РП - речевая практика 2 класс (УО (ИН)

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 на
уровне начального общего образования составлена на основе требований
ФГОС для детей с ОВЗ (умственная отсталость), требований к результатам
освоения Примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Цель учебного предмета: развитие речевой коммуникации
обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)
для осуществления общения с окружающими людьми.
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» во 2
классе определяет следующие задачи:
 формирование умения составлять развернутые связные высказывания
с опорой на план;
 совершенствование диалогических умений обучающихся;
 формирование умения участвовать в контекстном диалоге;
 формирование
интонационной
и
жестово-мимической
выразительности;
 формирование умения составлять
рассказ с использованием
различных опор (картинок, символов, вопросов);
 воспитание
уважительного отношения к
собеседнику, его
пожеланиям.
Основные направления коррекционной работы:
 развитие артикуляционной моторики;
 развитие высших психических функций;
 коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
 развитие речи, владение техникой речи;
 расширение представлений об окружающем мире и обогащение
словаря;
 совершенствование связной речи;
 коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Место курса в учебном плане.
Учебный предмет «Речевая практика» относится к предметной области
«Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Речевая практика» во 2 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).

2

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Обучение речевой практике во 2 классе неразрывно связано с
развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка, а
также, с воспитанием любознательности, культуры поведения в обществе.
Содержание программы включает четыре раздела:
 аудирование и понимание речи;
 дикция и выразительность речи;
 общение и его значение в жизни;
 организация речевого общения (базовые формулы речевого общения,
примерные темы речевых ситуаций, алгоритм работы над речевой
ситуацией).
Включение в программу разделов «Аудирование и понимание речи»,
«Дикция и выразительность речи», «Общение и его значение в жизни»
обеспечивает целенаправленную работу по развитию у школьников умений
правильно воспринимать речь на слух, точно её интонировать, владеть
этикетными средствами общения.
Центральным в программе является раздел «Организация речевого
общения».
В нём определены речевые ситуации, которые встречались или могли
встретиться в реальной жизни детей. В этих ситуациях школьники должны
вести себя (вербально и невербально) в традициях данного общества. Иными
словами, в процессе реализации программных тем предполагается научить
детей понимать речевую ситуацию, правильно вести себя в ней, точно
использовать языковые средства для поддержания общения.
Во 2 классе расширяются возможности понимания обучающимися
обращённой речи, в том числе за счёт включения упражнений на
прослушивание знакомой речи в записи, совершенствуются диалогические
умения школьников, много внимания уделяется развитию у них умений
участвовать в контекстном диалоге, составлять развёрнутые связные
высказывания с опорой на план.
Актуальными во 2 классе остаются задачи развития интонационной и
жестово-мимической выразительности речи.
Аудирование и понимание речи
Слушание, запоминание и отчетливое произнесение ряда слоговых
комплексов и слов (3 слога, 2-3 слова). Слушание и повторение слов, близких
по звучанию: букет-пакет, удочка-уточка, гладит-глядит и др. (с опорой на
наглядные средства).
Выполнение действий по инструкции с противопоставляемыми
предлогами: в - на, у – за, над - под, с - на, к - от и др., Например,: положи
книгу на парту, положи книгу в парту, встань у парты, зайди за парту,
подержи руку над партой, а теперь – под партой и т.д.
Выполнение движений или заданий по словесной двухчленной
инструкции учителя с последующим речевым отчетом о действии (Что ты
3

делал?).
Прослушивание заданий, записанных на магнитофонной ленте.
Выполнение каждого задания. Например, Наташа, подойди к доске и напиши
свое имя; Миша, выйди к доске и допиши её фамилию; Лена, иди к доске и
на следующей строчке запиши свое имя и свою фамилию и т.д.
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками
предложений, содержащих слова-родственники или слова, обозначающие
функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку. Коля
сделал маленькую скамейку. Дети слепили во дворе снеговика. Дети
вылепили во дворе Снегурочку.
Дикция и выразительность речи.
Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые
приемы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя,
отчетливое и выразительное их произнесение.
Дыхательные упражнения: посчитаем Егорок на горке (сначала - двух
Егорок, потом – трех на одном выдохе (Как на горке на пригорке стояли 33
Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.)
Пение слогов и слов на знакомые мотивы детских песен.
Громкая, тихая и шепотная речь. Индивидуальные и хоровые
упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.
Быстрая и медленная речь.
Упражнения в использовании нормального темпа речи.
Помощники устной речи: мимика и жесты в тренировочных
упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока.
Выражения лица: веселое, грустное, удивленное, сердитое.
Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего
тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.
Общение и его значение в жизни
Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к
материалу, излучавшемуся в 1 классе).
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени
и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам.
Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые
обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные)
обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения.
Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.).
Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька,
девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым
человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»).
Организация речевого общения
Знакомство,
представление,
приветствие.
Формулы
«Давай
познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это
4

…», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение
познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул
приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или
сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания».
Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты
приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг
или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер»,
«Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет»,
«салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово»,
«бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость
дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными
взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как
дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при
прощании «Приходи(те) еще», «Заходи (те», «Звони(те)».
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю
с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и
отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим.
Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе
…», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка,
взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я
хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на
поздравления и подарки.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в
телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки,
обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к
телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно
попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью
приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на
уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку.
Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы
«Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне
…», «Можно я …». Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо»,
«пожалуйста».
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»),
благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка
благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как
мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание
5

(«Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и
тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением
и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я
нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при
извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и
мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику,
взрослому. Слова поддержки, утешения.
Выбор методов обучения обуславливается рядом факторов:
содержанием изучаемого материала, возрастом и уровнем развития
обучающихся, а также уровнем готовности их к овладению учебным
материалом. На выбор методов обучения оказывает влияние коррекционная
направленность обучения, а также решение задач социальной адаптации. На
уроках речевой практики широкое применение находят следующие методы
обучения: конструирование диалогов, тренировочные упражнения в
произнесении
с
заданной
интонацией,
проигрывание
диалогов,
рассматривание иллюстрации, составление предложений, ролевые игры,
дидактические игры, а также методы и приемы интерактивного обучения с
применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Известно, что если ребенок
заинтересован работой, положительно эмоционально настроен, то
эффективность уроков заметно возрастает.
Обучение речевой практике носит коррекционную и практическую
направленность и тесно связано с другими предметами.

6

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»
ВО 2 КЛАССЕ
Личностные результаты:
 владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
 понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;
 в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Предметные результаты
Минимальный уровень
 формулировать просьбы и желания с использованием этикетных слов
и выражений;
 участвовать в ролевых играх в соответствии с
речевыми
возможностями;
 воспринимать на слух сказки и рассказы; отвечать на вопросы учителя
по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
 выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с
опорой на образец чтения учителя;
 участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
 отвечать на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или
просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
 понимать содержания небольших по объему сказок, рассказов и
стихотворений; отвечать на вопросы;
 понимать содержания детских радио - и телепередач, отвечать на
вопросы учителя;
 выбирать правильные средства интонации с опорой на образец речи
учителя и анализ речевой ситуации;
 активно участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
 высказывать свои просьбы и желания; выполнение речевых действий
(приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие
этикетные слова и выражения;
 участвовать в коллективном составлении рассказа или сказки по
темам речевых ситуаций;
 составлять рассказы с опорой на картинный или картинно- симво
7

№

Тема предмета

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
II.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Кол-во
часов

I.

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности
обучающихся
Минимальный уровень Достаточный уровень

Добро пожаловать! - 9 часов
1

Добро пожаловать!

1

2

Добро пожаловать!

1

3

У нас новая ученица

1

Приветствие, представление новых
учеников
Игра «Приветствие»
Введение в ситуацию (ответы на вопросы
на основе иллюстраций)
Повторение основных правил поведения в
диалоге, при знакомстве: собеседники
приветливо смотрят друг на друга, первым
представляется старший (тренировочные
упражнения в изображении
доброжелательного выражения лица с
использованием зеркал)
Игра «Подари улыбку»
Повторение правил поведения при

Слушают и понимают
речь других
Повторяют слова
приветствия
Повторяют правила
поведения при
знакомстве

Слушают и понимают
речь других
Повторяют слова
приветствия
Повторяют правила
поведения при
знакомстве
Участвуют в диалоге

8

4

У нас новая ученица

1

5

Кто нас лечит и
кормит

1

6

Правила для
школьника
Правила для
школьника

1

7

1

знакомстве Участие в игре «Подари
улыбку» (тренировочные упражнения
в изображении доброжелательного
выражения лица)
Введение детей в ситуацию
знакомства
Слушание песни «Улыбка» В.
Шаинского
Конструирование диалогов на основе
иллюстраций, моделирование
диалогов учитель—ученик, ученик—
ученик
Экскурсия по школе: посещение
медицинского кабинета, столовой
Закрепление полученных знаний
(употребление в речи слов
здравствуйте, доброе утро, до
свидания, вести вежливый диалог,
соблюдать правила поведения при
знакомстве)
Участие в беседе по итогам
экскурсии
Повторение правил поведения в
школе Конструирование реплик по
теме урока
Развитие умения участвовать в
вопросно-ответном диалоге
Участие в игре «Дополни
предложение» по условнографическим схемам

Называют своё имя
Слушают и понимают
речь других
Повторяют слова
приветствия
Закрепляют правила
поведения при
знакомстве

Слушают и понимают
речь других
Повторяют слова
приветствия
Закрепляют правила
поведения при
знакомстве
Участвуют в диалоге

Называют своё имя
Слушают и понимают
речь других
Повторяют слова
приветствия
Закрепляют правила
поведения при
знакомстве

Слушают и понимают
речь других
Повторяют слова
приветствия
Закрепляют правила
поведения при
знакомстве
Участвуют в диалоге

Слушают и понимают
речь других
Выполняют правила
поведения в школе

Высказывают свое
мнение при
обсуждении задания
Участвуют в диалоге
Слушают и понимают
речь других

9

Проигрывание диалога знакомства
игрушек Выполнение практического
задания «Знакомство игрушек»

8

«Ура! Перемена!»

1

9

«Ура! Перемена!»

1

Знакомство с основными правилами
поведения на перемене
Формирование умения слушать и
отвечать на вопросы по
стихотворению «Перемена»
Выявление знаний и умений детей по
теме, с помощью вопросов учителя и
с опорой на иллюстративный
материал
Закрепление умения строить
высказывание-просьбу и отвечать на
просьбу согласием или отказом
Проигрывание диалогов с
использованием соответствующей
мимики, силы голоса, жестов

Самостоятельно
организовывают своё
рабочее место
Выполняют правила
поведения на перемене
Составляют
высказывание- просьбу

Самостоятельно
организовывают своё
рабочее место
Слушают и отвечают на
вопросы по
стихотворению
Выполняют правила
поведения на перемене
Составляют диалоги по
опорным схемам

Самостоятельно
организовывают своё
рабочее место
Слушают и понимают
речь других

Самостоятельно
организовывают своё
рабочее место
Моделируют диалоги

Самостоятельно
организовывают своё

Самостоятельно
организовывают своё

Истории о лете – 4 часа
10

1
Истории о лете

11

Истории о лете

1

12

Я расскажу вам, где
отдыхал

1

Слушание и отгадывание загадок о
лете
Моделирование диалогов на основе
изображенной на картинке ситуации
Знакомство с правилами участия в
беседе
Игра «Рассказ по кругу»
Разучивание считалок
Моделирование диалогов на основе

10

13

Я расскажу вам, где
отдыхал

1

изображенной на картинке ситуации
и по собственному опыту
Соблюдение правил участия в беседе
Составление рассказа о лете с опорой
на вопросительно – символический
план
Играем в сказку - 7 часов

рабочее место
Слушают и понимают
речь других
Составляют
предложения по
сюжетной картинке

рабочее место
Моделируют диалоги
Составляют рассказ о
лете с опорой на
вопросительно –
символический план

14

Сказка «Три
медведя»

1

Разучивание чистоговорок
Знакомство с русской народной
сказкой «Три медведя»
Выкладывание картинок в
правильной сюжетной
последовательности

15

Сказка «Три
медведя»

1

Отвечают на простые
вопросы учителя
Находят нужную
информацию в тексте
Называют героев
сказки
Устанавливают
последовательность
действий Маши
Называют героев
сказки
Устанавливают
последовательность
действий Маши
Проговаривают фразы
героев самостоятельно

16

Сказка «Три
поросенка»

1

Инсценирование сказки с
использованием элементов костюмов
Развитие интонационных и жестовомимических умений обучающихся в
процессе инсценировки сказки
Беседе «Самая интересная сказка» с
привлечением личного опыта
обучающихся
Знакомство со сказкой «Три
поросенка»

Воспроизводят
чистоговорки
Слушают и понимают
речь других
Называют героев сказки
по картинкам
Выкладывают картинки
в правильной сюжетной
последовательности
Слушают и понимают
речь других
Называют героев сказки
Повторяют фразы героев
за учителем

Слушают и понимают
речь других
Называют героев сказки

Находят нужную
информацию в тексте
Называют героев
сказки

11

17

Сказка «Три
поросенка»

1

18

Сказка «Маша и
медведь»

1

Выбор из нескольких, близких по
содержанию картинок, той, которая
соответствует услышанной сказке
Формирование навыков
взаимопомощи на примере героев
сказки
Выкладывание изображений
персонажей сказки на парте после
ответа на вопрос учителя «Кто из
чего построил домик?»
Слушание аудиозаписи сказки «Три
поросенка» Инсценировка сказки с
использованием элементов костюмов
Развитие интонационных и жестовомимических умений школьников в
процессе инсценировки сказки

Повторяют фразы героев
за учителем
Выбирают из
нескольких, близких по
содержанию картинок,
той, которая
соответствует
услышанной сказке

Выбирают из
нескольких, близких по
содержанию картинок,
той, которая
соответствует
услышанной сказке
Устанавливают
последовательность
действий героев сказки

Слушают и понимают
речь других
Называют героев сказки
Повторяют фразы героев
за учителем

Загадки в форме «звукового письма»
Знакомство обучающихся со сказкой
«Маша и медведь»
Повторение правил поведения при
знакомстве
Игра «Расскажи по кругу» с опорой
на картинки

Слушают и понимают
речь других
Называют героев сказки
Повторяют фразы героев
за учителем
Устанавливают
последовательность
действий героев сказки с
на картинки

Называют героев
сказки
Устанавливают
последовательность
действий героев сказки
Проговаривают фразы
героев самостоятельно
Отвечают на простые
вопросы учителя
Находят нужную
информацию в тексте
Называют героев
сказки
Устанавливают
последовательность
действий героев сказки

12

19

20

Сказка «Маша и
медведь»

1

Сказка «Маша и
медведь»

1

Коллективное рассказывание сказки
Инсценировка сказки с
использованием элементов костюмов
Развитие интонационных и жестовомимических умений школьников в
процессе инсценировки сказки
Умение рассказывать сказку с опорой
на предметные картинки

Слушают и понимают
речь других
Называют героев сказки
Повторяют фразы героев
за учителем
Рассказывают сказку по
картинкам

Называют героев
сказки
Устанавливают
последовательность
действий героев сказки
Проговаривают фразы
героев самостоятельно

Расскажи мне о школе – 4 часа
21

Играем во дворе

1

Знакомство со стихотворением Г.П.
Шалаевой «Умей играть
самостоятельно»
Ответы на вопросы по произведению
Формирование умения школьников
разворачивать диалог в игровых
ситуациях
Умение играть по правилам
Участие в игре «Кто быстрее?»

Слушают и понимают
речь других
Отвечают на простые
вопросы учителя
Соблюдают правила
игры

Отвечают на вопросы
по произведению
Участвуют в диалоге
Слушают и понимают
речь других
Читают вслух тексты,
понимают прочитанное
Соблюдают правила
игры

13

22

Не надо больше
ссориться

1

23

Дружат в нашем
классе девочки и
мальчики

1

Наш товарищ
заболел

1

24

Знакомство со стихотворением Э.
Мошковской «Не надо больше
ссориться»
Моделирование спорных ситуации и
способы их решения
Формирование доброжелательного
отношения друг к другу
Проигрывание диалогов с
использованием соответствующей
мимики, силы голоса, жестов
Участие в игре «Что такое хорошо?»
Выявление представлений детей по
теме ситуации, с помощью вопросов
учителя и с опорой на
иллюстративный материал
Умение строить высказываниепросьбу и отвечать на просьбу
согласием или отказом
Проигрывание диалогов с
использованием соответствующей
мимики, силы голоса, жестов
Уточнение обязанностей дежурных
Знакомство со стихотворением Г.П.
Шалаевой «Если друг попал в беду,
помоги ему»
Ответы на вопросы по произведению
Выявление представлений детей по
теме «Опасные ситуации» с помощью
вопросов учителя и с опорой на
иллюстративный материал
Закрепление умений строить

Слушают и понимают
речь других
Отвечают на простые
вопросы учителя
Соблюдают правила
игры

Отвечают на вопросы
по произведению
Участвуют в диалоге
Слушают и понимают
речь других
Читают вслух тексты,
понимают прочитанное
Моделируют ситуации

Слушают и понимают
речь других
Отвечают на простые
вопросы учителя

Участвуют в диалоге
Слушают и понимают
речь других
Составляют
высказывание-просьбу
и отвечают на просьбу
согласием или отказом

Слушают и понимают
речь других
Отвечают на простые
вопросы учителя
Составляют рассказ по
сюжетным картинкам

Отвечают на вопросы
по произведению
Участвуют в диалоге
Составляют
высказывание-просьбу
и отвечают на просьбу
согласием или отказом
Составляют рассказ по
сюжетным картинкам

14

высказывание-просьбу, обращенную
к учителю
Составление рассказа по сюжетным
картинкам, определение порядка
действий в опасной ситуации
Алло! Алло! – 4 часа
В воскресенье все
дома

1

26

Расскажи о себе

1

27

Я звоню себе домой

1

25

Знакомство со стихотворением Е.
Благининой «Посидим в тишине»
Ответы на вопросы по произведению
Закрепление представлений о прямых
родственных отношениях: мама,
папа, дедушка, бабушка, братья,
сестры; знаний имени, отчества и
фамилии своих родителей, места их
работы, имёна братьев и сестёр, их
занятий
Выявление знаний обучающихся о
членах своей семьи, о понимании
отношений: старше - младше
Составление предложения по
сюжетным картинкам
Называние своего имени, отчества,
фамилии, адреса
Составление рассказа о себе по
образцу
Разучивание чистоговорки
Моделирование телефонных
разговоров с мамой Знакомство с
правилами общения по телефону
Чтение номера телефонов близких

Слушают и понимают
речь других
Называют членов семьи,
их имена, места их
работы
Составляют
предложения по
сюжетным картинкам

Называют членов семьи
их имена, отчества и
фамилии своих
родителей, места их
работы
Составляют
предложения по
сюжетным картинкам

Называют свое имя,
отчество, фамилию,
адрес
Составляют рассказ о
себе с помощью учителя
Воспроизводят
чистоговорки
Слушают и понимают
речь других

Называют свое имя,
отчество, фамилию,
адрес
Составляют рассказ о
себе по образцу
Воспроизводят
чистоговорки
Называют домашний
номер телефона или
номер мамы

15

взрослых, записывание домашнего
номера телефона

28

Я звоню в
экстренные службы

1

29

Готовимся к Новому
году

1

30

Новогодние чудеса

1

31

Новогодние
поздравления

1

Повторение чистоговорки
Конструирование диалога с
диспетчером «Скорой помощи»
Повторение правил общения по
телефону Составление рассказа с
опорой на картинки

Знакомятся с правилами
общения по телефону
Повторяют номер мамы
с помощью учителя
Воспроизводят
чистоговорки
Слушают и понимают
речь других
Составляют
предложения с опорой на
картинки

Готовим новогодний праздник – 4 часа
Разучивание новогоднего
Воспроизводят
стихотворения (по выбору учителя)
новогоднее
Составление письма Деду Морозу с
стихотворение, повторяя
опорой на условно-графические
за учителем
схемы предложений
Составляют
Коллективное составление рассказа о предложение по
новогоднем празднике с опорой на
сюжетным картинкам
сюжетные картинки
Повторение песенки «В лесу
родилась елочка» Моделирование
ситуации знакомства «На карнавале»
Развитие у школьников жестовомимическую и интонационную
выразительность
Игра «Узнай меня»
Выбор на рисунке ситуации,
соответствующей реплике,
произнесенной учителем

Знакомятся с
правилами общения по
телефону
Слушают и понимают
речь других
Конструируют диалог
Повторяют правила
общения по телефону
Составляют рассказ с
опорой на картинки

Воспроизводят
новогоднее
стихотворение
самостоятельно
Составляют письмо
Деду Морозу по
опорной схеме

Воспроизводят песню «В
лесу родилась елочка»
Моделируют диалог с
помощью учителя
Слушают и понимают
речь других

Воспроизводят песню
«В лесу родилась
елочка»
Моделируют диалог
Слушают и понимают
речь других

Слушают и понимают
речь других

Слушают и понимают
речь других

16

32

Практическое
занятие

1

Конструирование поздравлений и
ответных реплик, в том числе реплик,
сопровождающих вручение подарка
Составление рассказа о праздновании
дня рождения с опорой на картинносимволический план

Составляют
поздравление с помощью
учителя
Составляют рассказ по
сюжетным картинкам
Отвечают на вопросы
учителя

Составляют
поздравление по
опорным схемам
Составляют рассказ о
праздновании дня
рождения с опорой на
картинносимволический план

С днем рождения! – 7 часов
33

34
35

Приглашаем гостей!

Мы в гостях на дне
рождения
Мы в гостях на дне
рождения

1

1

Введение в ситуацию (беседа с
привлечением личного опыта
обучающихся)
Разучивание чистоговорки
Рассматривание предметных
картинок
Ответы на вопросы по картинкам
Составление устного приглашения на
праздник
Проигрывание ситуации «Приглашаю
на День рождения»
Расширение представлений,
обучающихся о правилах поведения
при знакомстве с ровесниками и
старшими
Знакомство с правилами поведения
при знакомстве со старшим по
возрасту гостем
Составление рассказа «Как мы
ходили в гости» по опорным
картинкам

Воспроизводят
чистоговорки
Отвечают на вопросы по
предметным картинкам
Участвуют в диалоге

Слушают и понимают
речь других
Составляют устное
приглашение по
опорным схемам
Участвуют в диалоге

Слушают и понимают
речь других
Отвечают на простые
вопросы учителя
Составляют рассказ с
помощью учителя

Отвечают на простые
вопросы учителя
Составляют рассказ
«Как мы ходили в
гости» по опорным
картинкам

17

36

Поздравляем с Днем
рождения!

1

Выбор предложения, наиболее
подходящего к картинке из двух,
произнесенных учителем
Моделирование возможных диалогов
между героями картинки
Составление поздравления с опорой
на картинный план

Выбирают предложение,
наиболее подходящего к
картинке из двух с
помощью учителя
Составляют
поздравления с
помощью учителя

37

Накрываем
праздничный стол

1

Отвечают на простые
вопросы учителя
Используют в речи слова
«передайте,
пожалуйста», «подайте,
пожалуйста»
Составляют рассказ с
помощью учителя

38

День рождения!
Знакомимся с
гостями

1

39

День рождения!
Провожаем гостей

1

Ответы на вопросы по сюжетным
картинкам
Закрепление умения строить
высказывание, в связи с ситуацией
Использование в речи слова
«передайте, пожалуйста», «подайте,
пожалуйста»
Игре «Кукла накрывает на стол»
Составление рассказа с опорой на
картинный план
Разучивание чистоговорки
Закрепление умения строить
высказывание, в связи с ситуацией
Составление рассказа с опорой на
картинный план Повторение правил
поведения при знакомстве со
старшими по возрасту
Знакомство с отрывком из сказки А.
Милна «Вини-Пух и все, все, все…»
Знакомство с правилами поведения
при прощании с ровесниками и
старшими
Игра «Кукла провожает гостей»

Выбирают
предложение, наиболее
подходящего к
картинке из двух
Моделируют диалог
Составляют
поздравления с опорой
на картинный план
Отвечают на вопросы
по картинкам
Используют в речи
слова «передайте,
пожалуйста», «подайте,
пожалуйста»
Составляют рассказы с
опорой на картинный
план

Слушают и понимают
речь других
Отвечают на простые
вопросы учителя

Умеют работать
индивидуально, в паре
Участвуют в диалоге

Слушают и понимают
речь других
Отвечают на простые
вопросы по
произведению
Знакомятся с правилами
поведения при прощании

Слушают и понимают
речь других
Отвечают на простые
вопросы по
произведению
Знакомятся с

18

правилами поведения
при прощании
Работают
индивидуально, в паре
Участвуют в диалоге
Дежурство - 6 часов
40

Дежурство в классе

1

Знакомство со стихотворением
«Беспорядок в нашем классе»
Ответы на вопросы по картинкам
Моделирование возможных диалогов
в ситуации распределения
обязанностей
Составление рассказа о дежурстве с
опорой на картинки

Слушают и понимают
речь других
Отвечают на простые
вопросы учителя
Знакомятся с
обязанностями
дежурных
Составляют рассказ о
дежурстве с опорой на
картинки с помощью
учителя

Отвечают на вопросы
учителя
Слушают и понимают
речь других
Знакомятся с
обязанностями
дежурных
Составляют диалоги по
теме
Составляют рассказ о
дежурстве с опорой на
картинки

41

Дежурство в
столовой

1

Составление предложенийо
распределении обязанностей между
мальчиками по опорным схемам
Моделирование возможных диалогов
в ситуации распределения
обязанностей
Игра «В столовой»
Составление рассказа о дежурстве с
опорой на картинки

Слушают и понимают
речь других
Отвечают на простые
вопросы учителя
Повторяют обязанности
дежурных
Составляют рассказ о
дежурстве с опорой на
картинки с помощью
учителя

Отвечают на вопросы
учителя
Слушают и понимают
речь других
Повторяют обязанности
дежурных
Составляют диалоги по
теме
Составляют рассказ о
дежурстве с опорой на
картинки

19

42

Дежурим с другом
(подругой)

1

Слушание песни «Мы дежурные»
Ответы хором на вопросы из песни
Закрепление умений строить
высказывание-просьбу и отвечать на
просьбу согласием или отказом
Составление диалоговс
использованием, соответствующей
мимики, силы голоса, жестов.
Уточнение обязанностей дежурных
Повторение основных обязанностей
дежурного
Ответы на вопросы по картинкам
Составление рассказа о дежурстве от
имени мальчика
Конструирование предложений по
картинкам

Слушают и понимают
речь других
Отвечают на простые
вопросы учителя
Повторяют обязанности
дежурных
Составляют диалоги с
помощью учителя

Слушают и понимают
речь других
Отвечают на вопросы
учителя
Повторяют обязанности
дежурных
Составляют диалог по
теме

43

Обязанности
дежурного

1

Повторяют обязанности
дежурных
Отвечают на простые
вопросы учителя
Составляют
предложения по
картинкам

1

Составление предложений о
распределении обязанностей между
мальчиками по опорным схемам
Моделирование возможных диалогов
в ситуации распределения
обязанностей
Ролевая игра «В столовой»
Составление плана дежурства с
опорой на картинки

Самостоятельно
организовывают своё
рабочее место
Слушают и понимают
речь других
Повторяют обязанности
дежурных

1

Составление рассказа о дежурстве

Отвечают на простые
вопросы учителя
Слушают и понимают
речь других
Повторяют обязанности
дежурных
Составляют диалог по
теме
Составляют рассказ о
дежурстве от имени
мальчика
Отвечают на простые
вопросы учителя
Слушают и понимают
речь других
Повторяют обязанности
дежурных
Составляют диалог по
теме
Составляют рассказ о
дежурстве
Составляют рассказ о
дежурстве

44

Дежурство в
столовой

45

Практическое
занятие

Составляют рассказ о
дежурстве с опорой на
картинки
У меня есть щенок! – 6 часов

20

46

У меня есть щенок!

1

47

В зоомагазине

1

48

Описание
домашнего питомца

1

49

Знакомство со
стихотворением С.
Михалкова «Мой
щенок»

1

Введение в тему (подбор слов, точно
характеризующих щенков на
иллюстрациях)
Слушание песни «Мой щенок» Ю.
Чичкова
Ответы на вопросы
Конструирование предложения на
тему «У меня появился щенок»
Игра- соревнование «Раз вопрос, два
вопрос…»
Рассматривание картинок домашних
питомцев, подбор слов для описания
животных
Ответы на вопросы по картинкам
Составление рассказа – описания
щенка с опорой на картинки

Слушают и понимают
речь других
Отвечают на простые
вопросы учителя
Составляют
предложения по
картинке

Отвечают на вопросы
по прослушанному
произведению
Работают
индивидуально
Составляют
предложения

Отвечают на простые
вопросы учителя
Составляют рассказ
описание с помощью
учителя

Рассматривание картинок домашних
питомцев, подбор слов для описания
животных
Составление рассказа-описания,
Игра «Узнай моего питомца»
Выбор картинки, соответствующей
предложению, произнесенному
учителем
Разучивание четверостишья из
стихотворения Знакомство
обучающихся с творчеством С.
Михалкова
Воспитание у детей любви к
животным Воспроизведение
содержания стихотворения по
сюжетным картинкам

Подбирают слова для
описания животных по
картинкам
Принимают участие в
игре
Составляют рассказ описание с помощью
учителя
Слушают и понимают
речь других
Повторяют
стихотворение за
учителем

Работают
индивидуально
Отвечают на простые
вопросы учителя
Составляют рассказ –
описание с опорой на
картинки
Подбирают слова для
описания животных по
картинкам
Принимают участие в
игре
Участвуют в игре
Составляют рассказ–
описание
Слушают и понимают
речь других
Воспроизводят
стихотворение
самостоятельно

21

50

Расскажи о своем
домашнем питомце!

1
1

51

Расскажи о своем
домашнем питомце!

Составление рассказа о
происшествии со щенком по серии
картинок
Игра «Раз вопрос, два вопрос»
Составление рассказа – описания
щенка с опорой на картинки

Составляют рассказ о
происшествии со
щенком по серии
картинок
Составляют
вопросительные
предложения с помощью
учителя
Составляют рассказ описание с помощью
учителя

Составляют рассказ о
происшествии со
щенком по серии
картинок
Составляют
вопросительные
предложения
Составляют рассказ описание с опорой на
картинки

«Красная Шапочка» - 5 часов
52

Сказка «Красная
Шапочка»

1

Введение в тему ситуации (работа с
иллюстрацией, отгадывание загадки)
Знакомство со сказкой «Красная
Шапочка»
Выкладывание картинок по мере
изложения текста учителем
Игра «Расскажи по кругу» с опорой
на картинки

Отгадывают загадки
Называют героев сказки
Рассказывают сказку по
картинкам

Отгадывают загадки
Находят нужную
информацию в тексте
Называют героев
сказки
Устанавливают
последовательность
действий героев сказки

22

Сказка «Красная
Шапочка»
Сказка «Красная
Шапочка»

1

Инсценировка
сказки «Красная
Шапочка»
Инсценировка
сказки «Красная
Шапочка»

1

57

Я иду в кружок. Кто
со мной?

58

Я записался в
кружок!

53
54

55

56

Закрепление содержания сказки
(прослушивание аудиозаписи сказки, Слушают и понимают
просмотр мультипликационного
речь других
фильма)
Называют героев сказки
Развитие интонационных и жестовоПовторяют фразы героев
мимических умений школьников в
за учителем
процессе инсценировки сказки
Рассказывание сказки с опорой на
предметные картинки
Выборочный пересказ сказки с
Пересказывают сказку
опорой на иллюстрации
с помощью учителя
Инсценировка сказки с
Называют героев сказки
использованием элементов костюмов Повторяют фразы героев
Развитие интонационных и жестовоза учителем
мимических умений школьников в
процессе инсценировки сказки
Рассказывание сказки с опорой на
предметные картинки
Я записался в кружок! -12 часов

Называют героев
сказки
Устанавливают
последовательность
действий героев сказки
Проговаривают фразы
героев самостоятельно

1

Введение в ситуацию (беседа на
основе личного опыта, иллюстраций,
выбор картинки, подходящей к
предложению, произнесенному
учителем) Конструирование
возможных реплик-обращений в
ситуации записи в кружок
Знакомство с основными моделями
поведения в ситуации записи в
кружок

1

Выбор картинки, подходящие к
предложению, произнесенному

Слушают и понимают
речь других
Отвечают на простые
вопросы учителя
Составляют репликиобращения
Работают в паре
Применяют основные
правила поведения в
ситуации записи в
кружок
Слушают и понимают
речь других

1

1

Слушают и понимают
речь других
Отвечают на простые
вопросы учителя
Составляют репликиобращения с помощью
учителя
Применяют основные
правила поведения в
ситуации записи в
кружок
Слушают и понимают
речь других

Пересказывают сказку
с опорой на картинки
Называют героев
сказки
Устанавливают
последовательность
действий героев сказки
Проговаривают фразы
героев самостоятельно

23

59

Я записался в
кружок!

1

60

Я люблю играть в
футбол

1

61

Я люблю рисовать

1

учителем от имени героев картинок
Проигрывание ситуации «Я
записываюсь в кружок»
Конструирование возможных репликобращений в ситуации записи в
кружок
Повторение домашнего адреса и
номер телефона Моделирование
возможных диалоги между
руководителем кружка и
обучающимся
Конструирование возможных репликобращений в ситуации записи в
кружок
Беседе по теме урока с опорой на
личный опыт
Игра «Живое слово»
Составление предложений о том, что
он делает на занятиях в кружке
Конструирование возможных репликобращений в ситуации записи в
кружок
Проигрывание ситуации «Я
записываюсь в кружок»
Участие в беседе по теме урока с
опорой на личный опыт
Игра «Живое слово»
Составление предложений о том, что
он делает на занятиях в кружке

Отвечают на простые
вопросы учителя
Составляют репликиобращения с помощью
учителя
Называют свой
домашний адрес

Отвечают на простые
вопросы учителя
Составляют репликиобращения
Работают в паре
Называют свой
домашний адрес и
номер телефона

Составляют репликиобращения с помощью
учителя
Составляют
предложения о том, что
он делает на занятиях в
кружке по картинкам

Составляют репликиобращения
Работают в паре
Составляют
предложения о том, что
он делает на занятиях в
кружке по картинкам

Составляют репликиобращения с помощью
учителя
Составляют
предложения о том, что
он делает на занятиях в
кружке по картинкам

Составляют репликиобращения
Умеют работать в паре
Составляют
предложения о том, что
он делает на занятиях в
кружке по картинкам

24

62

63

64
65

Я люблю танцевать

Я люблю театр

Поклонимся памяти
Героев

1

1

1
1

Конструирование возможных репликобращений в ситуации записи в
кружок
Проигрывание ситуации «Я
записываюсь в кружок»
Участие в беседе по теме урока с
опорой на личный опыт
Игра «Живое слово»
Составление предложений о том, что
он делает на занятиях в кружке
Конструирование возможных репликобращений в ситуации записи в
кружок
Проигрывание ситуации «Я
записываюсь в кружок»
Участие в беседе по теме урока с
опорой на личный опыт
Игра «Живое слово»
Составление предложений о том, что
он делает на занятиях в кружке
Слушание песен о Великой
Отечественной войне Ответы на
вопросы по прослушанным
музыкальным произведениям
Участие в беседе с опорой на
иллюстрацию Составление
поздравления
Тренировка в произнесение
поздравлений с торжественной
интонацией
Моделирование и проигрывание
диалогов

Составляют репликиобращения с помощью
учителя
Составляют
предложения о том, что
он делает на занятиях в
кружке по картинкам

Составляют репликиобращения
с помощью учителя
Составляют
предложения о том, что
он делает на занятиях в
кружке по картинкам

Слушают песни
Отвечают на простые
вопросы
Участвуют в беседе с
опорой на иллюстрацию
Проговаривают
поздравления с
помощью учителя

Составляют репликиобращения
Умеют работать в паре
Составляют
предложения о том, что
он делает на занятиях в
кружке по картинкам

Составляют репликиобращения
Умеют работать в паре
Составляют
предложения о том, что
он делает на занятиях в
кружке по картинкам
Слушают песни
Отвечают на простые
вопросы
Участвуют в беседе с
опорой на
иллюстрацию
Проговаривают
поздравления с
торжественной
интонацией

25

по теме

66

Скоро лето!

1

67

Практическое
занятие

1

68

Итоговый урок

1

Знакомство со стихотворением И.
Гуриной
«Здравствуй лето!»
Расширение словарного запаса
школьников, обозначающие признаки
лета
Повторение правил поведения на
воде
Составление рассказа о лете
Игра «Морские фигуры»
Чтение отрывка стихотворения
наизусть

Рассказывают признаки
лета
Слушают и понимают
речь других
Отвечают на простые
вопросы учителя
Составляют рассказ по
картинкам с помощью
учителя

Умеют работать
индивидуально
Участвуют в диалоге
Читают вслух тексты
учебников, понимают
прочитанное
Составляют короткий
рассказ по теме

Рассказывают отрывок
стихотворения с
помощью учителя

Рассказывают отрывок
стихотворения наизусть

Повторение пройденного материала
Составление коротких рассказов
Повторение изученных сказок

Отвечают на простые
вопросы учителя
Составляют короткие
рассказы с помощью
учителя по картинкам

Отвечают на простые
вопросы учителя.
Составляют короткий
рассказ по теме

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».