Учебный план на 2024-2025 уч.год. 1-4 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Основные положения
1.1. Учебный план — нормативный документ, который определяет
перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам
обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной
деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
Цель учебного плана для 1-4 классов МАОУ СОШ № 11: обеспечить
стабильное функционирование внутришкольной системы начального общего
образования в соответствии с ее целями и задачами, структурой и ориентацией на
Программу развития школы.
1.2. Учебный план для 1-4 классов МАОУ СОШ № 11 составлен на основе
следующих нормативных документов:
 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 19.12.2023 г.);
 Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения
России от 32.05.2021 г. № 286 (далее ФГОС НОО) (в ред. Приказов
Минпросвещения РФ от 18.07.2022 г. № 569, от 08.11.2022 г. № 955);
 Федеральной
образовательной
программы
начального
общего
образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 18.05.2023 г. № 372 (далее – ФОП НОО);
 Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 г. № 2 (с изменениями на
30.12.2022 года);
 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 г. № 115 (с
изменениями и дополнениями от 11 февраля, 7 октября, 5 декабря 2022 г., 3
августа 2023 г.);

 Приказа Министерства просвещения РФ от 21.09.2022 г. № 858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
и
установления предельного срока использования исключенных учебников» (с
изменениями на 21.05.2024 г. № 347);
 Письма Минобрнауки России Минпросвещения России от 05.07.2022 г. №
ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«информационно-методическим
письмом
об
организации
внеурочной
деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего и основного общего
образования»;
 Устава МАОУ СОШ № 11;
 Основной образовательной программы начального общего образования
МАОУ СОШ № 11.
1.3. Учебный план как часть образовательной программы школы
Учебный план начального общего образования МАОУ СОШ № 11 (далее учебный план) для 1-4 классов, реализующих основную образовательную
программу начального общего образования, соответствующую ФГОС НОО
(приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки,
максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по
классам и учебным предметам.
Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками
образовательной деятельности, образовательной программы по ФГОС составляет
на уровне начального общего образования 80% и 20%.
Учебный план является частью образовательной программы начального
общего образования МАОУ СОШ № 11, разработанной в соответствии с ФГОС
НОО, с учетом Федеральной образовательной программы начального общего
образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических
требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН
1.2.3685-21.

2. Организация учебного процесса
Основная форма обучения – классно-урочная система. Возможны другие
формы обучения: индивидуальные и групповые занятия и консультации,
мастерские, учебные экскурсии, занятия в кружках, секциях, занятия с
элементами проектной деятельности.
Учебный год в МАОУ СОШ № 11 в 2024-2025 учебном году начинается
02.09.2024 г.
Учебный год для обучающихся 1-х классов составляет 33 учебные недели;
для обучающихся 2-4 классов – 34 недели.
Продолжительность каникул составляет не менее 7 календарных дней.
Продолжительность урока в 1-х классах составляет в I, II четверти - 35 минут, в
III, IV четверти – 40 минут.
Продолжительность урока во 2-4 классах составляет 40 минут.
Режим работы в 1-4 классах МАОУ СОШ № 11 осуществляется по
пятидневной
учебной
неделе
в
2
смены.
При
неблагополучной
эпидемиологической ситуации предусмотрено обучение в удаленном режиме с
применением дистанционных технологий.
Начало уроков: 1-ая смена – 8.00, 2-ая смена – 14:00.
Обучение 1-х классов осуществляется в 1 смену - 1а, 1б, 1в.
Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе в первую
смену;
- использование «ступенчатого» режима обучения: в первом полугодии (в
сентябре, октябре - по 3 урока в день до 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4
урока до 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока до 40 минут каждый);
- использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии
осуществляться следующим образом. В сентябре-октябре четвертый урок
проводится в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, урокитеатрализации, уроки-игры (кроме уроков русского языка и литературного
чтения). Содержание нетрадиционных уроков должно быть направлено на
развитие обучающихся;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся;
расписание уроков составлено с учетом дневной и недельной умственной
работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов,
определенной гигиеническими нормативами;
- для предупреждения переутомления в течение недели обучающиеся имеют
облегченный учебный день в среду или в четверг;

- организуются дополнительные недельные каникулы в середине третьей
четверти.
Образовательная недельная нагрузка обучающихся в 1–х классах составляет
21 час, во 2-4 классах – 23 часа.
Затраты на выполнение всего объема домашних заданий в день (по всем
предметам в расписании) не превышают в 1-х классах 1-го часа, во 2-3 классах 1,5 часов, в 4-х классах - 2 часов.
При реализации ООП НОО МАОУ СОШ №11 выбирает учебники из числа
входящих в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего образования. Норма обеспеченности образовательной
деятельности учебными изданиями определяется из расчета:
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме,
достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого
обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть
учебного плана;
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме,
достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого
обучающегося по каждому учебному предмету, входящему часть учебного плана,
формируемую участниками образовательных отношений.
Учебный план начального уровня общего образования МАОУ СОШ №11
на 2024-2025 учебный год включает:
- пояснительную записку,
- сетки учебного плана.
Учебный план на 2024-2025 учебный год является основным
организационным механизмом реализации основной образовательной программы
начального общего образования. ООП НОО может включать как один, так и
несколько учебных планов. Количество учебных занятий за 4 учебных года
составляет не менее 2954 часов и не более 3345 часов.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом,
чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в
расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу
по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале
трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана № 1
федеральной образовательной программы начального общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372. Вариант № 1

предназначен для образовательных организаций, в которых обучение ведется
на русском языке (5-дневная учебная неделя).
Учебный план для 1-4 классов к ООП НОО состоит из двух частей —
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений.
Объем обязательной части программы начального общего образования
составляет 80%, а объем части, формируемой участниками образовательных
отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, - 20% от
общего объема.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей начального общего
образования. Обязательная часть учебного плана определяет состав
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях,
реализующих основную образовательную программу начального общего
образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам)
обучения.
Учебный план начального общего образования МАОУ СОШ № 11
включает все предметные области в соответствии с требованиями ФГОС
начального общего образования.
Предметные области представлены учебными предметами:
 «русский язык и литературное чтение» - русский язык, литературное
чтение,
 «иностранный язык» - иностранный язык,
 «математика и информатика» - математика,
 «обществознание и естествознание» - окружающий мир,
 «искусство» - музыка и изобразительное искусство,
 «технология» - труд (технология),
 «физическая культура» - физическая культура,
 «основы религиозных культур и светской этики» - основы религиозных
культур и светской этики.
Учебные предметы в учебном плане МАОУ СОШ №11 на 2024-2025 уч.год
представлены в полном объеме.
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» (русский язык
и литературное чтение) направлена на формирование функциональной
грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников. Специфика
начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми
учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета
представляют собой единую предметную область, в которой изучение русского

языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным
образованием.
В МАОУ СОШ № 11 языком обучения является русский язык.
Предметная область «Иностранный язык» (иностранный язык) направлена
на освоение обучающимися первоначальных лингвистических представлений,
необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью
на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора; формирование
дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе
знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором
и доступными образцами детской художественной литературы. Предмет
«Иностранный язык» изучается со II класса по 2 недельных часа (2-4 классы). На
первом уровне обучения изучается английский язык. При проведении занятий
осуществляется деление классов на две группы при наполняемости класса 24
человека и более.
Предметная область «Математика и информатика» (математика)
направлена на овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи.
Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных
предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и
метапредметных результатов, связанных с использованием информационных
технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в
программы следующих учебных предметов:
 «Математика» - раздел «Математическая информация» (предполагает
развитие навыков поиска и применения информации, использование
разнообразных источников информации, в том числе сети Интернет);
 «Окружающий мир» - модуль «Безопасность в сети Интернет»
(обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных
с использованием информационных технологий);
 «Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой графики»
(предусматривает изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture
Manager и PowerPoint, виртуальные путешествия);
 «Технология» – модуль «Информационно-коммуникативные технологии»
(обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных
с использованием информационных технологий).
Предметная область «Обществознание и естествознание» (окружающий
мир) направлена на овладение основами культурологической грамотности и
соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания,
соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое
место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др. Предмет

«Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия,
эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры,
воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения
России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.
Знания, формируемые в рамках учебного предмета «Окружающий мир»,
имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью
младшего школьника.
Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» ввиду отсутствия
в ФГОС НОО не выделяется как отдельный предмет, а интегрируется с учебными
предметами Окружающий мир и Труд (технология).
Предметная область «Искусство» (изобразительное искусство, музыка) на
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений
изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах
своего отношения к окружающему миру.
Предметная область «Технология» (труд (технология) формирует практикоориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет
реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других
учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство,
русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической
деятельности учащегося; это, в свою очередь, создает условия для развития
инициативности, изобразительности, гибкости мышления у обучающихся.
Овладение технологическими приемами ручной обработки материалов.
Предметная область «Физическая культура» (физическая культура)
изучается в объеме 2-х часов в неделю с 1 по 4 классы. При организации,
планировании и проведении третьего часа физической культуры в полной мере
используются школьные спортивные сооружения и спортивные залы, площадки,
зоны рекреации МАОУ СОШ №11. Занятия по физической культуре проводятся в
строгом соответствии с группой здоровья обучающихся.
В учебный план 4 класса включен 1 час в неделю (34 часа в год) на изучение
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее –
ОРКСЭ). Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ, осуществляется
родителями (законными представителями) обучающихся. Выбор фиксируется
протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей. На
основании произведенного выбора формируются учебные группы вне
зависимости от количества обучающихся в каждой группе. Возможно
формирование учебных групп из обучающихся нескольких классов.
На 2024-2025 учебный год родителями обучающихся выбраны модули:
 «Основы светской этики»;
 «Основы православной культуры»

протоколы родительских собраний «О введении комплексного курса «Основы
религиозных культур и светской этики» от 22.02.2024 г.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
индивидуальных
потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть плана внутри максимально
допустимой нагрузки обучающихся 1-4 классов по 5-дневной учебной неделе,
направлено на формирование функциональной грамотности обучающихся в
школе и представлено учебными курсами: «Функциональная грамотность»,
«Финансовая грамотность».
Освоение основной образовательной программы начального общего
образования, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета,
курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается
промежуточной аттестацией обучающихся.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки
качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или
всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная/годовая
аттестация
обучающихся
за
четверть
осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по
четвертям. Предметы из части, формируемой участниками образовательных
отношений, являются безотметочными.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе
четверти. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются
«Положением
о
формах,
периодичности
и
порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 11.
Учебный план дает возможности для организации современных
форм промежуточной аттестации обучающихся 1-4 классов. На основании ст. 58
п.1 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» промежуточная
аттестация проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке,
установленном локальным актом образовательной организации «Положение о
проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего
контроля их успеваемости в МАОУ СОШ № 11».

Промежуточная аттестация в 2-4 классах проводится в следующих формах:
класс

2-3

4

предмет
Русский язык
Литературное чтение
Математика
Окружающий мир
Музыка
Изобразительное искусство
Труд (технология)
Физическая культура
Иностранный язык (англ.)
Русский язык
Литературное чтение
Математика
Окружающий мир
Музыка
Изобразительное искусство
Труд (технология)
Физическая культура
Иностранный язык (англ.)
ОРКСЭ

Форма промежуточной аттестации
периодичность
Письменная контрольная работа
1 раз в конце
учебного года
Письменная контрольная работа
Письменная контрольная работа
Письменная контрольная работа
Промежуточная аттестация проводится на
основании четвертных отметок как среднее
арифметическое
по
правилам
математического округления
Письменная контрольная работа
1 раз в конце
учебного года
Письменная контрольная работа
Письменная контрольная работа
Письменная контрольная работа
Промежуточная аттестация проводится на
основании четвертных отметок как среднее
арифметическое
по
правилам
математического округления
Промежуточная аттестация проводится на
основе учета текущих образовательных
результатов в форме «зачет / незачет»

Оценивание младших школьников в течение первого года обучения
осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной
основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки
самостоятельных работ.
Освоение основных образовательных программ начального общего
образования завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения
ООП НОО составляет 4 года.

3. Учебные планы на 2024-2025 уч.год
Годовой учебный план ООП НОО на 2024-2025 уч. год
Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в год
I
II
III
IV

Всего

Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык

Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык (англ.)

165
132
-

170
136
68

170
136
68

170
136
68

675
540
204

Математика и информатика

Математика

132

136

136

136

540

Окружающий мир

66

68

68

68

270

-

-

34

34

34

34

34

135

34

34

34

135

Обществознание и
естествознание
(Окружающий мир)
Основы религиозных
культур и светской этики

Основы религиозных
культур и светской этики
33
Музыка
Искусство
Изобразительное
33
искусство
33
Технология
Труд (технология)
66
Физическая культура
Физическая культура
Итого: 660
Часть, формируемая участниками образовательных
33

34
68

34
68

34
68

135
270

748
34

748
34

782
0

2938
101

Итого: 693
693

782
782

782
782

782
782

3039
3039

отношений

Максимально допустимая нагрузка

Недельный учебный план ООП НОО на 2024-2025 уч.год
Предметные области

Учебные предметы

Кол-во часов в неделю
I
II
III
IV

Всего

Обязательная часть
Русский язык и литературное
чтение
Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание и естествознание (Окружающий мир)

Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык (англ.)
Математика

5
4
4

5
4
2
4

5
4
2
4

5
4
2
4

20
16
6
16

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Основы религиозных культур и
светской этики

Основы религиозных
культур и светской этики
Изобразительное искусство

-

-

-

1

1

1

1

1

1

4

1
1
2
20
1

1
1
2
22
1

1
1
2
22
1

1
1
2
23
0

4
4
8
87
3

21

23

23

23

90

Искусство
Технология
Физическая культура

Музыка
Труд (технология)
Физическая культура
Итого:

Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Предметная область

Учебный предмет
1А

1Б

Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
Математика

5
4
0
4

5
4
0
4

Окружающий мир

2

2

2

2

Основы религиозных
культур и светской этики

0

0

0

1

1

Технология

Изобразительное
искусство
Музыка
Труд (технология)

1
1

Физическая культура

Физическая культура

Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
("окружающий мир")
Основы религиозных
культур и светской
этики
Искусство

Итого

1В
2А
2Б
Обязательная часть
5
5
5
4
4
4
0
2
2
4
4
4

Количество часов в неделю
2В
2Г
3А
3Б
3В

3Г

4А

4Б

4В

4Г

5
4
2
4

5
4
2
4

5
4
2
4

5
4
2
4

5
4
2
4

5
4
2
4

5
4
2
4

5
4
2
4

5
4
2
4

5
4
2
4

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20

20

20

22

22

22

22

22

22

22

22

23

23

23

23

1
1
23
34
782

1
1
23
34
782

0
0
23
34
782

0
0
23
34
782

0
0
23
34
782

0
0
23
34
782

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Функциональная грамотность
Итого
ИТОГО недельная нагрузка
Количество учебных недель
Всего часов в год

1
1
21
33
693

1
1
21
33
693

1
1
21
33
693

1
1
23
34
782

1
1
23
34
782

1
1
23
34
782

1
1
23
34
782

1
1
23
34
782

1
1
23
34
782


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».