Курс ВД - Умники и умницы 2

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» составлена на
основе авторской программы О. Холодовой «Юным умникам и умницам», в
соответствии с требованиями:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 04.08.2023 г.);
2. Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального общего образования, утвержденного приказом Министерством
образования и науки Российской Федерации № 286 от 31.05.2021;
3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования» (зарегистрирован
Минюстом России 17.08.2022 № 69676);
4. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы
начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России
12.07.2023 № 74229);
5. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 СанПиН 1.2.3685-21 «Об утверждении СанПиН «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания» (с изменениями на 30.12.2022 года);
8. Письма Минпросвещения России от 05.07.2022г. № ТВ-1290/03 «О
направлении методических рекомендаций об организации внеурочной
деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего и основного общего
образования»;
9. Основной образовательной программы начального общего образования
МАОУ СОШ № 11.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся
на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов
мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать
несложные выводы;
2) развитие психических познавательных процессов: различных видов
памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и
ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить
умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения
решать нестандартные задачи;
5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной
деятельности учащихся;
6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться
и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение
других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в
процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является
именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и
навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
На реализацию курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
отводится: во 2 классе - 68 часв в год/2 часа в неделю.
Форма организации: практические занятия.

Содержание программы курса внеурочной деятельности
Развитие
внимания.
Диагностика
произвольного
внимания.
Тренировочные упражнения на развитие способности переключать,
распределять внимание, увеличение объема, устойчивости, концентрации
внимания.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой,
образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности
и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения
материала. Тренировка избирательности запоминания.
Развитие речи. Развитие связной монологической речи. Обогащение
словаря учащихся. Формирование умений работы с содержанием текстов
(выделение главной мысли, постановка вопросов к тексту и умение находить на
них ответы. Формирование умения понимать и объяснять смысл образных и
крылатых выражений, пословиц и поговорок. Формирование умения ясно и
четко излагать свои мысли, правильно строить предложения.
Развитие мышления. Учимся выделять признаки предметов. Выделение
признаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам (загадки,
описание предметов). Упражнение в нахождении признаков разных предметов,
животных, времен года. Описание признаков геометрических фигур. Описание
предмета по его признакам. Выделение «лишнего» предмета в группе однородных предметов. Решение различных задач на нахождение «лишнего» среди
предметов, чисел, слов, фигур.
Учимся сравнивать. Сравнение двух и более предметов. Выделение
общих и существенных признаков. Нахождение черт сходства и отличия.
Нахождение предметов с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер,
вкус и т.д.) Решение задач на сравнение чисел, слов предметов, фигур.
Учимся рассуждать и анализировать. Нахождение закономерностей в
числах, фигурах, знаках. Продолжение ряда по закономерности. Поиск
недостающих в рядах фигур. Поиск последовательности действий. Нахождение
пропущенных чисел, фигур, элементов. Логические игры со счетными
палочками. Нахождение общего понятия для группы однородных предметов.
Решение логических задач разных видов. Логические игры со счетными
палочками. Решение анаграмм, ребусов, кроссвордов.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
 Личностные:
 целостное восприятие окружающего мира;
 развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,
творческий подход к выполнению заданий;
 рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и
управлять ими;
 навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
 установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, к работе на результат;
 формирование у обучающихся основ российской идентичности;
 готовность обучающихся к саморазвитию;
 мотивацию к познанию и обучению;
 ценностные установки и социально-значимые качества личности;
 определять и высказывать под руководством педагога самые простые
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические
нормы);
 в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и педагога, как поступить
 Метапредметные
Регулятивные:
 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
 проговаривать последовательность действий;
 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради;
 учиться работать по предложенному учителем плану;
 учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
 учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные:
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя;
 делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться
в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;

 перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства,
неравенства, плоские геометрические фигуры.
 преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших математических
моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
 находить и формулировать решение задачи с помощью простейших
моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные:
 донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
 слушать и понимать речь других.
 читать и пересказывать текст.
 совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
 Предметные
 описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
 выделять существенные признаки предметов;
 сравнивать между собой предметы, явления;
 обобщать, делать несложные выводы;
 классифицировать явления, предметы;
 определять последовательность событий;
 судить о противоположных явлениях;
 давать определения тем или иным понятиям;
 определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
 выявлять функциональные отношения между понятиями;
 выявлять закономерности и проводить аналогии.

ЭОР/ЦОР:
https://webmg.ru/100-graficheskih-diktantov-dlya-doshkolnikov-i-shkolnikov/
https://logiclike.com/ru/start?course=child&utm
https://xn--80aje0aeeii.xn--p1ai/news/intellektualnye-igry-dlya-detei/
https://multiurok.ru/index.php/files/veselye-intellektualnye-igry-dlia-detei-ot-3-do13.html
https://repetit.ru/blog/articles/intellektualnye-igry-dlya-detej/

Тематическое планирование
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Тема
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения,
памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)
Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Развитие речи и творческих способностей.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический
диктант.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант
Развитие памяти, внимания, совершенствование навыков техники
чтения.
Развитие логического мышления. Совершенствование
мыслительных операций.
Тренировка внимания. Развитие мышления.

10. Совершенствование воображения.
11. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения,
памяти и мышления на конец учебного года

Кол-во
часов
1
10
10
6
6
9
4
10
5
5
2
68ч.

Календарно-тематическое планирование
2 класс
№
п/п
1
2

Тема урока
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и
мышления. Графический диктант.
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие
мышления. Графический диктант

3

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

4
5

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.
Рисуем по образцу.
Развитие памяти, внимания, совершенствование навыков техники чтения.
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант

6
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие
мышления. Графический диктант
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.
Рисуем по образцу.
Развитие памяти, внимания, совершенствование навыков техники чтения.
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие
мышления. Графический диктант
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант
Развитие речи и творческих способностей.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.
Рисуем по образцу.
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие
мышления. Графический диктант
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант.

Дата

27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие
мышления. Графический диктант
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.
Развитие речи и творческих способностей.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.
Рисуем по образцу.
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие
мышления. Графический диктант
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант
Развитие памяти, внимания, совершенствование навыков техники чтения.
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие
мышления. Графический диктант
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант
Развитие речи и творческих способностей.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант
Развитие памяти, внимания, совершенствование навыков техники чтения.
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие
мышления. Графический диктант
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант.
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.
Рисуем по образцу
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие
мышления. Графический диктант
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант
Развитие речи и творческих способностей.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант

62
63
64
65
66
67
68

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант
Развитие концентрации внимания. Графический диктант
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант
Тренировка внимания. Развитие мышления. «Конкурс эрудитов».
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и
мышления на конец учебного года
Итог: 68 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».