Приложение № 3 к основной образовательной программе основного общего образования РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО к УТВЕРЖДЕНИЮ на заседании педагогического совета (протокол от «оО» С 2023 г. № ? ) ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬН О СТИ М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Г О А В Т О Н О М Н О Г О О Б Щ Е О Б Р А ЗО В А Т Е Л Ь Н О Г О У Ч Р Е Ж Д Е Н И Я С Р Е Д Н Е Й О Б Щ Е О Б Р А ЗО В А Т Е Л Ь Н О Р Й Ш К О Л Ы № 11 г. Б Е РЕ ЗН И К И П Е РМ С К О Г О К РА Я 5-9 К Л А С С Ы Н А 2023 - 2024 У Ч Е Б Н Ы Й Г О Д г. Березники, 2023 План внеурочной деятельности в МАОУ СОШ № 11 в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования разработан в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: > Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); > Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями в соответствии с приказом от 18.07.2022 № 568 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287 ") > Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 “Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования” (Зарегистрирован 12.07.2023) > Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования” (с изменениями и дополнениями от 11 февраля, 7 октября, 5 декабря 2022 г.); > Приказ Министерства просвещения РФ от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями, приказ Министерства просвещения РФ от 21.07.2023 № 556) > Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; > Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" > Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 сентября 2016 г. N 08-1803 «О рекомендациях по реализации предметной области ОДНКНР для основного общего образования» > Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе проектной деятельности»; > Письмо Министерства просвещения РФ от 05.07.2022 г. № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»); > Письма Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросещения России от 17.06.2022 №03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»; > Устава муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 11 > Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ № 11 В соответствии с обновленным Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования организация внеурочной деятельности в МАОУ СОШ № 11 является неотъемлемой и обязательной частью образовательного процесса. План внеурочной деятельности является обязательной частью организационного раздела основной общеобразовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №11. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей, и является одной из форм организации свободного времени обучающихся. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность с учетом рабочей программы воспитания. Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Основные задачи организации внеурочной деятельности при получении основного общего образования: Организовать общественно-полезную и досуговую деятельность обучающихся совместно с семьями обучающихся; • Выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности; • Создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности; • Продолжить формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности; • Развить опыт творческой деятельности, творческих способностей; • Создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; • продолжить развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; • расширить рамки общения с социумом. План внеурочной деятельности состоит из двух частей: части, рекомендуемой для всех обучающихся, и вариативной части. Внеурочная деятельность в части, рекомендуемой для всех обучающихся, представлена следующими направлениями: • 1 час в неделю-информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок) целью развития ценностного отношения обучающихся к своей Родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Реализация программы занятий «Разговоры о важном» возложена на классных руководителей; • 1 час в неделю-занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности) с целью развития способности обучающихся применять приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью); • 1 час в неделю - занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства) с целью развития ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. В вариативную часть плана внеурочной деятельности включены: • Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектно исследовательской деятельности, исторического просвещения) с целью интеллектуального и общекультурного развития обучающихся, удовлетворения их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов; •занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в различных творческих объединениях - музыкальных, хоровых, танцевальных студиях, кружках художественного творчества, школьных музеях, школьных спортивных клубах, спортивных секциях и т.п.) с целью удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощи в самореализации, раскрытиии развитии способностей и талантов; • занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся (в том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии) с целью развития важных для жизни подрастающего человека социальных умений - заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на уровне основного общего образования не более 1750 часов, в год — не более 350 часов. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, до 10 часов в неделю на проведение занятий в каждом классе. Принципы организации внеурочной деятельности • интерес (поможет укрепить контакты педагогов с детьми, будет способствовать формированию в глазах детей позитивного восприятия школы, уменьшит риск их вовлечения в нежелательные, антисоциальные виды деятельности); • сотрудничество (помогает детям взрослеть, преодолевая свою инфантильность и развивая самостоятельность и ответственность); • доверие (поможет ему сплотить вокруг себя детей и стать для них значимым взрослым, к которому дети больше прислушиваются, чьи требования и просьбы воспринимаютсяпозитивнее, чье поведение и жизненные принципы охотнее воспринимаются ими вкачествеобразцов для подражания); • неназидательность (содержание внеурочных занятий не должно преподноситься ребенку в форме назиданий, ребенок не должен становиться пассивным потребителем информации, важно дать ему самому делать выводы из увиденного и услышанного на занятиях: спорить, доказывать свою точку зрения, слышать мнения других). Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и их родителей (законных представителей), и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, викторин, игр, познавательных бесед, диспутов, занятий по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов или модулей, интегрированных курсов, олимпиад, поисковых и научных исследований, проектов, интеллектуальных марафонов, профориентационных бесед, деловых игр, квестов, решения кейсов, изучения специализированных цифровых ресурсов, профессиональных проб, моделирующих профессиональную деятельность, занятий, связанных с освоением регионального компонента образования, посещения ярмарок профессий и профориентационных мероприятий, соревнований, спортивных игр, туристического слета, занятий школьников в различных творческих объединениях, отчетных концертов, конкурсов, выставок, культпоходов в театры, музеи, встреч с ветеранами, педагогического сопровождения деятельности Российского движения школьников, волонтерских, трудовых, экологических отрядов, создаваемых для социально ориентированной работы и т.д. Формы внеурочной деятельности сочетают индивидуальную и групповую работу школьников, а также предоставляют им возможность проявить и развить свою самостоятельность. Формирование групп обучающихся, желающих освоить те или иные программы, происходит перед началом учебного года по согласованию с родителями (законными представителями) обучающегося. Допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одной параллели. Внеурочная деятельность в 5-9-х классах реализуется на основе модели преобладания учебно-познавательной деятельности. Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для школьников, спортивной площадкой, актовым залом, музыкальной техникой, библиотекой, медицинским кабинетом, кабинетом технологии, информатики, а также кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, интерактивными досками. В целях реализации плана внеурочной деятельности школа имеет возможность использовать ресурсы других организаций (в том числе в сетевой форме взаимодействия), включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами. Ожидаемыерезультатывнеурочнойдеятельности: • развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности; • приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни, получение школьником опыта самостоятельного социального действия; • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; • формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; • воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; • формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; • увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; • реализация, в конечном счете, основной цели программы - достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей. Таким образом, план внеурочной деятельности позволяет удовлетворить дополнительные образовательные запросы обучающихся, их родителей (законных представителей), обеспечить развитие личности по всем направлениям. План внеурочной деятельности 5-9 классов МАОУ СОШ № 11 на 2023 - 2024 учебный год Н а п р а в л ен и я в н еу р о ч н о й д ея т ел ь н о ст и 5 классы Н азв ан и е к ур са 5А 5Б 5В 6 к л ассы 5Г 6А 6Б 6В 7 к л ассы 6Г 7А 7Б 8 к л а ссы 9 классы 7В 7Г 8А 8Б 8В 8Г 8Е 9А 9Б 9Г 9Е Ч а ст ь , р ек о м ен д у ем а я д л я в сех обуч аю щ и хся Информационно просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности Занятия по формированию функциональной грамотности Занятия, направленные на удовлетворение профессиональных интересов Р а зго в о р ы о важ н ом 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Ф ун к ц и он ал ь н ая гр ам отн ость 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 "Р осси я - мои го р и зо н т ы " /" Б и л ет в б удущ ее" /" В м и р е проф ессий" 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 П овы ш ен и е у р о в н я ор ф о гр а ф и ч еск ой , п ун к ту а ц и о н н ой и р ечевой гр ам отности 1 1 1 1 О сн овы создан и я а н а л и ти ч еск ого тек ста по л и тер атур е 1 Вариативная часть Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся « B ritish sp irit» (ан гл и й ск и й язы к ) 1 Р еш ен и е н еста н д а р тн ы х задач по и н ф ор м ати к е 1 1 Э к он ом и к а в цы ф р ах и ф ак тах 1 Э к он ом и ч еск ая геогр аф и я П ер м ск о го края 1 1 Р еш ен и е базовы х за д а ч и задач п ов ы ш ен н ой сл ож н ости 1 1 Б и о л о ги я . В м и р е к л ето к и тканей" Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в 1 1 Х и м и ч еск и й к ал ей доск оп 2 С о в ер ш ен ст в ов ан и е н ав ы к о в р еш ени я ал геб р а и ч еск и х и гео м етр и ч еск и х за д а ч 1 П р ак ти к ум по ф и зи к е 2 П р ак ти к ум по м атем ати к е 1 Ш кол ьн ы й сп ор ти в н ы й клуб "С К И Ф " 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов В ср туал ьн ы й эк ск ур си он н ы й клуб В м и р е пр аздни ка 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 З а н я ти я о су щ ест в л я ю тся п ед а го ги ч еск и м и р аб о тн и к а м и в р а м к а х р еал и зац и и п р огр ам м ы в о сп и т а т ел ь н о й р а б о т ы , п осещ ен и я т еа тр о в , в ы ст а в о к , м узеев , у ч а ст и е в р а б о т е ш к ол ь н ого театр а и ш к о л ь н о г о м узея . Занятия, направленные на В ол он тер ск и й удовлетворение отр яд "М ы2 социальных интересов и : "ш вм есте!" потребностей обучающихся, на Ю н ар м и я 2 педагогическое сопровождение О тр я д Ю И Д деятельности ; социальноориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений,органов ученического За н я ти я о сущ ест в л я ю тся п ед а го ги ч еск и м и р або тн и к а м и в р ам к ах р еал и зац и и п р огр ам м ы в о сп и т а т ел ь н о й р а б о т ы , самоуправления, на ч ер ез у ч а ст и е о буч аю щ и хся в Р о сси й ск о м д в и ж ен и и ш к о л ь н и к о в , С ов ете ст а р ш ек л а ссн и к о в , а к т и в е о б у ч а ю щ и х с я организацию совместно с ш к ол ы обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности ИТОГО 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10