Учебный план для обучающихся с НОДА (вариант 6.1) на 2024-2025 уч.год. 1-4 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Основные положения
Учебный план — нормативный документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план НОО для детей с ОВЗ представляет собой организационный компонент реализации образовательных программ начального общего
образования, отражает обязательность единого образовательного пространства, обеспечивает доступность получения качественного образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Учебный план НОО для детей с ОВЗ в рамках ФГОС является одним из
основных организационных механизмов выполнения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (АООП
НОО).
Учебный план АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)
МАОУ СОШ № 11 разработан на основе следующих нормативных документов:
 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 19.12.2023 г.);
 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденного приказом Министерства просвещения России от
19.12.2014 г. № 1598 (далее ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) (ред. от
08.11.2022 г.);
 Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1023 (далее ФАОП НОО);
 Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023 (ред. от
17.07.2024) «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной
программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрировано 21.03.2023 № 72654);
 Методических рекомендаций по вопросам внедрения федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направленные
письмом Минобрнауки России от 11.03.2016 г. № ВК-452/07;
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

 Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 г. № 2 (с
изменениями на 30.12.2022 года);
 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.2021
г. (с изменениями и дополнениями от 11 февраля, 7 октября, 5 декабря 2022
г., 3 августа 2023 г.);
 Приказа Министерства просвещения РФ от 21.09.2022 г. № 858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» (с изменениями на 21.05.2024 г. № 347);
 Письма Минпросвещения России от 31.08.2023 № АБ-3569/07 «О
направлении разъяснений по организации образования обучающихся с ОВЗ в
2023/24 уч. г.» (вместе с «Методическими рекомендациями по введению федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ»);
 Устава МАОУ СОШ № 11;
 Адаптированной основной образовательной программы начального
общего образования для детей с ОВЗ (НОДА вариант 6.1).
Учебный план к АООП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1)
разработан в соответствии требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к
её структуре, условиям реализации и результатам освоения.
Вариант 6.1 предполагает, что обучающийся с НОДА получает
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к
моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1- 4
классы). Адаптация учебного плана предполагает введение программы
коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с НОДА (вариант 6.1) и
поддержку в освоении АООП НОО и требований к результатам освоения
программы коррекционной работы АООП НОО для обучающихся с НОДА.
Учебный план для обучающихся с НОДА (вариант 6.1) фиксирует
общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся при пятидневной учебной неделе, состав и структуру
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение, по классам и учебным предметам.

Содержание образования при получении начального общего
образования реализуется преимущественно за счет учебных предметов,
обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный
подход и индивидуализацию обучения.
В основу учебного плана положен вариант федерального учебного
плана № 1 федеральной образовательной программы начального общего
образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372
(ред. от 19.03.2024). Вариант № 1 предназначен для образовательных
организаций, в которых обучение ведется на русском языке (5-дневная
учебная неделя).
Учебный план предусматривает четырехлетний нормативный срок
освоения АООП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1).
Продолжительность учебного года при получении начального общего
образования для 1-х классов составляет 33 недели, для 2–4-х классов – 34
недели. Соответственно, весь период обучения на уровне НОО составляет
135 учебных недель.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в
течение учебной недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим
в 1-м классе: сентябрь – октябрь по 3 урока в день; ноябрь – май по 4 урока в
день; в сентябре–декабре уроки длятся по 35 минут, в январе–мае – по 40
минут.
Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня:
- для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один день в
неделю – пять уроков за счет урока физической культуры;
- 2–4-х классов – не более пяти уроков в день и один день в неделю –
шесть уроков за счет урока физической культуры.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных
предметов, модулей из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает
величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН
1.2.3685-21.
В учебном плане начального общего образования МАОУ СОШ № 11
выделено:
- в 1-х классах – 21 час в неделю;
- 2–4-х классах – 23 часа в неделю.
Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет
3039 часов.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое
на их изучение по классам (годам) обучения. Урочная деятельность
направлена на достижение обучающимися планируемых результатов

освоения программы начального общего образования с учетом обязательных
для изучения учебных предметов.
Учебный план начального общего образования МАОУ СОШ № 11
включает все предметные области в соответствии с требованиями ФГОС
начального общего образования. Обязательные предметные области и учебные предметы соответствуют положениям учебного плана в ООП НОО и
представлены учебными предметами:
 «русский язык и литературное чтение» - русский язык, литературное
чтение,
 «иностранный язык» - иностранный язык,
 «математика и информатика» - математика,
 «обществознание и естествознание» - окружающий мир,
 «искусство» - музыка и изобразительное искусство,
 «технология» - труд (технология),
 «физическая культура» - физическая культура,
 «основы религиозных культур и светской этики» - основы религиозных культур и светской этики.
Учебные предметы в учебном плане МАОУ СОШ № 11 на 2024-2025
уч.год представлены в полном объеме.
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» (русский
язык и литературное чтение) направлена на формирование функциональной
грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением.
Эти два предмета представляют собой единую предметную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
В МАОУ СОШ № 11 языком обучения является русский язык.
Предметная область «Иностранный язык» (иностранный язык) направлена на освоение обучающимися первоначальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и
письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического
кругозора; формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в
других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. Предмет «Иностранный язык» изучается со II
класса по 2 недельных часа (2-4 классы). На первом уровне обучения изучается английский язык.
Предметная область «Математика и информатика» (математика)
направлена на овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных
и метапредметных результатов, связанных с использованием информацион-

ных технологий, достигается за счет включения тематических разделов или
модулей в программы следующих учебных предметов:
- «Математика» - раздел «Математическая информация» (предполагает
развитие навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников информации, в том числе сети Интернет);
- «Окружающий мир» - модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных
с использованием информационных технологий).
- «Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой графики»
(предусматривает изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture
Manager и PowerPoint, виртуальные путешествия);
- «Технология» – модуль «Информационно-коммуникативные технологии» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов,
связанных с использованием информационных технологий).
Предметная область «Обществознание и естествознание» (окружающий мир) направлена на овладение основами культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании
личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру
природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность
подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной
страны и планеты Земля.
Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» ввиду отсутствия в ФГОС НОО не выделяется как отдельный предмет, а интегрируется с
учебными предметами Окружающий мир и Труд (технология).
Предметная область «Искусство» (изобразительное искусство, музыка)
направлена на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению
в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Предметная область «Технология» (труд (технология) формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуальнопрактической деятельности учащегося; это, в свою очередь, создает условия
для развития инициативности, изобразительности, гибкости мышления у
обучающихся. Овладение технологическими приемами ручной обработки
материалов.
Предметная область «Физическая культура» (физическая культура)
изучается в объеме 2-х часов в неделю с 1 по 4 классы. При организации,
планировании и проведении третьего часа физической культуры в полной
мере используются школьные спортивные сооружения и спортивные залы,

площадки, зоны рекреации МАОУ СОШ №11. Занятия по физической культуре проводятся в строгом соответствии с группой здоровья обучающихся.
В учебный план 4 класса включен 1 час в неделю (34 часа в год) на
изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ). Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ,
осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.
Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей. На основании произведенного выбора формируются
учебные группы вне зависимости от количества обучающихся в каждой
группе. Возможно формирование учебных групп из обучающихся нескольких классов.
На 2024-2025 учебный год родителями обучающихся выбраны модули:
 «Основы светской этики»;
 «Основы православной культуры»
протоколы родительских собраний «О введении комплексного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» от 22.02.2024 г.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть плана внутри максимально
допустимой нагрузки обучающихся 1-4 классов по 5-дневной учебной неделе, направлена на формирование функциональной грамотности обучающихся в школе и представлено учебным курсом: «Функциональная грамотность».
График учебного процесса
Учебный год в 2024-2025 уч.году в МАОУ СОШ № 11 начинается
02.09.2024 г.
В соответствии с Уставом МАОУ СОШ № 11 продолжительность
учебной недели 5 дней.
Продолжительность учебного года (I - IV класс) освоения АООП НОО
составляет для обучающихся 1 класса - 33 недели, 2-4 классов - 34 недели.
Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане предусмотрено равномерное распределение периодов
учебного времени (учебных четвертей) и каникул.
Учебные занятия начинаются не ранее 8.00 часов. Число уроков в день:
для обучающихся 1 класса – не превышает: сентябрь-октябрь - 3 урока, ноябрь-май - 4 урока; для обучающихся 2–4 классов – не более 5 уроков.
Продолжительность учебных занятий в 1-ом классе 35 минут в первом
полугодии, 40 минут во втором полугодии; во 2-4 классах 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10
минут, большой перемены (после 3-го и 4-го уроков) - 15 минут.
Расписание в МАОУ СОШ № 11 для обучающихся с ОВЗ строится с
учётом кривой умственной работоспособности в течение учебного дня и
учебной недели с соблюдением режима ранжирования предметов по баллам.
В течение учебного дня проводятся и трудные, и более лёгкие для восприя-

тия обучающимися предметы, что может снижать их утомляемость и не допускать перегрузки.
Формы организации образовательного процесса предусматривают чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках расписания.
Реализация вариативной части учебного плана обеспечивает индивидуальный характер развития обучающихся с учетом тяжести речевого недоразвития, особенностей их эмоционального и психического развития, интересов
и склонностей.
Учебный план сохраняет преемственность изучаемых учебных предметов на каждой ступени.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательной и внеурочной деятельности. Между началом уроков внеурочной деятельности и последним уроком устраивается перерыв продолжительностью не менее 30 минут.
Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме
не менее 5 часов.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью
внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания
АООП НОО. Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого
обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК.
Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ
Достижение обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения
АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе и
сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся. Предметом
итоговой оценки освоения обучающимися АООП НОО с ОВЗ является достижение предметных и метапредметных результатов и достижение результатов, освоения программы коррекционной работы.
Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в тех же
формах, что и промежуточная аттестация обучающихся группы «норма», но с
учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ОВЗ в
овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения
содержанием АООП НОО производится на основании положительной
индивидуальной динамики.
Промежуточная аттестация в 2-4 классах проводится в следующих
формах:
класс

2-3

предмет
Русский язык
Литературное чтение
Математика
Окружающий мир
Музыка
Изобразительное искусство

Форма промежуточной аттестации
Письменная контрольная работа
Письменная контрольная работа
Письменная контрольная работа
Письменная контрольная работа
Промежуточная аттестация проводится на основании четвертных

периодичность
1 раз в
конце
учебного
года

4

Труд (технология)
Физическая культура
Иностранный язык (англ.)
Русский язык
Литературное чтение
Математика
Окружающий мир
Музыка
Изобразительное искусство
Труд (технология)
Физическая культура
Иностранный язык (англ.)
ОРКСЭ

отметок как среднее арифметическое по правилам математического
округления
Письменная контрольная работа
Письменная контрольная работа
Письменная контрольная работа
Письменная контрольная работа
Промежуточная аттестация проводится на основании четвертных
отметок как среднее арифметическое по правилам математического
округления
Промежуточная аттестация проводится на основе учета текущих образовательных результатов в форме «зачет / незачет»

1 раз в
конце
учебного
года

Оценивание младших школьников в течение первого года обучения
осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной
основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ.
Освоение основных образовательных программ начального общего образования завершается итоговой аттестацией.
В МАОУ СОШ № 11 на начальном уровне общего образования в 20242025 уч. году обучается 1 обучающийся ОВЗ с НОДА по варианту обучения
6.1:
ШИФР
1.8

Класс
1 «В»

Кол-во
1

Тип нарушения, вариант
НОДА по варианту обучения 6.1

Сетка недельного учебного плана АООП НОО на 2024-2025 уч. год
(НОДА вариант 6.1)
Предметные
области

Учебные
предметы

Обязательная часть

классы

Русский язык и литературное чтение
Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание и
естествознание

количество часов в неделю
1 класс
1в
5
4

2 класс

3 класс

4 класс

5
4

5
4

5
4

-

2

2

2

Математика

4

4

4

4

Окружающий мир

2

2

2

2

Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
(англ.)

Музыка
1
1
1
Искусство
Изобразительное ис1
1
1
кусство
Технология
Труд (технология)
1
1
1
Физическая культура Физическая культура
2
2
2
Основы религиозных Основы религиозных
культур и светской
культур и светской
этики
этики
Итого
20
22
22
Часть, формируемая участниками образо1
1
1
вательного процесса
Предельно допустимая аудиторная учебная
21
23
23
нагрузка при 5-ти дневной учебной неделе
Коррекционно-развивающая область (из часов внеурочной деятельности)

1
1
1
2
1
23
0
23

Логопедические занятия

1

1

1

1

Психокоррекционные занятия

0

0

0

0

Педагогическая коррекция

4

4

4

4

Направления внеурочной деятельности

2

2

2

3

Итого

7

7

7

8

Всего

28

30

30

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».