Курс ВД - Чтение с увлечением

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Чтение с увлечением»
составлена с опорой на пособие для учителя «Внеклассное чтение», авторы:
Светловская Н.Н., Джелелей О.В., в соответствии с требованиями:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 04.08.2023 г.);
2. Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального общего образования, утвержденного приказом Министерством
образования и науки Российской Федерации № 286 от 31.05.2021;
3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный

стандарт

начального

общего

образования»

(зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69676);
4. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023

№

372

«Об

утверждении

федеральной

образовательной

программы начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом
России 12.07.2023 № 74229).
5. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Указ
Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
6. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 №
996-р.
7. СП 2.4.3648-20.
8. СанПиН 1.2.3685-21 (с изменениями на 30.12.2022 г.).
9. Основной

образовательной

образования МАОУ СОШ № 11.

программы

начального

общего

Цель курса: выработка у обучающихся привычки, а затем потребности
самостоятельно выбирать и читать книги по заданной тематике, по
собственному желанию.
Основные задачи:
 совершенствование всех видов речевой деятельности школьника
(слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказов);
 формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России;
 развитие кругозора детей через чтение книг различных жанров,
обогащение нравственно-эстетического и познавательного опыта ребенка;
 развитие этических и интеллектуальных чувств;
 достижение необходимого уровня читательской компетентности для
продолжения образования;
 развитие творческих способностей.
На реализацию курса внеурочной деятельности «Чтение с увлечением»
во 2-4 классах отводится по 34 часа в год/1 час в неделю.
Формы организации работы: библиотечные занятия.

Содержание курса внеурочной деятельности
2 класс. В программу включены библиотечные уроки, на которых
юные читатели продолжают

знакомиться со школьной библиотекой, с

правилами пользования и выбора книг. К чтению и анализу предложены:
русские народные сказки, загадки, авторские сказки русских писателей,
авторские сказки зарубежных писателей. Второклассники знакомятся с
творчеством и биографиями отечественных писателей. Во втором классе
дети

знакомятся

с

научно-популярной,

справочной

литературой,

с

периодическими изданиями.
3 класс. К изучению представлены произведения мировой детской
литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего
школьника. В программу 3 класса включены стихотворения, рассказы,
сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы:
В. Бианки, О.Генри, Ш. Перро, Л.Лагина, В.Драгунского, Д.Дефо, Э. СэтонТомпсона, Г.Х. Андерсена. Продолжат знакомиться с научно-популярной
литературой.
4 класс. В программу для четвертого класса вошли в большинстве
своем крупные произведения. Эти книги должны быть по возможности
прочитаны детьми полностью. Только так можно формировать читательскую
культуру и самостоятельность. Это произведения Л. Кузьмина,

Д.Свифт,

С.Алексеева, Т.Крюковой, Г.Х. Андерсена, Д.Лондона. Работа со словарями
и

энциклопедиями

литературой.

продолжит

знакомство

с

научно-популярной

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
 устойчивый интерес к литературе;
 целостный взгляда на мир средствами литературных произведений;
 осознание значимости литературы в жизни современного человека и
понимания роли литературы в собственной жизни;
 умение

осознавать

и

определять

эмоции

других

людей,

сочувствовать, сопереживать;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести
диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Метапредметные результаты
1) регулятивные УУД:
 принимать и сохранять учебную задачу;
 произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи,
выражать свое отношение к прочитанному;
 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной
задачи.
2) познавательные УУД:
 осуществлять поиск необходимой информации с использованием
литературы, энциклопедий, справочников;
 ориентироваться в справочной, научно-популярной, художественной
литературе;
 выполнять логические действия с текстом (сравнивать, описывать,
классифицировать объекты и т.д.);
 проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных
(творческих) задач.

3) коммуникативные УУД:
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом
речевой ситуации;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами
речи;
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности.
Предметные результаты
Сформированы общие представления: о детской литературе, об авторах
произведений детской литературы;
Сформированы умения: ориентироваться в справочной, научнопопулярной, художественной литературе; характеризовать особенности
прочитанного

произведения

–

определять

последовательность развития сюжета, описывать героев.

жанр,

раскрывать

Календарно-тематическое планирование курса
№

1
2-3
4
5
6
7
8
9
1011
12
13
1415
16
1719
2022
2324
25
26

27
2829
30
3132
33
34

ТЕМА
2А класс
«Добро пожаловать в школьную библиотеку!» Правила
пользования библиотекой. Элементы книги. Первые энциклопедии
Русское устное народное творчество.
Пословицы, загадки, поговорки. Русские народные сказки.
Чтение авторских сказок .Сказки М.Горького.
К Международному дню пожилых людей. Рассказы В.
Сухомлинского
С.Т. Аксаков. Чтение и слушание сказки «Аленький цветочек»
К Международному дню защиты животных. Чтение рассказов
К.Паустовского, В.Бианки.
К юбилею Т. Крюковой знакомство с творчеством писательницы.
,»Чудеса не понарошку».
К Дню народного единства.
Россия, Родина, семья.
Читаем и обсуждаем книги школьной библиотеки. Серия
«Школьная библиотека». Д.Лондон «Белый клык».
Ко Дню матери. Мама и мы. Чтение стихов Г.Остера «Дети и эти».
Читаем и обсуждаем книги школьной библиотеки. Серия
«Школьная библиотека». Э. Успенский «Про Веру и Анфису»
Читаем и обсуждаем книги школьной библиотеки. Серия
«Школьная библиотека». Смешные рассказы о школе.
К юбилею Г.И. Кублицкого - писателя, журналиста,
путешественника
Читаем и обсуждаем книги школе. Е.Гераскина «В стране
невыученных уроков».
Читаем и обсуждаем книги школьной библиотеки. Серия
«Школьная библиотека». Ю. Коваль «Алый»
Читаем и обсуждаем книги школьной библиотеки. Серия
«Школьная библиотека».Дик Кинг-Смит «Найти белую лошадь»
Читаем и обсуждаем сказки Чуковского.
К 85-летию со дня рождения М.О. Чудаковой «Не для взрослых:
Время читать». Про животных. Э. Сетон-Томпсон «Королевская
Аналостанка».
Про животных. Б.Житков «Про слона»
Международный день детской книги.
Датский сказочник Х.К.Андерсен.
Читаем рассказы Осеевой («Синие листья», «Рыжий кот»)
Творчество М.Зощенко. Обсуждаем юмористические рассказы
автора.
К Дню Победы. «На крыльях Победы…». Рассказы о героях войны
Итоговое занятие «С книгою жить - век не тужить!».

ЧАСЫ

МЕСЯЦ

1

сентябрь

2

сентябрь

1
1

сентябрь
октябрь

1
1

октябрь
октябрь

1

октябрь

1

ноябрь

2

ноябрь

1
1

ноябрь
декабрь

2

декабрь

1

декабрь

3

январь

3

февраль

2
1
1

февральмарт
март
март

1
2

март
апрель

1
2

апрель
апрель май
май
май

1
1

1
2-3
4
5
6
7
8
9
1011
12
13
1415
16
1719
2022
2324
25
26

27
2829
30
3132
33
34

2 Г класс
«Добро пожаловать в школьную библиотеку!» Правила
пользования библиотекой. Элементы книги. Первые энциклопедии
Русское устное народное творчество.
Пословицы, загадки, поговорки. Русские народные сказки.
Чтение авторских сказок .Сказки М.Горького.
К Международному дню пожилых людей. Рассказы В.
Сухомлинского
К 230-летию со дня рождения С.Т. Аксакова. Чтение и слушание
сказки «Аленький цветочек»
К Международному дню защиты животных. Чтение рассказов
К.Паустовского, В.Бианки.
К юбилею Т. Крюковой знакомство с творчеством писательницы.
,»Чудеса не понарошку».
К Дню народного единства.
Россия, Родина, семья.
Читаем и обсуждаем книги школьной библиотеки. Серия
«Школьная библиотека». Д.Лондон «Белый клык».
К Дню матери чтение стихов Г.Остера «Дети и эти».
Читаем и обсуждаем книги школьной библиотеки. Серия
«Школьная библиотека». Э. Успенский «Про Веру и Анфису»
Читаем и обсуждаем книги школьной библиотеки. Серия
«Школьная библиотека». Смешные рассказы о школе.
Знакомство с творчеством Г.И. Кублицкого - писателя, журналиста,
путешественника
Читаем и обсуждаем книги о школе. Е.Гераскина «В стране
невыученных уроков».
Читаем и обсуждаем книги школьной библиотеки. Серия
«Школьная библиотека». Ю. Коваль «Алый»
Серия «Школьная библиотека».Дик Кинг-Смит «Найти белую
лошадь».
Стихи и сказки К.Чуковского.
К 85-летию со дня рождения М.О. Чудаковой «Не для взрослых:
Время читать». Про животных. Э. Сетон-Томпсон «Королевская
Аналостанка».
Про животных. Б.Житков «Про слона»
Международный день детской книги.

1

сентябрь

2

сентябрь

1
1

сентябрь
октябрь

1

октябрь

1

октябрь

1

октябрь

1

ноябрь

2

ноябрь

1
1

ноябрь
декабрь

2

декабрь

1

декабрь

3

январь

3

февраль

2
1
1

февральмарт
март
март

1
2

март
апрель

Датский сказочник Х.К.Андерсен.
Читаем рассказы Осеевой («Синие листья», «Рыжий кот»)
Читаем рассказы М.Зощенко

1
2

апрель
апрель - май

К Дню Победы. «На крыльях Победы…». Рассказы о героях войны
Итоговое занятие «С книгою жить - век не тужить!».

1
1

май
май

1
2-3
4
5
6
7
8
9
1011
12
13
1415
16
1719
2022
2324
25
26

27
28
2930
3132
33
34

3 Б класс
«Добро пожаловать в школьную библиотеку!» Правила
пользования библиотекой. Элементы книги. Первые энциклопедии
Русское устное народное творчество.
Пословицы, загадки, поговорки. Русские народные сказки.
Чтение авторских сказок .Сказки М.Горького.
К Международному дню пожилых людей. Рассказы В.
Сухомлинского
Знакомство с творчеством С.Т. Аксакова. Чтение сказки
«Аленький цветочек»
К Международному дню защиты животных. Чтение рассказов из
серии книг «Чтение для души» Татьяны Ждановой
Сказки Е.Л. Шварца. Анализ творчества писателя
К Дню народного единства.
Россия, Родина, семья.
К юбилею Т. Крюковой знакомство с творчеством писательницы.
,»Чудеса не понарошку».
В. Драгунский «Рыцари»
Читаем и обсуждаем книги школьной библиотеки. Серия
«Школьная библиотека». Э. Успенский «Про Веру и Анфису»
Читаем и обсуждаем книги школьной библиотеки. Серия
«Школьная библиотека». Л. Гераскина «Мягкий характер»
Изучаем проихведения Г.И. Кублицкого - писателя, журналиста,
путешественника
К 95-летию со дня рождения Л.И. Давыдычева. Лёлишна из
третьего подъезда.
Читаем и обсуждаем книги школьной библиотеки. Серия
«Школьная библиотека». Ю. Коваль «Алый»
Серия «Школьная библиотека».Дик Кинг-Смит «Найти белую
лошадь» Читаем и обсуждаем произведение.
Знакомство с творчеством К.Чуковского. Сказки Чуковского
К 85-летию со дня рождения М.О. Чудаковой «Не для взрослых:
Время читать!. Про милосердие. Рассказы В. Осеевой («Синие
листья», «Бабка», «Рыжий кот»)
Про животных. Э. Сетон-Томпсон «По следам оленя».
Про животных. Б.Житков «Мангуста»
Международный день детской книги.
Датский сказочник Х.К.Андерсен.
Читаем рассказы Н.Носова.
К Дню Победы. «На крыльях Победы…». Рассказы о героях войны
Итоговое занятие «С книгою жить - век не тужить!».

1

сентябрь

2

сентябрь

1
1

сентябрь
октябрь

1

октябрь

1

октябрь

1
1

октябрь
ноябрь

2

ноябрь

1
1

ноябрь
декабрь

2

декабрь

1

декабрь

3

январь

3

февраль

2
1
1

февральмарт
март
март

1
1

март
апрель

2

апрель

2

апрель май
май
май

1
1

4А класс
Чудесный книгоград.
Правила пользования библиотекой. Структура книги.
Устное народное творчество. Пословицы, загадки, поговорки.
Русские народные сказки. Путешествие в сказочную страну
Сказки народов мира. Китайская народная сказка «Так на так»
5 октября - Всемирный день учителя. Стихи и рассказы об
учителях.
Чтение сказки «Аленький цветочек»
26 октября - Международный день школьных библиотек. Моя
помощь школьной библиотеке.
К Дню народного единства. Россия, Родина, семья. В. Костылёв
«Минин и Пожарский»
К юбилею книги Верна Ж. «Дети капитана Гранта»(155
лет).Знакомство с произведением.
Читаем рассказы Зощенко. «Качество продукции», «Беспокойный
старичок».
Ко Дню матери. Чтение стихов и рассказов о маме.
«Здравствуй, гостья зима!» Зимние сказки, стихи о зиме.

1

сентябрь

1
1
1
1

сентябрь
сентябрь
сентябрь
октябрь

2
1

октябрь
октябрь

1

ноябрь

1

ноябрь

1

ноябрь

1
2

ноябрь
декабрь

Читаем и обсуждаем книги школьной библиотеки. Серия
«Школьная библиотека». Д.Лондон «Белый клык».
Скоро праздник Новый год! История праздника.
Читаем о приключениях. Д.Дефо «Робинзон Крузо».

1

декабрь

1
1

декабрь
январь

Р.Распе «Приключения барона Мюнхаузена».

2

февраль

1

февраль

1
1

февраль
март

1
1
1
1

март
март
март
апрель

30
31

К Дню защитника Отечества. «Славные сыны Отечества». Рассказы
С. Алексеева.
Путешествуем с Дж.Свифтом. «Путешествие Гулливера».
Созидатели земли Пермской Серия книг «Замечательные люди
Прикамья».
Писатели и поэты Прикамья.
К дню рождения города. Стихи о Березниках.
Читаем книги Г.Остера. Воспитание стихами.
Международный день детской книги. Датский сказочник
Х.К.Андерсен
О.Генри «Вождь краснокожих».обсуждение произведения.
Весеннее настроение. Стихи о весне

1
1

апрель
апрель

32
33
34

К Дню Победы читаем книги А.Твардовского.
Фантастика К.Булычева. «Девочка с Земли».
Итоговое занятие «С книгою жить - век не тужить!».

1
1
1

апрель
май
май

1
2
3
4
5
6-7
8
9
10
11
12
1314
15
16
1720
2122
23
24
25
26
27
28
29

4 В класс
Чудесный книгоград.
Правила пользования библиотекой. Структура книги.
Устное народное творчество. Пословицы, загадки, поговорки.
Русские народные сказки. Путешествие в сказочную страну
Сказки народов мира. Китайская народная сказка «Так на так»
5 октября - Всемирный день учителя. Стихи и рассказы об
учителях.
Творчество С.Т. Аксакова. Чтение сказки «Аленький цветочек»
26 октября - Международный день школьных библиотек. Моя
помощь школьной библиотеке.
К Дню народного единства. Россия, Родина, семья. В. Костылёв
«Минин и Пожарский»
К юбилею книги Верна Ж. «Дети капитана Гранта»(155
лет).Знакомство с произведением.
Читаем рассказы Зощенко. «Качество продукции», «Беспокойный
старичок».
Ко Дню матери. Чтение стихов и рассказов о маме.
«Здравствуй, гостья зима!» Зимние сказки, стихи о зиме.

1

сентябрь

1
1
1
1

сентябрь
сентябрь
сентябрь
октябрь

2
1

октябрь
октябрь

1

ноябрь

1

ноябрь

1

ноябрь

1
2

ноябрь
декабрь

Читаем и обсуждаем книги школьной библиотеки. Серия
«Школьная библиотека». Д.Лондон «Белый клык».
Скоро праздник Новый год! История праздника.
Читаем о приключениях. Д.Дефо «Робинзон Крузо».

1

декабрь

1
1

декабрь
январь

Р.Распе «Приключения барона Мюнхаузена».

2

февраль

1

февраль

1
1

февраль
март

1
1
1
1

март
март
март
апрель

30
31

К Дню защитника Отечества. «Славные сыны Отечества». Рассказы
С. Алексеева.
Путешествуем с Дж.Свифтом. «Путешествие Гулливера».
Созидатели земли Пермской Серия книг «Замечательные люди
Прикамья»
Писатели и поэты Прикамья
К дню рождения города. Стихи о Березниках.
Читаем книги Г.Остера. Воспитание стихами.
Международный день детской книги. Датский сказочник
Х.К.Андерсен
О.Генри «Вождь краснокожих».обсуждение произведения.
Весеннее настроение. Стихи о весне

1
1

апрель
апрель

32
33
34

К Дню Победы читаем книги А.Твардовского.
Фантастика К.Булычева. «Девочка с Земли».
Итоговое занятие «С книгою жить - век не тужить!».

1
1
1

апрель
май
май

1
2
3
4
5
6-7
8
9
10
11
12
1314
15
16
1720
2122
23
24
25
26
27
28
29

Используемая литература:
1. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. 1-3 классы. – М.: 2011
2. Светловская Н.Н., Пиче - Оол Т.С. Детская книга и детское чтение. – М: 2006
3. Тубельская

Г.Н.

Детские

писатели

России.

Сто

тридцать

имён:

Биобиблиографический справочник. – М.: 2007
4. Ушакова О.Д. Великие поэты. Справочник школьника. – СПб,2009
5. Ушакова О.Д. Великие писатели. Справочник школьника. – СПб,2009
6. Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому – книга. – М.: 2006
7. Кашурникова Т.М. Основы информационно-библиографической грамотности
учащихся: Методические рекомендации для библиотекарей. – М.: 2007
8. Задорожная Е.В. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные
мероприятия. – Влг.: 2011
9. 9 .Литература Прикамья: Хрестоматия для начальной школы. – Пермь, 2005
10. Произведения русских и зарубежных писателей.
11. Книги о Березниках .


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».