Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Здоровей-ка» разработана в соответствии с требованиями: 1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 04.08.2023 г.); 2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации № 286 от 31.05.2021; 3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69676); 4. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74229); 5. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; 6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 СанПиН 1.2.3685-21 «Об утверждении СанПиН «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (с изменениями на 30.12.2022 года); 8. Письма Минпросвещения России от 05.07.2022г. № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»; 9. Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 11. Цель курса: формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, нести ответственность за принятые решения. Основные задачи: формирование и развитие представления школьников о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье; формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила; освоение детьми практических навыков рационального питания; формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека; информирование школьников о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа; формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов; развитие творческих способностей и кругозора детей, их интересов и познавательной деятельности; развитие коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы. На реализацию курса внеурочной деятельности «Здоровей-ка» в 4-м классе отводится 68 часов в год/2 часа в неделю. Формы организации работы: беседы, викторины, спортивные мероприятия; тесты и анкетирование; конкурсы. Содержание курса внеурочной деятельности Программа курса внеурочной деятельности по спортивно- оздоровительному направлению «Здоровей-ка» состоит из четырёх частей: «Первые шаги к здоровью» (1 класс): первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими. «Если хочешь быть здоров» (2 класс): культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края. «По дорожкам здоровья» (3 класс): интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях. «Я, ты, он, она - мы здоровая семья» (4 класс): формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств. Разделы программы курса ВД «Здоровей-ка» Раздел 1. Введение «Вот мы и в школе» Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма. Раздел 2. Питание и здоровье Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде. Раздел 3. Моё здоровье в моих руках Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений. Раздел 4. Я в школе и дома Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам. Раздел 5. Чтоб забыть про докторов Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор «быть здоровым», закаливание организма, посещение бассейна. Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию. Раздел 7. Вот и стали мы на год взрослей Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты: - установка на безопасный, здоровый образ жизни; - потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам; - бесконфликтное поведение. Метапредметные результаты 1) регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на занятии самостоятельно/с помощью педагога; - осуществлять контроль, коррекцию т оценку результатов своей деятельности. 2) познавательные УУД: - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в статье, книге; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя предложенный материал (статьи, иллюстрации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии); - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). 3) коммуникативные УУД: - работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; - договариваться и приходить к общему мнению; - формулировать свои затруднения; - адекватно окружающих. оценивать собственное поведение и поведение Предметные результаты Сформированы общие представления: -о здоровье, значении здоровья в жизни человека, о факторах, влияющих на здоровье; -о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учебы и социализации в обществе; Сформированы жизнедеятельность умения: (режим организовывать дня, утренняя здоровьесберегающую зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.). Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности: - осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности воспитанников, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия; - социальная адаптация детей, расширение сферы приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. общения, ЭОР/ЦОР 1. Вайнер Э. Простуда : причины, опасность, профилактика [Электронный ресурс] // 1 сентября : [сайт] / Эдуард Вайнер – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей». Режим доступа: https://my.1september.ru/book/2465 2. Казакова Т. Технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении: методическое пособие [Электронный ресурс] // 1 сентября: [сайт]/Татьяна Казакова – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей». Режим доступа: https://my.1september.ru/book/2457 3. Мирская Н. Нарушение осанки. Типичные ситуации [Электронный ресурс] // 1 сентября : [сайт] / Н. Мирская – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей»). Режим доступа: https://my.1september.ru/book/2445 4. Сонькин В. Рациональное питание [Электронный ресурс] // 1 сентября : [сайт] / Валентин Сонькин. – М. : Чистые пруды, 2008. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей». Режим доступа: https://my.1september.ru/book/2464 5. Терещенко Н. В. Внеклассное мероприятие «Вредные привычки» (здоровый образ жизни) [Электронный ресурс] / Н. В. Терещенко // Завуч начальной школы. – 2012. - № 7. – С. 17-20. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 6. Целебная сила движений : физкультминутки и подвижные игры в школе [Электронный ресурс] // 1 сентября : [сайт] / сост. Н. Мирская. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей». Режим доступа: https://my.1september.ru/book/2449 Тематическое планирование 4 класс № Наименование тем и разделов п/п Введение «Вот мы и в школе» - 11 ч. 1 «Здоровье и здоровый образ жизни» 2 Правила личной гигиены 3 Безопасное колесо 4-5 Физическая активность и здоровье 6-7 Как познать себя 8 Наши эмоции и поступки 9-10 Учимся думать и действовать 11 Умей выбирать Питание и здоровье - 9 ч. 12 Питание – необходимое условие для жизни человека 13 Витамины и правильное питание 14-15 Режим и правильное питание 16-17 Здоровая пища для всей семьи 18 Как питались в стародавние времена и питание нашего времени 19 Секреты здорового питания. Рацион питания 20 «Богатырская силушка» Моё здоровье в моих руках – 12 ч. 21 Домашняя аптечка 22 «Мы за здоровый образ жизни» 23 Марафон «Сколько стоит твоё здоровье» 24 «Береги зрение смолоду». 25 Компьютер – друг или враг? 26-27 Как избежать искривления позвоночника 28 Отдых для здоровья 29 Чистота и порядок 30 Умеем ли мы отвечать за своё здоровье 31-32 Подвижные игры Я в школе и дома – 12 ч. 33 «Мы здоровьем дорожим, соблюдая свой режим» 34-35 «Класс не улица, ребята, И запомнить это надо!» 36-37 «Спеши делать добро» 38-39 Что такое дружба? Как дружить в школе? 40-41 Мода и школьные будни 42 Умей сказать НЕТ! Теор. Практ. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 43-44 Делу время – потехе час. Чтоб забыть про докторов - 6 ч. 45 Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься 46-47 «За здоровый образ жизни». 48 Откуда берутся грязнули? 49-50 «Разговор о правильном питании». Вкусные и полезные вкусности Я и моё ближайшее окружение – 12 ч. 51-52 Размышление о жизненном опыте. Моя семья 53 Вредные привычки и их профилактика 54 Умей сказать НЕТ! 55-56 Школа и моё настроение 57-58 Учимся думать и действовать 59-60 В мире интересного. 61-62 Подвижные игры «Вот и стали мы на год взрослей» - 6 ч. 63 Я и опасность. 64 Игра «Мой горизонт» 65 Гордо реет флаг здоровья 66 «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни?» 67-68 «Сильные, ловкие, смелые» 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2