Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Чтение с увлечением» составлена с опорой на пособие для учителя «Внеклассное чтение», авторы: Светловская Н.Н., Джелелей О.В., в соответствии с требованиями: 1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 04.08.2023 г.); 2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации № 286 от 31.05.2021; 3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69676); 4. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74229). 5. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». 6. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р. 7. СП 2.4.3648-20. 8. СанПиН 1.2.3685-21 (с изменениями на 30.12.2022 г.). 9. Основной образовательной образования МАОУ СОШ № 11. программы начального общего Цель курса: выработка у обучающихся привычки, а затем потребности самостоятельно выбирать и читать книги по заданной тематике, по собственному желанию. Основные задачи: совершенствование всех видов речевой деятельности школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказов); формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; развитие кругозора детей через чтение книг различных жанров, обогащение нравственно-эстетического и познавательного опыта ребенка; развитие этических и интеллектуальных чувств; достижение необходимого уровня читательской компетентности для продолжения образования; развитие творческих способностей. На реализацию курса внеурочной деятельности «Чтение с увлечением» во 2-4 классах отводится по 34 часа в год/1 час в неделю. Формы организации работы: библиотечные занятия. Содержание курса внеурочной деятельности 2 класс. В программу включены библиотечные уроки, на которых юные читатели продолжают знакомиться со школьной библиотекой, с правилами пользования и выбора книг. К чтению и анализу предложены: русские народные сказки, загадки, авторские сказки русских писателей, авторские сказки зарубежных писателей. Второклассники знакомятся с творчеством и биографиями отечественных писателей. Во втором классе дети знакомятся с научно-популярной, справочной литературой, с периодическими изданиями. 3 класс. К изучению представлены произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. В программу 3 класса включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы: В. Бианки, О.Генри, Ш. Перро, Л.Лагина, В.Драгунского, Д.Дефо, Э. СэтонТомпсона, Г.Х. Андерсена. Продолжат знакомиться с научно-популярной литературой. 4 класс. В программу для четвертого класса вошли в большинстве своем крупные произведения. Эти книги должны быть по возможности прочитаны детьми полностью. Только так можно формировать читательскую культуру и самостоятельность. Это произведения Л. Кузьмина, Д.Свифт, С.Алексеева, Т.Крюковой, Г.Х. Андерсена, Д.Лондона. Работа со словарями и энциклопедиями литературой. продолжит знакомство с научно-популярной Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты: устойчивый интерес к литературе; целостный взгляда на мир средствами литературных произведений; осознание значимости литературы в жизни современного человека и понимания роли литературы в собственной жизни; умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Метапредметные результаты 1) регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. 2) познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации с использованием литературы, энциклопедий, справочников; ориентироваться в справочной, научно-популярной, художественной литературе; выполнять логические действия с текстом (сравнивать, описывать, классифицировать объекты и т.д.); проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач. 3) коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Предметные результаты Сформированы общие представления: о детской литературе, об авторах произведений детской литературы; Сформированы умения: ориентироваться в справочной, научнопопулярной, художественной литературе; характеризовать особенности прочитанного произведения – определять последовательность развития сюжета, описывать героев. жанр, раскрывать Календарно-тематическое планирование курса № 1 2-3 4 5 6 7 8 9 1011 12 13 1415 16 1719 2022 2324 25 26 27 2829 30 3132 33 34 ТЕМА 2А класс «Добро пожаловать в школьную библиотеку!» Правила пользования библиотекой. Элементы книги. Первые энциклопедии Русское устное народное творчество. Пословицы, загадки, поговорки. Русские народные сказки. Чтение авторских сказок .Сказки М.Горького. К Международному дню пожилых людей. Рассказы В. Сухомлинского С.Т. Аксаков. Чтение и слушание сказки «Аленький цветочек» К Международному дню защиты животных. Чтение рассказов К.Паустовского, В.Бианки. К юбилею Т. Крюковой знакомство с творчеством писательницы. ,»Чудеса не понарошку». К Дню народного единства. Россия, Родина, семья. Читаем и обсуждаем книги школьной библиотеки. Серия «Школьная библиотека». Д.Лондон «Белый клык». Ко Дню матери. Мама и мы. Чтение стихов Г.Остера «Дети и эти». Читаем и обсуждаем книги школьной библиотеки. Серия «Школьная библиотека». Э. Успенский «Про Веру и Анфису» Читаем и обсуждаем книги школьной библиотеки. Серия «Школьная библиотека». Смешные рассказы о школе. К юбилею Г.И. Кублицкого - писателя, журналиста, путешественника Читаем и обсуждаем книги школе. Е.Гераскина «В стране невыученных уроков». Читаем и обсуждаем книги школьной библиотеки. Серия «Школьная библиотека». Ю. Коваль «Алый» Читаем и обсуждаем книги школьной библиотеки. Серия «Школьная библиотека».Дик Кинг-Смит «Найти белую лошадь» Читаем и обсуждаем сказки Чуковского. К 85-летию со дня рождения М.О. Чудаковой «Не для взрослых: Время читать». Про животных. Э. Сетон-Томпсон «Королевская Аналостанка». Про животных. Б.Житков «Про слона» Международный день детской книги. Датский сказочник Х.К.Андерсен. Читаем рассказы Осеевой («Синие листья», «Рыжий кот») Творчество М.Зощенко. Обсуждаем юмористические рассказы автора. К Дню Победы. «На крыльях Победы…». Рассказы о героях войны Итоговое занятие «С книгою жить - век не тужить!». ЧАСЫ МЕСЯЦ 1 сентябрь 2 сентябрь 1 1 сентябрь октябрь 1 1 октябрь октябрь 1 октябрь 1 ноябрь 2 ноябрь 1 1 ноябрь декабрь 2 декабрь 1 декабрь 3 январь 3 февраль 2 1 1 февральмарт март март 1 2 март апрель 1 2 апрель апрель май май май 1 1 1 2-3 4 5 6 7 8 9 1011 12 13 1415 16 1719 2022 2324 25 26 27 2829 30 3132 33 34 2 Г класс «Добро пожаловать в школьную библиотеку!» Правила пользования библиотекой. Элементы книги. Первые энциклопедии Русское устное народное творчество. Пословицы, загадки, поговорки. Русские народные сказки. Чтение авторских сказок .Сказки М.Горького. К Международному дню пожилых людей. Рассказы В. Сухомлинского К 230-летию со дня рождения С.Т. Аксакова. Чтение и слушание сказки «Аленький цветочек» К Международному дню защиты животных. Чтение рассказов К.Паустовского, В.Бианки. К юбилею Т. Крюковой знакомство с творчеством писательницы. ,»Чудеса не понарошку». К Дню народного единства. Россия, Родина, семья. Читаем и обсуждаем книги школьной библиотеки. Серия «Школьная библиотека». Д.Лондон «Белый клык». К Дню матери чтение стихов Г.Остера «Дети и эти». Читаем и обсуждаем книги школьной библиотеки. Серия «Школьная библиотека». Э. Успенский «Про Веру и Анфису» Читаем и обсуждаем книги школьной библиотеки. Серия «Школьная библиотека». Смешные рассказы о школе. Знакомство с творчеством Г.И. Кублицкого - писателя, журналиста, путешественника Читаем и обсуждаем книги о школе. Е.Гераскина «В стране невыученных уроков». Читаем и обсуждаем книги школьной библиотеки. Серия «Школьная библиотека». Ю. Коваль «Алый» Серия «Школьная библиотека».Дик Кинг-Смит «Найти белую лошадь». Стихи и сказки К.Чуковского. К 85-летию со дня рождения М.О. Чудаковой «Не для взрослых: Время читать». Про животных. Э. Сетон-Томпсон «Королевская Аналостанка». Про животных. Б.Житков «Про слона» Международный день детской книги. 1 сентябрь 2 сентябрь 1 1 сентябрь октябрь 1 октябрь 1 октябрь 1 октябрь 1 ноябрь 2 ноябрь 1 1 ноябрь декабрь 2 декабрь 1 декабрь 3 январь 3 февраль 2 1 1 февральмарт март март 1 2 март апрель Датский сказочник Х.К.Андерсен. Читаем рассказы Осеевой («Синие листья», «Рыжий кот») Читаем рассказы М.Зощенко 1 2 апрель апрель - май К Дню Победы. «На крыльях Победы…». Рассказы о героях войны Итоговое занятие «С книгою жить - век не тужить!». 1 1 май май 1 2-3 4 5 6 7 8 9 1011 12 13 1415 16 1719 2022 2324 25 26 27 28 2930 3132 33 34 3 Б класс «Добро пожаловать в школьную библиотеку!» Правила пользования библиотекой. Элементы книги. Первые энциклопедии Русское устное народное творчество. Пословицы, загадки, поговорки. Русские народные сказки. Чтение авторских сказок .Сказки М.Горького. К Международному дню пожилых людей. Рассказы В. Сухомлинского Знакомство с творчеством С.Т. Аксакова. Чтение сказки «Аленький цветочек» К Международному дню защиты животных. Чтение рассказов из серии книг «Чтение для души» Татьяны Ждановой Сказки Е.Л. Шварца. Анализ творчества писателя К Дню народного единства. Россия, Родина, семья. К юбилею Т. Крюковой знакомство с творчеством писательницы. ,»Чудеса не понарошку». В. Драгунский «Рыцари» Читаем и обсуждаем книги школьной библиотеки. Серия «Школьная библиотека». Э. Успенский «Про Веру и Анфису» Читаем и обсуждаем книги школьной библиотеки. Серия «Школьная библиотека». Л. Гераскина «Мягкий характер» Изучаем проихведения Г.И. Кублицкого - писателя, журналиста, путешественника К 95-летию со дня рождения Л.И. Давыдычева. Лёлишна из третьего подъезда. Читаем и обсуждаем книги школьной библиотеки. Серия «Школьная библиотека». Ю. Коваль «Алый» Серия «Школьная библиотека».Дик Кинг-Смит «Найти белую лошадь» Читаем и обсуждаем произведение. Знакомство с творчеством К.Чуковского. Сказки Чуковского К 85-летию со дня рождения М.О. Чудаковой «Не для взрослых: Время читать!. Про милосердие. Рассказы В. Осеевой («Синие листья», «Бабка», «Рыжий кот») Про животных. Э. Сетон-Томпсон «По следам оленя». Про животных. Б.Житков «Мангуста» Международный день детской книги. Датский сказочник Х.К.Андерсен. Читаем рассказы Н.Носова. К Дню Победы. «На крыльях Победы…». Рассказы о героях войны Итоговое занятие «С книгою жить - век не тужить!». 1 сентябрь 2 сентябрь 1 1 сентябрь октябрь 1 октябрь 1 октябрь 1 1 октябрь ноябрь 2 ноябрь 1 1 ноябрь декабрь 2 декабрь 1 декабрь 3 январь 3 февраль 2 1 1 февральмарт март март 1 1 март апрель 2 апрель 2 апрель май май май 1 1 4А класс Чудесный книгоград. Правила пользования библиотекой. Структура книги. Устное народное творчество. Пословицы, загадки, поговорки. Русские народные сказки. Путешествие в сказочную страну Сказки народов мира. Китайская народная сказка «Так на так» 5 октября - Всемирный день учителя. Стихи и рассказы об учителях. Чтение сказки «Аленький цветочек» 26 октября - Международный день школьных библиотек. Моя помощь школьной библиотеке. К Дню народного единства. Россия, Родина, семья. В. Костылёв «Минин и Пожарский» К юбилею книги Верна Ж. «Дети капитана Гранта»(155 лет).Знакомство с произведением. Читаем рассказы Зощенко. «Качество продукции», «Беспокойный старичок». Ко Дню матери. Чтение стихов и рассказов о маме. «Здравствуй, гостья зима!» Зимние сказки, стихи о зиме. 1 сентябрь 1 1 1 1 сентябрь сентябрь сентябрь октябрь 2 1 октябрь октябрь 1 ноябрь 1 ноябрь 1 ноябрь 1 2 ноябрь декабрь Читаем и обсуждаем книги школьной библиотеки. Серия «Школьная библиотека». Д.Лондон «Белый клык». Скоро праздник Новый год! История праздника. Читаем о приключениях. Д.Дефо «Робинзон Крузо». 1 декабрь 1 1 декабрь январь Р.Распе «Приключения барона Мюнхаузена». 2 февраль 1 февраль 1 1 февраль март 1 1 1 1 март март март апрель 30 31 К Дню защитника Отечества. «Славные сыны Отечества». Рассказы С. Алексеева. Путешествуем с Дж.Свифтом. «Путешествие Гулливера». Созидатели земли Пермской Серия книг «Замечательные люди Прикамья». Писатели и поэты Прикамья. К дню рождения города. Стихи о Березниках. Читаем книги Г.Остера. Воспитание стихами. Международный день детской книги. Датский сказочник Х.К.Андерсен О.Генри «Вождь краснокожих».обсуждение произведения. Весеннее настроение. Стихи о весне 1 1 апрель апрель 32 33 34 К Дню Победы читаем книги А.Твардовского. Фантастика К.Булычева. «Девочка с Земли». Итоговое занятие «С книгою жить - век не тужить!». 1 1 1 апрель май май 1 2 3 4 5 6-7 8 9 10 11 12 1314 15 16 1720 2122 23 24 25 26 27 28 29 4 В класс Чудесный книгоград. Правила пользования библиотекой. Структура книги. Устное народное творчество. Пословицы, загадки, поговорки. Русские народные сказки. Путешествие в сказочную страну Сказки народов мира. Китайская народная сказка «Так на так» 5 октября - Всемирный день учителя. Стихи и рассказы об учителях. Творчество С.Т. Аксакова. Чтение сказки «Аленький цветочек» 26 октября - Международный день школьных библиотек. Моя помощь школьной библиотеке. К Дню народного единства. Россия, Родина, семья. В. Костылёв «Минин и Пожарский» К юбилею книги Верна Ж. «Дети капитана Гранта»(155 лет).Знакомство с произведением. Читаем рассказы Зощенко. «Качество продукции», «Беспокойный старичок». Ко Дню матери. Чтение стихов и рассказов о маме. «Здравствуй, гостья зима!» Зимние сказки, стихи о зиме. 1 сентябрь 1 1 1 1 сентябрь сентябрь сентябрь октябрь 2 1 октябрь октябрь 1 ноябрь 1 ноябрь 1 ноябрь 1 2 ноябрь декабрь Читаем и обсуждаем книги школьной библиотеки. Серия «Школьная библиотека». Д.Лондон «Белый клык». Скоро праздник Новый год! История праздника. Читаем о приключениях. Д.Дефо «Робинзон Крузо». 1 декабрь 1 1 декабрь январь Р.Распе «Приключения барона Мюнхаузена». 2 февраль 1 февраль 1 1 февраль март 1 1 1 1 март март март апрель 30 31 К Дню защитника Отечества. «Славные сыны Отечества». Рассказы С. Алексеева. Путешествуем с Дж.Свифтом. «Путешествие Гулливера». Созидатели земли Пермской Серия книг «Замечательные люди Прикамья» Писатели и поэты Прикамья К дню рождения города. Стихи о Березниках. Читаем книги Г.Остера. Воспитание стихами. Международный день детской книги. Датский сказочник Х.К.Андерсен О.Генри «Вождь краснокожих».обсуждение произведения. Весеннее настроение. Стихи о весне 1 1 апрель апрель 32 33 34 К Дню Победы читаем книги А.Твардовского. Фантастика К.Булычева. «Девочка с Земли». Итоговое занятие «С книгою жить - век не тужить!». 1 1 1 апрель май май 1 2 3 4 5 6-7 8 9 10 11 12 1314 15 16 1720 2122 23 24 25 26 27 28 29 Используемая литература: 1. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. 1-3 классы. – М.: 2011 2. Светловская Н.Н., Пиче - Оол Т.С. Детская книга и детское чтение. – М: 2006 3. Тубельская Г.Н. Детские писатели России. Сто тридцать имён: Биобиблиографический справочник. – М.: 2007 4. Ушакова О.Д. Великие поэты. Справочник школьника. – СПб,2009 5. Ушакова О.Д. Великие писатели. Справочник школьника. – СПб,2009 6. Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому – книга. – М.: 2006 7. Кашурникова Т.М. Основы информационно-библиографической грамотности учащихся: Методические рекомендации для библиотекарей. – М.: 2007 8. Задорожная Е.В. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия. – Влг.: 2011 9. 9 .Литература Прикамья: Хрестоматия для начальной школы. – Пермь, 2005 10. Произведения русских и зарубежных писателей. 11. Книги о Березниках .