Курс ВД - Умники и умницы 4

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
разработана в соответствии с требованиями:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 14.07.2022 г.);
2. Приказа
31.05.2021

№

Министерства просвещения Российской Федерации
286

«Об

утверждении

федерального

от

государственного

образовательного стандарта начального общего образования»;
3. Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального общего образования, утвержденного приказом Министерством
образования и науки Российской Федерации № 286 от 31.05.2021;
4. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 СанПиН 123685-21 «Об утверждении СанПиН «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
6. Письма Минпросвещения России от 05.07.2022г. № ТВ-1290/03 «О
направлении

методических

рекомендаций

об

организации

внеурочной

деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных
образовательных

стандартов

начального

общего

и

основного

общего

образования»;
7. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
8. Основной образовательной программы начального общего образования
МАОУ СОШ № 11.

Интегрированный курс внеурочной деятельности «Умники и умницы»
нацелен на развитие интеллектуальных качеств обучающихся и направлен на
подготовку к выполнению Всероссийских проверочных работ.
Для реализации программного содержания используются:
1. Е.В. Волкова, Р.В.Бубнова. Математика: Всероссийская проверочная
работа за курс начальной школы: типовые задания. ФГОС. М.: Издательство
«Экзамен», 2017;
2. Е.В. Волкова, Н.И.Ожогина. Русский язык: Всероссийская проверочная
работа за курс начальной школы: типовые задания. ФГОС. М.: Издательство
«Экзамен», 2017;
3. Е.В. Волкова, А.В.Данилова. Окружающий мир: Всероссийская
проверочная работа за курс начальной школы: типовые задания. ФГОС. М.:
Издательство «Экзамен», 2017.
Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе
системы развивающих занятий.
Основные задачи:
 формирование общеинтеллектуальных умений;
 развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной
деятельности учащихся;
 формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться
и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение
других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
 формирование навыков применения полученных знаний и умений в
процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности;
 углубление и расширение знаний обучающихся по математике,
русскому языку, окружающему миру;
 формирование положительной мотивации к учению.

На реализацию курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» в 4
классе отводится 68 часов в год/2 часа в неделю: 22 часа – блок «Математика»,
23 часа – «Русский язык», 23 часа – «Окружающий мир».
Формы

организации

работы:

занятия

теоретического

плана,

тренировочные занятия, мини-работы, обучающие проверочные работы,
диктанты и т.д.

Содержание курса внеурочной деятельности
Блок «Математика»
Арифметические действия с числами и числовыми выражениями.
Устные

приемы

сложения,

вычитания,

умножения

и

деления

однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к
действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1).
Числовые выражения, содержащие 2–3 арифметических действия, со
скобками и без скобок.
Текстовые задачи (в 1–2 действия) и задачи, связанные с повседневной
жизнью.
Единицы массы, времени, длины, площади, скорости. Соотношения
между

ними.

Задачи

на

определение

начала,

конца

события,

его

продолжительности.
Периметр

треугольника,

прямоугольника

и

квадрата,

площадь

прямоугольника и квадрата.
Таблицы, схемы, графики, диаграммы. Интерпретация данных (сравнение
и обобщение информации).
Действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и
деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием
таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических
действий (в том числе деления с остатком).

Задачи на взаимное расположение предметов в пространстве и на
плоскости.
Задания на развитие логического и алгоритмического мышления.
Блок «Русский язык».
Звуки и буквы. Звукобуквенный анализ слов. Звонкие и глухие
согласные.
Ударение.
Предложение.

Главные

и

второстепенные

члены

предложения.

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний. Разбор
предложения по членам предложения.
Однородные члены предложения. Составление и запись предложений с
однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных
предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Текст. Основная мысль текста. План текста. Содержание текста.
Слово и его лексическое значение. Синонимы.
Состав слова. Морфемный разбор слов.
Имя существительное. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Морфологический разбор местоимений.
Глагол. Морфологический разбор имен глаголов.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения
с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и
др.).
Сочинение. Сочинение по теме. Объявление.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы;
слова, используемые при извинении и отказе.
Блок «Окружающий мир».
Профессии людей.

Смена дня и ночи на Земле. Смена времен года.
Объекты живой и неживой природы. Объекты, созданные человеком.
Животные разных природных зон. Территория обитания животных.
Животный и растительный мир родного края.
Опыт. План действий. Последовательность действий.
Строение человека. Внутренние и внешние органы человека.
Знаки ПДД, ОБЖ, по охране окружающей среды.
Материки. Океаны. Природные зоны. Планеты солнечной системы.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
 ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей;
 формирование мотивационной основы учебной деятельности.
Метапредметные результаты
1) регулятивные УУД:
 принимать и сохранять учебную задачу;
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
 учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
2) познавательные УУД:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников;
 осуществлять

запись

(фиксацию)

выборочной

информации

об

окружающем мире и о себе самом;
 ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
 проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
 обобщать и выделять общности для целого ряда или класса единичных
объектов, на основе выделения сущностной связи;
 владеть рядом общих приемов решения задач.

3) коммуникативные УУД:
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 задавать вопросы.
Предметные результаты
Результаты

освоения

программы

внеурочной

деятельности

«Умники и умницы» представлены с учётом специфики содержания
предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса
внеурочной деятельности.
Блок «Математика»: устанавливать закономерности и составлять
последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу;
группировка чисел по заданному или самостоятельно установленному правилу;
читать, записывать и сравнивать величины; выполнять письменно действия с
многозначными числами; выделять неизвестный компонент арифметического
действия и находить его значение; устанавливать зависимость между
величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи,
выбирать и объяснять выбор действия; решать арифметическим способом
учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; вычислять
периметр и площадь геометрических фигур (квадрат, прямоугольник);
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах
несложных таблиц и диаграмм; интерпретировать информацию, полученную
при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать, обобщать
данные, делать выводы и прогнозы).
Блок «Русский язык»: характеризовать звуки русского языка; различать
родственные (однокоренные) слова и формы слов; находить в словах с
однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового
словаря; определять грамматические признаки самостоятельных частей речи

(имя существительное, имя прилагательное, глагол); различать предложение,
словосочетание, слово; устанавливать при помощи смысловых вопросов связь
между словами в словосочетании и предложении; находить главные и
второстепенные (без деления на виды) члены предложения; применять правила
правописания (в объеме содержания курса).
Блок «Окружающий мир»: узнавать изученные объекты и явления
живой и неживой природы; описывать на основе предложенного плана
изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их
существенные признаки; сравнивать объекты живой и неживой природы на
основе внешних признаков или известных характерных свойств и приводить
простейшую

классификацию

изученных

объектов

природы;

проводить

несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя
простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; определять
характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния
этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека.

ЭОР/ЦОР:
1. https://resh.edu.ru/subject/
2. https://education.yandex.ru/main
3. https://uchi.ru

Календарно-тематическое планирование
4 класс
№

Тема занятия

1

Сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и
трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Грамматическая основа предложения. Однородные члены предложения. Разбор
предложения с однородными членами.
Определение предмета по фотографии. Использование этого предмета
человеком.
Числовые выражения, содержащие 2–3 арифметических действия, со скобками
и без скобок.
Ударение. Упражнение в постановке ударения в словах.
Профессии людей. Определение представителя профессии по фотографии.
Необходимые качества характера людям этой профессии.
Простые и составные задачи, связанные с повседневной жизнью.
Звонкие и глухие согласные.
Определение по рисунку объектов, созданных природой. Мини-работа № 1.
Задачи с именованными величинами на определение и нахождение
неизвестного компонента арифметического действия.
Части слова. Упражнение в разборе слов по составу.
Смена дня и ночи на Земле. Смена времён года.
Задачи на нахождение периметра и площади квадрата, прямоугольника
практическим путём.
Текст. Основная мысль текста. Упражнение в определение основной мысли
текста.
Определение животных по рисунку. Территория обитания животных.
Письменные приёмы сложения, вычитания, умножения и деления
многозначных чисел.
Текст. План текста. Упражнение в составление плана текста.
Опыт. Определение плана действий. Восстановление последовательности
действий.
Расположение предметов в пространстве и на плоскости. Зеркальное
отображение.
Текст. Содержание текста. Упражнение в составление вопросов по содержанию
текста.
Опыт. Определение плана действий. Восстановление последовательности
действий. Мини-работа № 2.
Решение задачи.
Слово и его лексическое значение.
Работа с картой. Мини-работа № 3.
Решение задач. Мини-работа № 4.
Слова – синонимы.
Животные родного края.
Сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и
трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Имя существительное. Упражнение в разборе имени существительного как

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Дата

30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61

62
63
64

части речи.
Растительный мир родного края.
Логические задачи.
Фразеологические обороты и употребление их в речи.
Сравнение объектов живой и неживой природы. Их сходство и различие.
Простые и составные задачи, связанные с повседневной жизнью.
Имя прилагательное. Упражнение в разборе имени прилагательного как части
речи.
Достопримечательности родного края.
Работа с таблицами. Сравнение и обобщение информации.
Глагол. Упражнение в разборе глагола как части речи.
Сочинение по теме (7-8 предложений). Соблюдение норм речи.
Письменные приёмы сложения, вычитания, умножения и деления
многозначных чисел.
Местоимение. Упражнение в разборе местоимения как части речи.
Заполнение таблиц по исходным данным.
Числовые выражения, содержащие 2–3 арифметических действия, со скобками
и без скобок.
Пословицы и поговорки. Упражнения в применении пословиц и поговорок
в жизненных ситуациях.
Заполнение таблиц по исходным данным. Мини-работа № 5.
Задачи на пропорциональное деление.
Глагол. Упражнение в разборе глагола как части речи.
Строение человека. Внутренние и внешние органы человека.
Расположение предметов в пространстве и на плоскости. Зеркальное
отображение.
Написание объявлений.
Знаки по ЗОЖ, ПДД, охране окружающей среды.
Подбор соответствующей позиции начала и продолжения фразы. Мини-работа
№ 6.
Определение местоположения их по схеме. Мини-работа № 7.
Логические задачи.
Написание рекламы.
Умение находить на карте материки.
Решение задач в 3–4 действия.
Подбор слов, наиболее точно передающих мысль.
Океаны и материки. Мини работа № 8.
Работа с чертежным инструментом.
Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного
общения; оценивать правильность (уместность) выбора языковых средств
устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с
людьми разного возраста.
Природные зоны.
Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда.
Умение выражать просьбу, благодарность или отказ в письменной форме в

65
66
67
68

соответствии с нормами речевого этикета в ситуации межличностного общения,
соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы.
Планеты солнечной системы.
Обобщение изученного за курс начальной школы.
Обобщение изученного за курс начальной школы.
Обобщение изученного за курс начальной школы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».