Курс ВД - Здоровей-ка 4

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Здоровей-ка»
разработана в соответствии с требованиями:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 04.08.2023 г.);
2. Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального общего образования, утвержденного приказом Министерством
образования и науки Российской Федерации № 286 от 31.05.2021;
3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный

стандарт

начального

общего

образования»

(зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69676);
4. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023

№

372

«Об

утверждении

федеральной

образовательной

программы начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом
России 12.07.2023 № 74229);
5. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 №
996-р;
6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 СанПиН 1.2.3685-21 «Об утверждении СанПиН
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (с изменениями
на 30.12.2022 года);
8. Письма Минпросвещения России от 05.07.2022г. № ТВ-1290/03 «О
направлении методических рекомендаций об организации внеурочной
деятельности

в

рамках

реализации

обновленных

федеральных

государственных

образовательных

стандартов

начального

общего

и

основного общего образования»;
9. Основной

образовательной

программы

начального

общего

образования МАОУ СОШ № 11.
Цель курса: формировать установки на ведение здорового образа
жизни и коммуникативные навыки, нести ответственность за принятые
решения.
Основные задачи:
 формирование и развитие представления школьников о здоровье как
одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности
заботиться и укреплять собственное здоровье;
 формирование у школьников знаний о правилах рационального
питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности
соблюдать эти правила;
 освоение детьми практических навыков рационального питания;
 формирование представления о социокультурных аспектах питания
как составляющей общей культуры человека;
 информирование школьников о народных традициях, связанных с
питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего
народа;
 формирование чувства уважения к культуре своего народа и
культуре и традициям других народов;
 развитие творческих способностей и кругозора детей, их интересов и
познавательной деятельности;
 развитие

коммуникативных

навыков,

умения

эффективно

взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения
проблемы.

На реализацию курса внеурочной деятельности «Здоровей-ка» в 4-м
классе отводится 68 часов в год/2 часа в неделю.
Формы организации работы: беседы, викторины, спортивные
мероприятия; тесты и анкетирование; конкурсы.

Содержание курса внеурочной деятельности
Программа

курса

внеурочной

деятельности

по

спортивно-

оздоровительному направлению «Здоровей-ка» состоит из четырёх частей:
 «Первые шаги к здоровью» (1 класс): первичное ознакомление со
здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене,
ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
 «Если хочешь быть здоров» (2 класс): культура питания и этикет,
понятие об

иммунитете,

закаливающие процедуры,

ознакомление с

лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
 «По

дорожкам

здоровья»

(3

класс):

интеллектуальные

способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные
привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в
профилактических целях.
 «Я, ты, он, она - мы здоровая семья» (4 класс): формирование у
обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена
школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и
чувств.
Разделы программы курса ВД «Здоровей-ка»
Раздел 1. Введение «Вот мы и в школе»
Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни?
Факторы, укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней
гимнастики для организма.
Раздел 2. Питание и здоровье

Основы правильного питания,

гигиенические навыки культуры

поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и
прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о
необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для
здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о
режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной
воде.
Раздел 3. Моё здоровье в моих руках
Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда
и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного
аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе
жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.
Раздел 4. Я в школе и дома
Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в
образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона,
направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного
поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.
Раздел 5. Чтоб забыть про докторов
Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений
делать выбор «быть здоровым», закаливание организма, посещение бассейна.
Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение
Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные
привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на
формирование

позитивного отношения к самому себе, потребности в

саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию.
Раздел 7. Вот и стали мы на год взрослей
Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего
периода.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- установка на безопасный, здоровый образ жизни;
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение к сверстникам;
- бесконфликтное поведение.
Метапредметные результаты
1) регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель

деятельности

на

занятии

самостоятельно/с помощью педагога;
- осуществлять контроль, коррекцию т оценку результатов своей
деятельности.
2) познавательные УУД:
- делать

предварительный

отбор

источников

информации: ориентироваться в статье, книге;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
предложенный материал (статьи, иллюстрации, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на занятии);
- перерабатывать

полученную

информацию: делать выводы

в

результате совместной работы группы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
рассказы на основе моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью
моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3) коммуникативные УУД:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от
собственных;
- договариваться и приходить к общему мнению;
- формулировать свои затруднения;
- адекватно
окружающих.

оценивать

собственное

поведение

и

поведение

Предметные результаты
Сформированы общие представления:
-о

здоровье, значении здоровья в жизни человека, о факторах,

влияющих на здоровье;
-о

значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления

здоровья, для успешной учебы и социализации в обществе;
Сформированы
жизнедеятельность

умения:
(режим

организовывать

дня,

утренняя

здоровьесберегающую

зарядка,

оздоровительные

мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.).
Оздоровительные

результаты

программы

внеурочной

деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и
выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни
и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни
и

произойдет

увеличение

численности

воспитанников,

посещающих

спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная

адаптация

детей,

расширение

сферы

приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

общения,

ЭОР/ЦОР
1. Вайнер

Э.

Простуда

:

причины,

опасность,

профилактика

[Электронный ресурс] // 1 сентября : [сайт] / Эдуард Вайнер – М. :
Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия
«Здоровье детей».
Режим доступа: https://my.1september.ru/book/2465
2. Казакова Т. Технологии здоровьесбережения в образовательном
учреждении: методическое пособие [Электронный ресурс] // 1
сентября: [сайт]/Татьяна Казакова – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с. –
(Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей».
Режим доступа: https://my.1september.ru/book/2457
3. Мирская Н. Нарушение осанки. Типичные ситуации [Электронный
ресурс] // 1 сентября : [сайт] / Н. Мирская – М. : Чистые пруды, 2005. –
32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей»).
Режим доступа: https://my.1september.ru/book/2445
4. Сонькин В. Рациональное питание [Электронный ресурс] // 1 сентября :
[сайт] / Валентин Сонькин. – М. : Чистые пруды, 2008. – 32 с. –
(Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей».
Режим доступа: https://my.1september.ru/book/2464
5. Терещенко Н. В. Внеклассное мероприятие «Вредные привычки»
(здоровый образ жизни) [Электронный ресурс] / Н. В. Терещенко //
Завуч начальной школы. – 2012. - № 7. – С. 17-20. - 1 электрон. опт.
диск (CD-ROM).
6. Целебная сила движений : физкультминутки и подвижные игры в
школе [Электронный ресурс] // 1 сентября : [сайт] / сост. Н. Мирская. –
М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября»,
серия «Здоровье детей».
Режим доступа: https://my.1september.ru/book/2449

Тематическое планирование
4 класс
№
Наименование тем и разделов
п/п
Введение «Вот мы и в школе» - 11 ч.
1
«Здоровье и здоровый образ жизни»
2
Правила личной гигиены
3
Безопасное колесо
4-5
Физическая активность и здоровье
6-7
Как познать себя
8
Наши эмоции и поступки
9-10
Учимся думать и действовать
11
Умей выбирать
Питание и здоровье - 9 ч.
12
Питание – необходимое условие для
жизни человека
13
Витамины и правильное питание
14-15
Режим и правильное питание
16-17
Здоровая пища для всей семьи
18
Как питались в стародавние времена и
питание нашего времени
19
Секреты здорового питания. Рацион
питания
20
«Богатырская силушка»
Моё здоровье в моих руках – 12 ч.
21
Домашняя аптечка
22
«Мы за здоровый образ жизни»
23
Марафон «Сколько стоит твоё здоровье»
24
«Береги зрение смолоду».
25
Компьютер – друг или враг?
26-27
Как избежать искривления позвоночника
28
Отдых для здоровья
29
Чистота и порядок
30
Умеем ли мы отвечать за своё здоровье
31-32
Подвижные игры
Я в школе и дома – 12 ч.
33
«Мы здоровьем дорожим, соблюдая свой
режим»
34-35
«Класс не улица, ребята,
И запомнить это надо!»
36-37
«Спеши делать добро»
38-39
Что такое дружба? Как дружить в школе?
40-41
Мода и школьные будни
42
Умей сказать НЕТ!

Теор.

Практ.

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

2
1
1

1

1
1
1
1

1
1
1

43-44
Делу время – потехе час.
Чтоб забыть про докторов - 6 ч.
45
Чтоб болезней не бояться, надо спортом
заниматься
46-47
«За здоровый образ жизни».
48
Откуда берутся грязнули?
49-50
«Разговор о правильном питании».
Вкусные и полезные вкусности
Я и моё ближайшее окружение – 12 ч.
51-52
Размышление о жизненном опыте. Моя
семья
53
Вредные привычки и их профилактика
54
Умей сказать НЕТ!
55-56
Школа и моё настроение
57-58
Учимся думать и действовать
59-60
В мире интересного.
61-62
Подвижные игры
«Вот и стали мы на год взрослей» - 6 ч.
63
Я и опасность.
64
Игра «Мой горизонт»
65
Гордо реет флаг здоровья
66
«Умеете ли вы вести здоровый образ
жизни?»
67-68
«Сильные, ловкие, смелые»

1

1

1
1
1
1

1
1

2
1
1
1
1
1

1
1
1
2

1
1
1
1
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».