1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Основные положения 1.1. Учебный план — нормативный документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработан с учетом особенностей данной категории детей. 1.2. Учебный план реализует адаптированную основную образовательную программу для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и разработан на основе следующих нормативных документов: Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023 г.); Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599) (с изменениями и дополнениями от 08.11.2022 г.); Приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Методических рекомендаций по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направленных письмом Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07; Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115; Приказа Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность», зарегистрированного в Минюсте от 14.09.2020 №59808; Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28; Устав МАОУ СОШ №11; Локальных актов школы. 2 1.3. Учебный план для обучающихся с УО (ИН) 1 вариант является частью АООП НОО обучающихся с УО (ИН) 1 вариант МАОУ СОШ №11. АООП НОО обучения обучающихся с УО (ИН) 1 вариант МАОУ СОШ №11 разработана образовательной организацией самостоятельно на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательной деятельности, образовательной программы по ФГОС образования обучающихся с УО (ИН) составляет на уровне начального общего образования 70% и 30%. Учебный план для обучающихся с УО (ИН) МАОУ СОШ № 11 на 2023-2024 уч.г. обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований к режиму образовательной деятельности, установленных СП 2.4.3648 -20. В МАОУ СОШ №11 на начальном уровне общего образования в 2023-2024 уч. г. обучаются 1 обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения): ШИФР Класс Кол-во Тип нарушения, вариант 2.5 2 «Г» класс 1 обучающийся умственная отсталость, вариант 1 2. Организация учебного процесса 2.1. Основная форма обучения – классно-урочная система. Возможны другие формы обучения: индивидуальные и групповые занятия и консультации, мастерские, учебные экскурсии, занятия в кружках, секциях, занятия с элементами проектной деятельности. Учебный год в МАОУ СОШ № 11 в 2023-2024 уч.году начинается 01.09.2023г. Учебный год для обучающихся 2-4-х классов составляет 34 учебные недели. Продолжительность каникул составляет не менее 7 календарных дней. Продолжительность урока во 2-4-х классах составляет 40 минут. Расписание в МАОУ СОШ № 11 строится с учётом кривой умственной работоспособности в течение учебного дня и учебной недели с соблюдением режима ранжирования предметов по баллам. В течение учебного дня проводятся и трудные, и более лёгкие для восприятия обучающимися предметы, что может снижать их утомляемость и не допускать перегрузки. Процесс инклюзивного обучения по предметам организуется в форме урока. Учитель проводит урок для состава всего класса, в котором обучающиеся осваивают основную образовательную программу НОО, и организует занятия с обучающимся по адаптированной ООП в соответствии с расписанием уроков. Формы организации образовательного процесса предусматривают чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках расписания. Расписание уроков составляется отдельно для обязательной и внеурочной деятельности. Между началом уроков внеурочной деятельности и последним уроком устраивается перерыв продолжительностью не менее 30 минут. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. 3 Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК. Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического состояния детей от 30 до 40 минут. Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5 часов. 2.2. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СП 2.4.3648 -20. Образовательная недельная нагрузка обучающихся распределяется равномерно в течение учебной недели. Общий объем нагрузки в течение дня для обучающихся 2-4-х классов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока адаптивной физической культуры. Затраты на выполнение всего объема домашних заданий в день (по всем предметам в расписании) не превышает во 2-3 классах - 1,5 часа, в 4-х классах - 2 часа. Режим работы в 1-4 классах МАОУ СОШ №11 осуществляется по пятидневной учебной неделе в 1 смену. При неблагополучной эпидемиологической ситуации по COVID -19 предусмотрено обучение в 2 смены (для 1-х классов только в 1 смену) и/или в удаленном режиме с применением дистанционных технологий. Образовательная недельная нагрузка обучающихся во 2-4 классах составляет 23 часа. 2.3. При реализации АООП НОО МАОУ СОШ № 11 выбирает учебники из числа входящих в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется из расчета: не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана; не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Учебный план АООП НОО обучающихся с УО (ИН) вариант 1 МАОУ СОШ №11 на 2023-2024 учебный год включает: пояснительную записку, сетки учебного плана. Учебный план для 1-4 классов к АООП НОО обучающихся с УО (ИН) вариант 1 состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. 4 Обязательная часть учебного плана АООП НОО обучающихся с УО (ИН) вариант 1 определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Учебный план начального общего образования обучающихся с УО (ИН) МАОУ СОШ № 11 включает все предметные области в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с УО (ИН) вариант 1: 1. Язык и речевая практика – русский язык, литературное чтение, речевая практика; 2. Математика и информатика – математика; 3. Естествознание – мир природы и человека (окружающий мир); 4. Искусство – изобразительное искусство, музыка; 5. Технология – ручной труд (технология); 6. Физическая культура – адаптивная физическая культура. Обязательная часть учебного плана АООП НОО обучающихся с УО (ИН) вариант 1 отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть учебного плана АООП НОО обучающихся с УО (ИН) вариант 1, формируемая участниками образовательных отношений, во 2-ом классе предусматривает увеличение учебных часов по естествознанию (на 1 час) и русскому языку (на 2 часа) с целью выполнения программы по данным учебным предметам и достижения положительной динамики качества обучения. Реализация вариативной части учебного плана обеспечивает индивидуальный характер развития обучающихся с учетом тяжести речевого недоразвития, особенностей их эмоционального и психического развития, интересов и склонностей. Учебный план сохраняет преемственность изучаемых учебных предметов на каждой ступени. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями. Всего на коррекционно-развивающую область в МАОУ СОШ № 11 в 2023-2024 уч.году отводится 5 часов в неделю: - логопедическая коррекция (3 часа), - психологическая коррекция (1 час), - педагогическая коррекция (1 час). 5 Достижение обучающимися с УО (ИН) планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП НОО с УО (ИН) является достижение предметных результатов и достижение результатов, освоения программы коррекционной работы. Промежуточная аттестация обучающихся с УО (ИН) проводится в тех же формах, что и промежуточная аттестация обучающихся группы «норма», но с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с УО (ИН) в овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО производится на основании положительной индивидуальной динамики. Индивидуальный учебный план обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 1) 2 класс Предметные области Учебные предметы неделя Обязательная часть речевая Русский язык 3 Чтение 4 Речевая практика 2 и Математика 4 год Форма проведения Язык и практика 102 136 68 136 классно-урочная классно-урочная индивидуальная классно-урочная Математика информатика Естествознание Мир природы и человека 1 34 классно-урочная (окружающий мир) Искусство Музыка 1 34 классно-урочная Изобразительное искусство 1 34 классно-урочная Технология Ручной труд (технология) 1 34 классно-урочная Физическая культура Адаптивная физическая 3 102 классно-урочная культура Итого 20 680 Часть, формируемая участниками образовательных учреждений Язык и речевая Русский язык 2 68 практика Естествознание Мир природы и человека 1 34 (окружающий мир) Итого 23 782 Предельно допустимая нагрузка при 5-ти дневной 23 782 рабочей неделе Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) (до 6 часов в неделю) - логопедическая коррекция 3 102 индивидуальная - психологическая коррекция 1 34 индивидуальная - педагогическая коррекция 1 34 индивидуальная Итого Внеурочная деятельность 5 5 Всего к финансированию 170 170 1122 6