАОУ СОШ № 11 для обучающихся с ОВЗ строится с учётом кривой умственной работоспособности в течение учебного дня и учебной недели с соблюдением режима ранжирования предметов по баллам. В течение учебного дня проводятся и трудные, и более лёгкие для восприятия обучающимися предметы, что может снижать их утомляемость и не допускать перегрузки. Формы организации образовательного процесса предусматривают чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках расписания. Реализация вариативной части учебного плана обеспечивает индивидуальный характер развития обучающихся с учетом тяжести речевого недоразвития, особенностей их эмоционального и психического развития, интересов и склонностей. Учебный план сохраняет преемственность изучаемых учебных предметов на каждой ступени. Расписание уроков составляется отдельно для обязательной и внеурочной деятельности. Между началом уроков внеурочной деятельности и последним уроком устраивается перерыв продолжительностью не менее 30 минут. Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО2. Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5 часов. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК. 2 Раздел III ФГОС НОО. Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ Достижение обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП НОО с ОВЗ является достижение предметных и метапредметных результатов и достижение результатов, освоения программы коррекционной работы. Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в тех же формах, что и промежуточная аттестация обучающихся группы «норма», но с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ОВЗ в овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО производится на основании положительной индивидуальной динамики.