Приложение № 3
к основной образовательной программе
основного общего образования
РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО
к УТВЕРЖДЕНИЮ
на заседании педагогического совета
(протокол от «30 «августа 2024 г. № 9)
2024г. № 326
c o m №i 1
Е.И. Прохорова/
ПЛАН ВН ЕУ РО Ч Н О Й Д Е Я Т Е Л ЬН О С Т И
М У Н И Ц И П А Л ЬН О ГО А ВТО Н ОМ Н О ГО О БЩ Е О БРА ЗО В А Т ЕЛ ЬН О ГО
У ЧРЕЖ Д ЕН И Я СРЕДН ЕЙ О БЩ Е О БРА ЗО В А Т ЕЛ ЬН О РЙ Ш К О Л Ы № 11
г. БЕ РЕ ЗН И К И П Е РМ С К О ГО КРА Я
5-9 КЛ А С С Ы
НА 2024 - 2025 У Ч Е Б Н Ы Й ГО Д
г. Березники, 2024
План внеурочной деятельности в МАОУ СОШ № 11 в рамках реализации
основной образовательной программы основного общего образования разработан в
соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
> Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 № 370 “Об утверждении федеральной образовательной
программы основного
общего
образования”
(Зарегистрирован
12.07.2023)
> Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего
и среднего общего образования” (с изменениями и дополнениями от
11 февраля, 7 октября, 5 декабря 2022 г.);
> Приказ Минпросвещения России от 01.02.2024 № 62 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных
программ основного общего образования и среднего общего
образования»;
> Приказ Минпросвещения России от 19.03.2024 № 171 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных
программ начального общего образования, основного общего
образования и среднего общего образования»;
> Приказ Министерства просвещения РФ от 21.09.2022 № 858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию
при реализации
имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, осуществляющими
образовательную
деятельность»
(с
изменениями,
приказ
Министерства
просвещения
РФ
от
21.07.2023
№
556,
Приказ Минпросвещения России от 21 мая 2024 г. N 347)
> Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.07.2024 № 499 "Об утверждении федерального перечня
электронных
образовательных ресурсов,
допущенных
к
использованию
при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования"
> Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
> Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания"
> Письмо Министерства просвещения РФ от 05.07.2022 г. № ТВ-1290/03
«О
направлении
методических
рекомендаций»
(вместе
с
«Информационно-методическим письмом об организации внеурочной
деятельности в рамках реализации обновленных федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего и
основного общего образования»);
> Письма Департамента государственной политики и управления в
сфере общего образования Минпросещения России от 17.06.2022
№03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»;
> Устава
муниципального автономного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы № 11
> Основной образовательной программы основного общего образования
МАОУ СОШ № 11
В соответствии с обновленным
Федеральным
государственным
образовательным стандартом основного общего образования организация
внеурочной деятельности в МАОУ СОШ № 11 является неотъемлемой и
обязательной частью образовательного процесса.
План
внеурочной
деятельности
является
обязательной
частью
организационного раздела основной общеобразовательной программы основного
общего образования МАОУ СОШ №11.
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную
деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы (личностных, метапредметных и
предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников
(кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно
решение задач воспитания и социализации детей, и является одной из форм
организации свободного времени обучающихся. Обязательным условием
организации
внеурочной деятельности
является
ее
воспитательная
направленность с учетом рабочей программы воспитания.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и
развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения
духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Основные задачи организации внеурочной деятельности при получении
основного общего образования:
• Выявить интересы, склонности, способности, возможности
обучающихся к различным видам деятельности;
•
Организовать общественно-полезную и досуговую деятельность
обучающихся совместно с семьями обучающихся;
• Создать условия для индивидуального развития ребенка в
избранной сфере внеурочной деятельности;
• Продолжить формирование системы знаний, умений, навыков в
избранном направлении деятельности;
• Развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
• Создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и
навыков;
• продолжить развитие опыта неформального общения,
взаимодействия, сотрудничества;
• расширить рамки общения с социумом.
План внеурочной деятельности состоит из двух частей: части,
рекомендуемой для всех обучающихся, и вариативной части.
Внеурочная деятельность в части, рекомендуемой для всех обучающихся,
представлена следующими направлениями:
• 1 час в неделю-информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном»
(понедельник, первый урок)
целью развития ценностного отношения
обучающихся к своей Родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Реализация программы занятий
«Разговоры о важном» возложена на классных руководителей;
• 1 час в неделю - занятия по формированию функциональной грамотности
обучающихся (в том числе финансовой грамотности) с целью развития
способности обучающихся применять приобретённые знания, умения и навыки
для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи
обучения с жизнью);
• 1 час в неделю - занятия, направленные на удовлетворение
профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе
основы предпринимательства) с целью развития ценностного отношения
обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного
благополучия и ощущения уверенности в жизни.
В вариативную часть плана внеурочной деятельности включены:
• Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения
изучения отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектно
исследовательской деятельности, исторического просвещения) с целью
интеллектуального и общекультурного развития обучающихся, удовлетворения
их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и
интересов;
•занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация
занятий в различных творческих объединениях - музыкальных, хоровых,
танцевальных студиях, кружках художественного творчества, школьных музеях,
школьных спортивных клубах, спортивных секциях и т.п.) с целью
удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в творческом и
физическом развитии, помощи в самореализации, раскрытии и развитии
способностей и талантов;
• занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и
потребностей обучающихся (в том числе в рамках Российского движения
школьников, Юнармии) с целью развития важных для жизни подрастающего
человека социальных умений - заботиться о других и организовывать свою
собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу
и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки
зрения.
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5
лет обучения на уровне основного общего образования не более 1750 часов, в год
— не более 350 часов.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий),
реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами
количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, до 10
часов в неделю на проведение занятий в каждом классе.
Принципы организации внеурочной деятельности
• интерес (поможет укрепить контакты педагогов с детьми, будет
способствовать формированию в глазах детей позитивного восприятия школы,
уменьшит риск их вовлечения в нежелательные, антисоциальные виды
деятельности);
• сотрудничество
(помогает детям взрослеть,
преодолевая свою
инфантильность и развивая самостоятельность и ответственность);
• доверие (поможет ему сплотить вокруг себя детей и стать для них
значимым взрослым, к которому дети больше прислушиваются, чьи требования и
просьбы воспринимаются позитивнее, чье поведение и жизненные принципы
охотнее воспринимаются ими в качестве образцов для подражания);
• неназидательность (содержание внеурочных занятий не должно
преподноситься ребенку в форме назиданий, ребенок не должен становиться
пассивным потребителем информации, важно дать ему самому делать выводы из
увиденного и услышанного на занятиях: спорить, доказывать свою точку зрения,
слышать мнения других).
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию
обучающихся и их родителей (законных представителей), и направлены на
реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы
обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых
столов, конференций, викторин, игр, познавательных бесед, диспутов, занятий
по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов или
модулей, интегрированных курсов, олимпиад, поисковых и научных
исследований, проектов, интеллектуальных марафонов, профориентационных
бесед, деловых игр, квестов, решения кейсов, изучения специализированных
цифровых ресурсов, профессиональных проб, моделирующих профессиональную
деятельность, занятий, связанных с освоением регионального компонента
образования, посещения ярмарок профессий и профориентационных
мероприятий, соревнований, спортивных игр, туристического слета, занятий
школьников в различных творческих объединениях, отчетных концертов,
конкурсов, выставок, культпоходов в театры, музеи, встреч с ветеранами,
педагогического
сопровождения
деятельности
Российского
движения
школьников, волонтерских, трудовых, экологических отрядов, создаваемых для
социально ориентированной работы и т.д. Формы внеурочной деятельности
сочетают индивидуальную и групповую работу школьников, а также
предоставляют им возможность проявить и развить свою самостоятельность.
Формирование групп обучающихся, желающих освоить те или иные
программы, происходит перед началом учебного года по согласованию с
родителями (законными представителями) обучающегося. Допускается
формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одной
параллели.
Внеурочная деятельность в 5-9-х классах реализуется на основе модели
преобладания учебно-познавательной деятельности.
Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным
залом со спортивным инвентарем для школьников, спортивной площадкой,
актовым залом, музыкальной техникой, библиотекой, медицинским кабинетом,
кабинетом технологии, информатики, а также кабинетами, оборудованными
компьютерной техникой, интерактивными досками.
В целях реализации плана внеурочной деятельности школа имеет
возможность использовать ресурсы других организаций (в том числе в сетевой
форме взаимодействия), включая организации дополнительного образования,
профессиональные образовательные организации, образовательные организации
высшего образования, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные
организации, обладающие необходимыми ресурсами.
Ожидаемые результаты внеурочной деятельности:
• развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения
в системе внеурочной деятельности;
• приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах,
об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах
поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной
жизни, получение школьником опыта самостоятельного социального действия;
• формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям
общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),
ценностного отношения к социальной реальности в целом;
• формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской
компетентности школьников;
• воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
• формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой
культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
• увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
• реализация, в конечном счете, основной цели программы - достижение
учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и
формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Таким образом, план внеурочной деятельности позволяет удовлетворить
дополнительные образовательные запросы обучающихся, их родителей (законных
представителей), обеспечить развитие личности по всем направлениям.
Недельный план внеурочной деятельности
5-9 классов МАОУ СОШ № 11
_______ на 2024 - 2025 учебный год_______
Н а п р а в л ен и я
в н еур оч н ой
д ея т ел ь н о с т и
5 к л ассы
6 к л а ссы
8 к л ассы
7 к л ассы
9 к л а ссы
ВСЕГО
Н азв ан и е к ур са
5
А
5
Б
5
В
5
Г
6
А
6
Б
6
В
6
Г
7
А
7
Б
7
В
7
Г
8
А
8
Б
8
В
8
Г
9
А
9
Б
9
В
9
Г
9Е
Ч а с т ь , р ек ом ен дуем ая д л я в сех обуч аю щ и хся
Информационно
просветительские
занятия
патриотической,
нравственной и
экологической
направленности
Р а зго в о р ы о
важ н ом
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21
Занятия по
формированию
функциональной
грамотности
Ф ун к ц и он ал ь н ая
гр ам отн ость
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21
Занятия, направленные
на удовлетворение
профессиональных
интересов
"Р осси я - мои
гор и зон ты " /" В
м и р е проф ессий "
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21
В ар и ати вн ая часть
Занятия, связанные с
реализацией особых
интеллектуальных и
социокультурных
потребностей
обучающихся
П о в ы ш ен и е
ур овн я
ор ф о гр а ф и ч еск ой ,
п ун к тац и он н ой и
р ечевой
гр ам отн ости
1
1
2
Занятия, связанные с
реализацией особых
интеллектуальных и
социокультурных
потребностей
обучающихся
О сн о в ы создан и я
ан а л и ти ч еск ого
т е к ст а по
л и тер а т у р е
« B ritish sp irit»
(а н гл и й ск и й я зы к )
1
1
Э кономика в
ц ы ф р ах и ф ак тах
2
1
Э к он ом и ч еск ая
геогр аф и я
П ер м с к о го края
1
Б и о л о ги я . В м и р е
к л ет о к и тк аней"
1
1
1
П р а к ти к у м по
хи м и и
П р а к ти к у м по
ф и зи к е
1
П р а к ти к у м по
и н ф ор м ати к е
1
1
1
1
1
1
1
1
Ш к ол ьн ы й
сп о р т и в н ы й клуб
"С К И Ф "
1
1
1
1
5
1,5
3
4
1
5
2
1
К иноуроки
2
0,
1
П р а к ти к у м по
м а т ем а т и к е
Занятия, направленные
на удовлетворение
интересов и
потребностей
обучающихся в
творческом и
физическом развитии,
помощь в
самореализации,
раскрытии и развитии
способностей и
талантов
1
1
3
4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
Занятия, направленные на
удовлетворение
социальных интересов и
потребностей
обучающихся, на
педагогическое
сопровождение
деятельности
социальноориентированн
ых ученических
сообществ, детских
общественных
объединений, органов
ученического
самоуправления, на
организацию совместно с
обучающимися комплекса
мероприятий
воспитательной
направленности
В ол он тер ск и й
о тр я д "М ывм есте!"
1
Ю нар м и я
1
..
О тр я д Ю И Д
1
1
1
1
1
1
2
1
4
]:
4
Зан я ти я осу щ ест в л я ю тся п ед а го ги ч еск и м и р а б о т н и к а м и в р ам к ах р еа л и за ц и и п р огр ам м ы в о сп и т а т ел ь н о й р а б о т ы ,
ч ер ез участие о б у ч а ю щ и х ся в Р о сси й ск о м д в и ж ен и и ш к о л ь н и к о в , С ов ете ст а р ш ек л а ссн и к о в , а к т и в е о б у ч а ю щ и х с я
ш к ол ы
ИТОГО
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
210