Курс ВД - Корригирующая гимнастика 1

Пояснительная записка
Программа

курса

внеурочной

деятельности

«Корригирующая

гимнастика» составлена с опорой на пособие для учителя «Школа докторов
Природы или 135 уроков здоровья» авторы: Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскиная
и в соответствии с требованиями:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 04.08.2023 г.);
2. Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального общего образования, утвержденного приказом Министерством
образования и науки Российской Федерации № 286 от 31.05.2021;
3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный

стандарт

начального

общего

образования»

(зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69676);
4. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023

№

372

«Об

утверждении

федеральной

образовательной

программы начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом
России 12.07.2023 № 74229);
5. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 №
996-р;
6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 СанПиН 1.2.3685-21 «Об утверждении СанПиН
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и

(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (с изменениями
на 30.12.2022 года);
8. Письма Минпросвещения России от 05.07.2022г. № ТВ-1290/03 «О
направлении методических рекомендаций об организации внеурочной
деятельности

в

государственных

рамках

реализации

образовательных

обновленных

стандартов

федеральных

начального

общего

и

основного общего образования»;
9. Основной

образовательной

программы

начального

общего

образования МАОУ СОШ № 11.
Цель курса: укрепление здоровья детей и совершенствование их
физического развития, улучшение контроля за физическим развитием
каждого ребенка с учетом возрастных и физических особенностей, связанных
с нарушением осанки и заболеванием опорно-двигательного аппарата
(сколиоз, плоскостопие).
Основные задачи:
оздоровительные: содействовать

коррекции

и

профилактике

заболеваний опорно-двигательного аппарата;
образовательные: обучить
совершенствовать

навыки

основам

владения

корригирующей

индивидуальными

гимнастики;

упражнениями;

обучить видам дыхательных упражнений; увеличить жизненную ёмкость
легких; освоить двигательные навыки и умения, необходимые для
нормальной жизнедеятельности; формулировать системы элементарных
знаний о здоровом образе жизни;
воспитательные: формировать

физические

и

морально-волевые

качества личности;
коррекционные: создать мышечный корсет;

увеличить

силовую

выносливость мышц; замедлить процесс прогрессирования заболевания;
стабилизировать искривление позвоночника; уменьшить дуги сколиоза;

исправить недостатки физического развития посредством коррекционных и
специальных упражнений;
валеолого-психологические: формировать осознанное отношение к
своему здоровью; создать благоприятные условия для оздоровления своего
организма;

развивать

волевые

качества;

создать

благоприятный

психоэмоциональный фон для лечения заболевания.
На реализацию курса внеурочной деятельности «Корригирующая
гимнастика» отводится: в 1 классе 66 часов в год/2 часа в неделю; во 2-4
классах по 68 часов в год/2 часа в неделю.
Форма организации: тренировочные занятия, практические занятия.
К занятиям по программе допускаются дети, по состоянию здоровья
отнесенные к основной и подготовительной медгруппам, что подтверждается
соответствующим

документом

обслуживающего ребенка.

(справкой)

из

лечебного

учреждения,

Содержание программы курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Вводное занятие.
Правила

техники

безопасности.

Правила

подбора

и

хранения

инвентаря.
Раздел 2. Теоретические сведения (основы знаний).
Здоровье человека и влияние на него физических упражнений.
Здоровье физическое, психическое, душевное. Здоровый образ жизни и
мысли (экология души). Потребность в движении тела как выражение
потребности души. Влияние питания на здоровья. Режим и рацион питания
для растущего организма. Питьевой режим школьника. Психогигиена
питания. Формирование ценностного отношения к еде и воде как к
связующей нити человека и природы. Гигиенические и этические нормы.
Гигиенические нормы (гигиенические процедуры до и после занятия, в
повседневной жизни; уход за гимнастической формой, за повседневной
одеждой, за инвентарем). Этические нормы (нормы поведения на занятиях,
до и после них, в повседневной жизни, взаимоотношения с педагогом, с
товарищами, помощь начинающим и отстающим, основы бесконфликтного
поведения на занятиях и в повседневной жизни). Взаимосвязь гигиенических
и этических норм (соблюдение правил гигиены как проявление уважения к
окружающим и окружающему миру). Взаимосвязь этических норм и правил
техники безопасности (уважительное и бесконфликтное поведение как
основа безопасности на занятиях).
Раздел 3. Общая физическая подготовка.
Упражнения в ходьбе и беге. Строевые упражнения. Упражнения в
ходьбе с соблюдением правильной осанки; на носках, пятках, наружном и
внутреннем крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким
подниманием бедра; в полу приседе; сочетание ходьбы с дыханием.
Упражнения в беге на месте и в передвижении; на носках; с высоким
подниманием бедра; захлестом голени; боком приставным и скрестным

шагом; спиной вперед; с различными движениями рук; с подскоками; с
изменением темпа.
Упражнения для плечевого пояса и рук. На месте в различных
исходных положениях; в движении; с предметами (скакалками, палками,
мячами, обручами); с партнером.
Упражнения для ног. На месте в различных исходных положениях; у
опоры; в движении; с предметами; с партнером.
Упражнения для туловища. На месте в различных исходных
положениях (стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку); у опоры; в
движении; с предметами; с партнером.
Комплексы общеразвивающих упражнений. На месте в различных
исходных положениях; с чередованием исходных положений; у опоры; в
движении; с предметами; с партнером. Формирование эстетического вкуса и
проявление

творческих

самостоятельного

способностей

составления

школьников

комплексов

ОРУ

посредством

(под

музыкальное

сопровождение).
Раздел 4. Специальная физическая подготовка.
Формирование

навыка

правильной

осанки.

Осанка

и

имидж.

Упражнения в различных исходных положениях; у стены; у зеркала; с
закрытыми глазами; с самоконтролем и взаимоконтролем; с предметами.
Потребность и навык красивой походки. Осанка, походка и имидж.
Укрепление мышечного корсета . Упражнения на месте в различных
исходных положениях (стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку); у опоры;
в движении; с предметами (палками, резиновыми бинтами); с предметами
художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами); с партнером.
Укрепление
Упражнения

мышечно-связочного

аппарата

стопы

и

голени

.

у опоры; в движении; с предметами художественной

гимнастики (скакалками, мячами, обручами).
Упражнения на равновесие. На месте в различных исходных
положениях туловища (вертикальных, наклонных); на носках; с поворотами;

в движении; с предметами (палками, скакалками, мячами, обручами); с
партнером. Взаимосвязь равновесия физического и психического.
Упражнения

на

гибкость.

Воспитание

гибкости

позвоночника,

тазобедренных и голеностопных суставов, выворотности в плечевых
суставах

с

помощью

статических

и

динамических

упражнений

на

растягивание: на месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа);
у опоры; в движении; с предметами; с партнером. Психологические факторы
гибкости (отсутствие психоэмоционального напряжения).
Акробатические упражнения. Стойка на лопатках, мост, перекаты,
кувырки, стойка на руках у стены, соединение элементов. Психологические
факторы освоения акробатических упражнений: отношение к чувству страха
как к союзнику.
Раздел 5. Дыхательные упражнения.
Упражнения стоя, сидя, в передвижении; упражнения на согласование
движений и дыхания; упражнения с задержкой и усилением дыхания;
упражнения на развитие носового дыхания; упражнения на развитие
различных типов дыхания (грудной тип, ключичный, брюшной, полное
дыхание); комплексы дыхательных упражнений. Формирование ценностного
отношения к дыханию: дыхание - акт единения с природой.
Раздел 6. Упражнения на расслабление.
Упражнения в различных исходных положениях (лежа, сидя, стоя), в
передвижении; активные и пассивные упражнения; локальные и общие;
упражнения с партнером.
Раздел 7. Самоконтроль и психорегуляция.
Самоконтроль по: общей двигательной активности и самочувствию,
ЧСС, частоте и глубине дыхания, по голосу и речи, по особенностям
поведения. Психорегуляция (снятие психоэмоционального напряжения,
мобилизация).

Способы

психорегуляции

(двигательные,

ментальные, комбинированные, идеомоторные).

дыхательные,

Раздел 8. Самомассаж и взаимомассаж.
Назначение
напряжения,

массажа

подготовка

(снятие

утомления,

организма

к

психоэмоционального

выполнению

предстоящей

деятельности); показания и противопоказания к применению; гигиенические
требования к проведению массажа; приемы массажа в различных исходных
положениях массируемого (лежа, сидя, стоя); массаж различных мышечных
групп; активные и пассивные приемы массажа.
Раздел 9. Контрольные испытания и показательные выступления.
Физкультурный

праздник. Мероприятие

для

начальной

школы:

соревнуются только занимающиеся или занимающиеся с не занимающимися.
Соревнования

по

физической

подготовке

и

простейшим

элементам

гимнастики (с предметами и без). Можно предложить выступающим
следующие тесты физической подготовленности:
- гибкость позвоночника: наклон вперед из положения сидя;
- гибкость плечевых суставов;
- силовая выносливость мышц туловища: в положении лежа на животе
удержание туловища, разогнутого под углом 45˚;
- сила мышц ног: прыжок в длину с места;
- силовая выносливость мышц брюшного пресса: в положении лежа на
спине удержание ног, согнутых под углом 45˚ в тазобедренных суставах;
- проба на равновесие: стоя на всей стопе одной ноги с закрытыми
глазами или на носке одной ноги с открытыми глазами;
- комплексное тестирование координации движений, скоростной
выносливости, силы мышц ног: прыжки через скакалку до ошибки или отказа
испытуемого.
Праздник

здоровья.

1

вариант

(мероприятие

общешкольного

масштаба). Конкурсы по корригирующей гимнастике и здоровому образу
жизни, на которых выполняются задания как связанные с физическими
упражнениями

оздоровительного

характера,

так

и

с

творческими

способностями (рисунки, стихи, рассказы и т.д.), выражающими отношение к

занятиям и ЗОЖ. Постановка сценок на тему ЗОЖ. Возможны также
семейные конкурсы.
2 вариант (мероприятие для начальной школы). Показательные
сольные и групповые выступления с демонстрацией гимнастических
комплексов оздоровительной направленности (на осанку, на укрепление
мышечного корсета, на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, на
развитие вестибулярной устойчивости, на развитие гибкости).

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные УУД:
- освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается,
готовности принять на себя ответственность;
- развитие мотивации достижения и готовности к преодолению
трудностей на основе конструктивных стратегий и умения мобилизовать
свои личностные и физические ресурсы, стрессоустойчивости;
- освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Регулятивные УУД:
- развитие умений планировать, регулировать, контролировать и
оценивать свои действия
Коммуникативные УУД:
- развитие взаимодействия, ориентации на партнёра, сотрудничества и
кооперации;
- формирование умения планировать общую цель и пути её
достижения;
-

договариваться

в

отношении

ролей

и

способов

действия,

распределения функций и ролей в совместной деятельности;
- умений конструктивно разрешать конфликты;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и
вносить

необходимые

коррективы

в

интересах

достижения

общего

результата.
Познавательные УУД:
- выбор наиболее эффективных способов решения практических задач;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса
и результатов деятельности;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

ЭОР/ЦОР
1. https://msk.ramsaydiagnostics.ru/blog/20-sposobov-byt-zdorovym/
2. https://odin-kvd.ru/blog/infekcionnye-bolezni-prichiny-vozniknovenija-i
3. https://ya.ru/video/preview/1917682749943559544

Календарно-тематическое планирование
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

Название темы
Вводное занятие (правила техники безопасности)
Теоретические сведения (основы знаний)
Здоровье человека и влияние на него физических упражнений.
Влияние питания на здоровье.
Гигиенические и этические нормы.
Комплексы общеразвивающих упражнений
Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения
Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки.
Упражнения в беге на месте и в передвижении.
Упражнения для плечевого пояса и рук.
Упражнения для туловища. Упражнения на расслабление
Комплексы общеразвивающих упражнений.
Формирование навыка правильной осанки.
Осанка и имидж. Упражнения на расслабление
Укрепление мышечного корсета. Упражнения на расслабление.
Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени.
Укрепление мышечного корсета. Упражнения на расслабление.
Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени. Упражнения на
расслабление.
Упражнения на равновесие. Дыхательные упражнения
Упражнения на гибкость. Дыхательные упражнения
Акробатические упражнения. Упражнения на гибкость
Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения.
Акробатические упражнения. Упражнения на расслабление.
Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения.
Упражнения на гибкость.
Упражнения на равновесие. Дыхательные упражнения
Акробатические упражнения.
Упражнения на гибкость.
Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения.
Акробатические упражнения. Упражнения на расслабление.
Упражнения на равновесие.
Упражнения на гибкость.
Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения.
Акробатические упражнения. Упражнения на расслабление.
Упражнения на равновесие. Дыхательные упражнения
Укрепление мышечного корсета. Упражнения на расслабление.
Упражнения на равновесие.
Упражнения на гибкость.
Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения
Акробатические упражнения. Упражнения на расслабление.
Упражнения на равновесие. Дыхательные упражнения
Укрепление мышечного корсета. Упражнения на расслабление.
Самоконтроль и психорегуляция.
Упражнения на гибкость.
Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Акробатические упражнения. Упражнения на расслабление.
Упражнения на равновесие. Дыхательные упражнения
Укрепление мышечного корсета. Упражнения на расслабление.
Самоконтроль и психорегуляция.
Упражнения на гибкость
Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения
Акробатические упражнения. Упражнения на расслабление.
Укрепление мышечного корсета. Упражнения на расслабление.
Упражнения на равновесие. Дыхательные упражнения
Упражнения на гибкость
Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения
Акробатические упражнения. Упражнения на расслабление.
Упражнения на равновесие. Дыхательные упражнения
Упражнения на гибкость.
Дыхательные упражнения.
Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения
Самоконтроль и психорегуляция.
Самомассаж.
Контрольные испытания и показательные выступления
Физкультурный праздник.
Соревновательный этап.
Судейство.
Праздник здоровья.
Всего

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».