Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Корригирующая гимнастика» составлена с опорой на пособие для учителя «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья» авторы: Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскиная и в соответствии с требованиями: 1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 04.08.2023 г.); 2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации № 286 от 31.05.2021; 3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69676); 4. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74229); 5. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; 6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 СанПиН 1.2.3685-21 «Об утверждении СанПиН «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (с изменениями на 30.12.2022 года); 8. Письма Минпросвещения России от 05.07.2022г. № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности в государственных рамках реализации образовательных обновленных стандартов федеральных начального общего и основного общего образования»; 9. Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 11. Цель курса: укрепление здоровья детей и совершенствование их физического развития, улучшение контроля за физическим развитием каждого ребенка с учетом возрастных и физических особенностей, связанных с нарушением осанки и заболеванием опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие). Основные задачи: оздоровительные: содействовать коррекции и профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата; образовательные: обучить совершенствовать навыки основам владения корригирующей индивидуальными гимнастики; упражнениями; обучить видам дыхательных упражнений; увеличить жизненную ёмкость легких; освоить двигательные навыки и умения, необходимые для нормальной жизнедеятельности; формулировать системы элементарных знаний о здоровом образе жизни; воспитательные: формировать физические и морально-волевые качества личности; коррекционные: создать мышечный корсет; увеличить силовую выносливость мышц; замедлить процесс прогрессирования заболевания; стабилизировать искривление позвоночника; уменьшить дуги сколиоза; исправить недостатки физического развития посредством коррекционных и специальных упражнений; валеолого-психологические: формировать осознанное отношение к своему здоровью; создать благоприятные условия для оздоровления своего организма; развивать волевые качества; создать благоприятный психоэмоциональный фон для лечения заболевания. На реализацию курса внеурочной деятельности «Корригирующая гимнастика» отводится: в 1 классе 66 часов в год/2 часа в неделю; во 2-4 классах по 68 часов в год/2 часа в неделю. Форма организации: тренировочные занятия, практические занятия. К занятиям по программе допускаются дети, по состоянию здоровья отнесенные к основной и подготовительной медгруппам, что подтверждается соответствующим документом обслуживающего ребенка. (справкой) из лечебного учреждения, Содержание программы курса внеурочной деятельности Раздел 1. Вводное занятие. Правила техники безопасности. Правила подбора и хранения инвентаря. Раздел 2. Теоретические сведения (основы знаний). Здоровье человека и влияние на него физических упражнений. Здоровье физическое, психическое, душевное. Здоровый образ жизни и мысли (экология души). Потребность в движении тела как выражение потребности души. Влияние питания на здоровья. Режим и рацион питания для растущего организма. Питьевой режим школьника. Психогигиена питания. Формирование ценностного отношения к еде и воде как к связующей нити человека и природы. Гигиенические и этические нормы. Гигиенические нормы (гигиенические процедуры до и после занятия, в повседневной жизни; уход за гимнастической формой, за повседневной одеждой, за инвентарем). Этические нормы (нормы поведения на занятиях, до и после них, в повседневной жизни, взаимоотношения с педагогом, с товарищами, помощь начинающим и отстающим, основы бесконфликтного поведения на занятиях и в повседневной жизни). Взаимосвязь гигиенических и этических норм (соблюдение правил гигиены как проявление уважения к окружающим и окружающему миру). Взаимосвязь этических норм и правил техники безопасности (уважительное и бесконфликтное поведение как основа безопасности на занятиях). Раздел 3. Общая физическая подготовка. Упражнения в ходьбе и беге. Строевые упражнения. Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки; на носках, пятках, наружном и внутреннем крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; в полу приседе; сочетание ходьбы с дыханием. Упражнения в беге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием бедра; захлестом голени; боком приставным и скрестным шагом; спиной вперед; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением темпа. Упражнения для плечевого пояса и рук. На месте в различных исходных положениях; в движении; с предметами (скакалками, палками, мячами, обручами); с партнером. Упражнения для ног. На месте в различных исходных положениях; у опоры; в движении; с предметами; с партнером. Упражнения для туловища. На месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами; с партнером. Комплексы общеразвивающих упражнений. На месте в различных исходных положениях; с чередованием исходных положений; у опоры; в движении; с предметами; с партнером. Формирование эстетического вкуса и проявление творческих самостоятельного способностей составления школьников комплексов ОРУ посредством (под музыкальное сопровождение). Раздел 4. Специальная физическая подготовка. Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж. Упражнения в различных исходных положениях; у стены; у зеркала; с закрытыми глазами; с самоконтролем и взаимоконтролем; с предметами. Потребность и навык красивой походки. Осанка, походка и имидж. Укрепление мышечного корсета . Упражнения на месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами (палками, резиновыми бинтами); с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами); с партнером. Укрепление Упражнения мышечно-связочного аппарата стопы и голени . у опоры; в движении; с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами). Упражнения на равновесие. На месте в различных исходных положениях туловища (вертикальных, наклонных); на носках; с поворотами; в движении; с предметами (палками, скакалками, мячами, обручами); с партнером. Взаимосвязь равновесия физического и психического. Упражнения на гибкость. Воспитание гибкости позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов, выворотности в плечевых суставах с помощью статических и динамических упражнений на растягивание: на месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа); у опоры; в движении; с предметами; с партнером. Психологические факторы гибкости (отсутствие психоэмоционального напряжения). Акробатические упражнения. Стойка на лопатках, мост, перекаты, кувырки, стойка на руках у стены, соединение элементов. Психологические факторы освоения акробатических упражнений: отношение к чувству страха как к союзнику. Раздел 5. Дыхательные упражнения. Упражнения стоя, сидя, в передвижении; упражнения на согласование движений и дыхания; упражнения с задержкой и усилением дыхания; упражнения на развитие носового дыхания; упражнения на развитие различных типов дыхания (грудной тип, ключичный, брюшной, полное дыхание); комплексы дыхательных упражнений. Формирование ценностного отношения к дыханию: дыхание - акт единения с природой. Раздел 6. Упражнения на расслабление. Упражнения в различных исходных положениях (лежа, сидя, стоя), в передвижении; активные и пассивные упражнения; локальные и общие; упражнения с партнером. Раздел 7. Самоконтроль и психорегуляция. Самоконтроль по: общей двигательной активности и самочувствию, ЧСС, частоте и глубине дыхания, по голосу и речи, по особенностям поведения. Психорегуляция (снятие психоэмоционального напряжения, мобилизация). Способы психорегуляции (двигательные, ментальные, комбинированные, идеомоторные). дыхательные, Раздел 8. Самомассаж и взаимомассаж. Назначение напряжения, массажа подготовка (снятие утомления, организма к психоэмоционального выполнению предстоящей деятельности); показания и противопоказания к применению; гигиенические требования к проведению массажа; приемы массажа в различных исходных положениях массируемого (лежа, сидя, стоя); массаж различных мышечных групп; активные и пассивные приемы массажа. Раздел 9. Контрольные испытания и показательные выступления. Физкультурный праздник. Мероприятие для начальной школы: соревнуются только занимающиеся или занимающиеся с не занимающимися. Соревнования по физической подготовке и простейшим элементам гимнастики (с предметами и без). Можно предложить выступающим следующие тесты физической подготовленности: - гибкость позвоночника: наклон вперед из положения сидя; - гибкость плечевых суставов; - силовая выносливость мышц туловища: в положении лежа на животе удержание туловища, разогнутого под углом 45˚; - сила мышц ног: прыжок в длину с места; - силовая выносливость мышц брюшного пресса: в положении лежа на спине удержание ног, согнутых под углом 45˚ в тазобедренных суставах; - проба на равновесие: стоя на всей стопе одной ноги с закрытыми глазами или на носке одной ноги с открытыми глазами; - комплексное тестирование координации движений, скоростной выносливости, силы мышц ног: прыжки через скакалку до ошибки или отказа испытуемого. Праздник здоровья. 1 вариант (мероприятие общешкольного масштаба). Конкурсы по корригирующей гимнастике и здоровому образу жизни, на которых выполняются задания как связанные с физическими упражнениями оздоровительного характера, так и с творческими способностями (рисунки, стихи, рассказы и т.д.), выражающими отношение к занятиям и ЗОЖ. Постановка сценок на тему ЗОЖ. Возможны также семейные конкурсы. 2 вариант (мероприятие для начальной школы). Показательные сольные и групповые выступления с демонстрацией гимнастических комплексов оздоровительной направленности (на осанку, на укрепление мышечного корсета, на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, на развитие вестибулярной устойчивости, на развитие гибкости). Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные УУД: - освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность; - развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы, стрессоустойчивости; - освоение правил здорового и безопасного образа жизни. Регулятивные УУД: - развитие умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия Коммуникативные УУД: - развитие взаимодействия, ориентации на партнёра, сотрудничества и кооперации; - формирование умения планировать общую цель и пути её достижения; - договариваться в отношении ролей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности; - умений конструктивно разрешать конфликты; - осуществлять взаимный контроль; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата. Познавательные УУД: - выбор наиболее эффективных способов решения практических задач; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности. ЭОР/ЦОР 1. https://msk.ramsaydiagnostics.ru/blog/20-sposobov-byt-zdorovym/ 2. https://odin-kvd.ru/blog/infekcionnye-bolezni-prichiny-vozniknovenija-i 3. https://ya.ru/video/preview/1917682749943559544 Календарно-тематическое планирование № п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 Название темы Вводное занятие (правила техники безопасности) Теоретические сведения (основы знаний) Здоровье человека и влияние на него физических упражнений. Влияние питания на здоровье. Гигиенические и этические нормы. Комплексы общеразвивающих упражнений Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки. Упражнения в беге на месте и в передвижении. Упражнения для плечевого пояса и рук. Упражнения для туловища. Упражнения на расслабление Комплексы общеразвивающих упражнений. Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж. Упражнения на расслабление Укрепление мышечного корсета. Упражнения на расслабление. Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени. Укрепление мышечного корсета. Упражнения на расслабление. Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени. Упражнения на расслабление. Упражнения на равновесие. Дыхательные упражнения Упражнения на гибкость. Дыхательные упражнения Акробатические упражнения. Упражнения на гибкость Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения. Акробатические упражнения. Упражнения на расслабление. Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения. Упражнения на гибкость. Упражнения на равновесие. Дыхательные упражнения Акробатические упражнения. Упражнения на гибкость. Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения. Акробатические упражнения. Упражнения на расслабление. Упражнения на равновесие. Упражнения на гибкость. Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения. Акробатические упражнения. Упражнения на расслабление. Упражнения на равновесие. Дыхательные упражнения Укрепление мышечного корсета. Упражнения на расслабление. Упражнения на равновесие. Упражнения на гибкость. Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения Акробатические упражнения. Упражнения на расслабление. Упражнения на равновесие. Дыхательные упражнения Укрепление мышечного корсета. Упражнения на расслабление. Самоконтроль и психорегуляция. Упражнения на гибкость. Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Акробатические упражнения. Упражнения на расслабление. Упражнения на равновесие. Дыхательные упражнения Укрепление мышечного корсета. Упражнения на расслабление. Самоконтроль и психорегуляция. Упражнения на гибкость Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения Акробатические упражнения. Упражнения на расслабление. Укрепление мышечного корсета. Упражнения на расслабление. Упражнения на равновесие. Дыхательные упражнения Упражнения на гибкость Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения Акробатические упражнения. Упражнения на расслабление. Упражнения на равновесие. Дыхательные упражнения Упражнения на гибкость. Дыхательные упражнения. Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения Самоконтроль и психорегуляция. Самомассаж. Контрольные испытания и показательные выступления Физкультурный праздник. Соревновательный этап. Судейство. Праздник здоровья. Всего 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 68 ч.