ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Основные положения Учебный план — нормативный документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план НОО для детей с ОВЗ представляет собой организационный компонент реализации образовательных программ начального общего образования, отражает обязательность единого образовательного пространства, обеспечивает доступность получения качественного образования в соответствии с требованиями ФГОС. Учебный план НОО для детей с ОВЗ в рамках ФГОС является одним из основных организационных механизмов выполнения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (АООП НОО). Учебный план АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) МАОУ СОШ № 11 разработан на основе следующих нормативных документов: Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 19.12.2023 г.); Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства просвещения России от 19.12.2014 г. № 1598 (далее ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) (ред. от 08.11.2022 г.); Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1023 (далее ФАОП НОО); Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023 (ред. от 17.07.2024) «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрировано 21.03.2023 № 72654); Методических рекомендаций по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направленные письмом Минобрнауки России от 11.03.2016 г. № ВК-452/07; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 г. № 2 (с изменениями на 30.12.2022 года); Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 г. (с изменениями и дополнениями от 11 февраля, 7 октября, 5 декабря 2022 г., 3 августа 2023 г.); Приказа Министерства просвещения РФ от 21.09.2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» (с изменениями на 21.05.2024 г. № 347); Письма Минпросвещения России от 31.08.2023 № АБ-3569/07 «О направлении разъяснений по организации образования обучающихся с ОВЗ в 2023/24 уч. г.» (вместе с «Методическими рекомендациями по введению федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ»); Устава МАОУ СОШ № 11; Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для детей с ОВЗ (ЗПР вариант 7.2). Учебный план к АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) разработан в соответствии требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к её структуре, условиям реализации и результатам освоения. В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. Учебный план для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся при пятидневной учебной неделе, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение, по классам и учебным предметам. Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют 5 лет. Продолжительность учебного года при получении начального общего образования для 1-х классов составляет 33 недели, для 2–4-х классов – 34 недели. Соответственно, весь период обучения на уровне НОО составляет 135 учебных недель. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе: сентябрь – октябрь по 3 урока в день; ноябрь – май по 4 урока в день; в сентябре–декабре уроки длятся по 35 минут, в январе–мае – по 40 минут. Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня: - для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один день в неделю – пять уроков за счет урока физической культуры; - 2–4-х классов – не более пяти уроков в день и один день в неделю – шесть уроков за счет урока физической культуры. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. В учебном плане начального общего образования МАОУ СОШ № 11 выделено: - в 1-х классах – 21 час в неделю; - 2–4-х классах – 23 часа в неделю. Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет 3039 часов. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ЗПР: формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего образования; формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Обязательная часть включает в себя следующие предметные области и предметы: «русский язык и литературное чтение» - русский язык, литературное чтение, «иностранный язык» - иностранный язык, «математика и информатика» - математика, «обществознание и естествознание» - окружающий мир, «искусство» - музыка и изобразительное искусство, «технология» - труд (технология), «физическая культура» - адаптивная физическая культура, «основы религиозных культур и светской этики» - основы религиозных культур и светской этики. Учебные предметы в учебном плане МАОУ СОШ №11 на 2024-2025 уч.год представлены в полном объеме. Предметная область «Русский язык и литературное чтение» (русский язык и литературное чтение) направлена на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую предметную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. В МАОУ СОШ № 11 языком обучения является русский язык. Предметная область «Иностранный язык» (иностранный язык) направлена на освоение обучающимися первоначальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора; формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. Предмет «Иностранный язык» изучается со II класса по 2 недельных часа (2-4 классы). На первом уровне обучения изучается английский язык. Предметная область «Математика и информатика» (математика) направлена на овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. Предметная область «Обществознание и естествознание» (окружающий мир) направлена на овладение основами культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля. Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» ввиду отсутствия в ФГОС НОО не выделяется как отдельный предмет, а интегрируется с учебными предметами Окружающий мир и Труд (технология). Предметная область «Искусство» (изобразительное искусство, музыка) на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Предметная область «Технология» (труд (технология) формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуальнопрактической деятельности учащегося; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобразительности, гибкости мышления у обучающихся. Овладение технологическими приемами ручной обработки материалов. Предметная область «Физическая культура» (физическая культура) изучается в объеме 2-х часов в неделю с 1 по 4 классы. При организации, планировании и проведении третьего часа физической культуры в полной мере используются школьные спортивные сооружения и спортивные залы, площадки, зоны рекреации МАОУ СОШ №11. Занятия по физической культуре проводятся в строгом соответствии с группой здоровья обучающихся. При разработке содержания учебного предмета «Физическая культура» учитывается состояние здоровья обучающихся и деление их в зависимости от состояния здоровья на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. В учебный план 4 класса включен 1 час в неделю (34 часа в год) на изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ). Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей. На основании произведенного выбора формируются учебные группы вне зависимости от количества обучающихся в каждой группе. Возможно формирование учебных групп из обучающихся нескольких классов. На 2024-2025 учебный год родителями обучающихся выбраны модули: «Основы светской этики»; «Основы православной культуры» протоколы родительских собраний «О введении комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» от 22.02.2024 г. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть плана внутри максималь- но допустимой нагрузки обучающихся 1-4 классов по 5-дневной учебной неделе, используется на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов: - в учебный план 2-х классов введено 2 часа предмета «Иностранный язык»; - в учебный план 3-4-х классов введен 1 час предмета «Иностранный язык». Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями, направленными на коррекцию дефекта развития обучающихся и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых 7 часов отводится на реализацию обязательных занятий коррекционно-развивающей области, остальные часы – на внеурочную деятельность по различным ее направлениям. Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлено фронтальными и индивидуальными коррекционноразвивающими занятиями (логопедическими и психолого-коррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Коррекционноразвивающие курсы проводятся в индивидуальной и групповой форме. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся. Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет МАОУ СОШ № 11. Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования определены в плане внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей МАОУ СОШ № 11. Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ Достижение обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе и сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП НОО с ОВЗ является достижение предметных и метапредметных результатов и достижение резуль- татов, освоения программы коррекционной работы. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация на уровне начального общего образования проводится с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ЗПР. Вывод об успешности овладения содержанием образовательной программы делается на основании положительной индивидуальной динамики. Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ проводится с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ОВЗ в овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО производится на основании положительной индивидуальной динамики. Промежуточная аттестация в 2-4 классах проводится в следующих формах: класс 2-3 4 предмет Форма промежуточной аттестации Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир Музыка Изобразительное искусство Труд (технология) Физическая культура (адаптивная физическая культура) Иностранный язык (англ.) Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир Музыка Изобразительное искусство Труд (технология) Физическая культура Иностранный язык (англ.) ОРКСЭ Письменная контрольная работа Письменная контрольная работа Письменная контрольная работа Письменная контрольная работа Промежуточная аттестация проводится на основании четвертных отметок как среднее арифметическое по правилам математического округления Письменная контрольная работа Письменная контрольная работа Письменная контрольная работа Письменная контрольная работа Промежуточная аттестация проводится на основании четвертных отметок как среднее арифметическое по правилам математического округления Промежуточная аттестация проводится на основе учета текущих образовательных результатов в форме «зачет / незачет» периодичность 1 раз в конце учебного года 1 раз в конце учебного года Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ. Освоение основных образовательных программ начального общего образования завершается итоговой аттестацией. Сетка недельного учебного плана АООП НОО на 2024-2025 уч. год (ЗПР вариант 7.2) Предметные области Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание Искусство Технология Физическая культура Основы религиозных культур и светской этики Учебные предметы классы Русский язык Литературное чтение Иностранный язык (англ.) количество часов в неделю 1а 5 1 класс доп. 1б 5 4 4 4 4 3 - - - 1 1 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 2 в, г 5 4 4г 4 Математика 4 4 4 4 Окружающий мир 2 2 2 2 Музыка Изобразительное искусство Труд (технология) Адаптивная физическая культура 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 3 3 - - 1 Основы религиозных культур и светской этики 3 3 - Итого Часть, формируемая участниками образовательного процесса «Русский язык» «Иностранный язык» Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-ти дневной учебной неделе Коррекционно-развивающая область (из часов внеурочной деятельности) Логопедические занятия 21 21 21 21 21 - - 2 2 2 2 1 1 1 1 21 21 23 23 23 2 2 2 2 2 Психокоррекционные занятия 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Педагогическая коррекция 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5 Ритмика Направления внеурочной деятельности Итого 1 1 1 1 1 2 2 2 2 3 9 9 9 9 10 Всего 30 30 32 32 33