ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Рука помощи» разработана в соответствии с требованиями: 1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 04.08.2023 г.); 2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации № 286 от 31.05.2021; 3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69676); 4. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74229); 5. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; 6. Письма Минпросвещения России от 05.07.2022г. № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»; 7. Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 11. Цель курса: повышение качества подготовки к ВПР выпускников начальной школы. Основные задачи: обучающие: - формирование общеинтеллектуальных умений; - углубление и расширение знаний учащихся по математике, русскому языку, окружающему миру; - создание условий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной школы к ВПР. развивающие: - формирование и развитие логического мышления; -развитие речи и словарного запаса учащихся; - развитие внимание, памяти; воспитательные: - формирование положительной мотивации к учению; - формирование умение работать в группе. На реализацию курса внеурочной деятельности «Рука помощи» отводится в 4 классе - 34 часа в год/1 час в неделю. Форма организации: практические занятия. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА В результате изучения курса у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. Личностные УУД Будут сформированы: – широкая мотивационная основа учебной деятельности; – учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей; – способность к оценке своей учебной деятельности. Регулятивные УУД Учащиеся научатся: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Познавательные УУД Учащиеся научатся: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; – осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; – основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; – устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; – обобщать и выведелять общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; – владеть рядом общих приёмов решения задач. Коммуникативные УУД Учащиеся научатся: – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию; – задавать вопросы; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Предметные результаты Блок «Математика» Учащиеся научатся: устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку; читать, записывать и сравнивать величины; выполнять письменно действия с многозначными числами; выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1); выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; измерять длину отрезка; вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата; сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). Блок «Русский язык» Учащиеся научатся: • различать звуки и буквы; • характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные, твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие); • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря; • определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж, склонение; • определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж; • определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение; • различать предложение, словосочетание, слово; • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; • выделять предложения с однородными членами; • применять правила правописания (в объеме содержания курса). Блок «Окружающий мир» Учащиеся научатся: узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; ЭОР/ЦОР: 1. РЭШ 2. Учу.ру 3. Яндекс-учебник КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 блок «Математика» № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Тема занятия Дата Сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 Задачи на нахождение периметра и площади квадрата, прямоугольника практическим путём Работа с таблицами. Сравнение и обобщение информации Письменные приёмы сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел Задачи на пропорциональное деление Логические задачи Расположение предметов в пространстве и на плоскости. Зеркальное отображение Пробная работа. Вариант 1 Числовые выражения, содержащие 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок Простые и составные задачи, связанные с повседневной жизнью Пробная работа. Вариант 2 2 блок «Русский язык» № Тема занятия 1 Грамматическая основа предложения. Разбор предложения по членам Однородные члены предложения. Разбор предложения с однородными членами Ударение. Упражнение в постановке ударения в словах Части слова. Упражнение в разборе слов по составу Текст. Основная мысль текста. Упражнение в определение основной мысли текста Текст. План текста. Упражнение в составление плана текста Текст. Содержание текста. Упражнение в составление вопросов по содержанию текста Слово и его лексическое значение Имя существительное. Упражнение в разборе имени существительного как части речи Пробная работа. Вариант 1 Текст. Содержание текста. Упражнение в составление вопросов по содержанию текста. Имя прилагательное. Упражнение в разборе имени прилагательного как части речи Глагол. Упражнение в разборе глагола как части речи. Пробная работа. Вариант 2 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 3 блок «Окружающий мир» Дата № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема занятия Профессии людей. Определение представителя профессии по фотографии. Необходимые качества характера людям этой профессии. Определение по рисунку объектов, созданных природой. Мини-работа №1 Смена дня и ночи на Земле. Смена времен года. Работа с таблицами. Мини-работа №2 Определение плана действий. Восстановление последовательности действий. Мини-работа №3. Работа с картой. Мини-работа №4. Природные зоны. Определение животных по рисунку. Территория обитания животных. Миниработа №5. Строение человека. Внутренние и внешние органы человека. Определение местоположения их по схеме. Мини-работа №6 Дата