Приложение № 3 к основной образовательной программе основного общего образования РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО к УТВЕРЖДЕНИЮ на заседании педагогического совета (протокол от «30 «августа 2024 г. № 9) 2024г. № 326 c o m №i 1 Е.И. Прохорова/ ПЛАН ВН ЕУ РО Ч Н О Й Д Е Я Т Е Л ЬН О С Т И М У Н И Ц И П А Л ЬН О ГО А ВТО Н ОМ Н О ГО О БЩ Е О БРА ЗО В А Т ЕЛ ЬН О ГО У ЧРЕЖ Д ЕН И Я СРЕДН ЕЙ О БЩ Е О БРА ЗО В А Т ЕЛ ЬН О РЙ Ш К О Л Ы № 11 г. БЕ РЕ ЗН И К И П Е РМ С К О ГО КРА Я 5-9 КЛ А С С Ы НА 2024 - 2025 У Ч Е Б Н Ы Й ГО Д г. Березники, 2024 План внеурочной деятельности в МАОУ СОШ № 11 в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования разработан в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: > Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 “Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования” (Зарегистрирован 12.07.2023) > Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования” (с изменениями и дополнениями от 11 февраля, 7 октября, 5 декабря 2022 г.); > Приказ Минпросвещения России от 01.02.2024 № 62 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования»; > Приказ Минпросвещения России от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»; > Приказ Министерства просвещения РФ от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями, приказ Министерства просвещения РФ от 21.07.2023 № 556, Приказ Минпросвещения России от 21 мая 2024 г. N 347) > Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2024 № 499 "Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" > Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; > Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" > Письмо Министерства просвещения РФ от 05.07.2022 г. № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»); > Письма Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросещения России от 17.06.2022 №03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»; > Устава муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 11 > Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ № 11 В соответствии с обновленным Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования организация внеурочной деятельности в МАОУ СОШ № 11 является неотъемлемой и обязательной частью образовательного процесса. План внеурочной деятельности является обязательной частью организационного раздела основной общеобразовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №11. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей, и является одной из форм организации свободного времени обучающихся. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность с учетом рабочей программы воспитания. Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Основные задачи организации внеурочной деятельности при получении основного общего образования: • Выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности; • Организовать общественно-полезную и досуговую деятельность обучающихся совместно с семьями обучающихся; • Создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности; • Продолжить формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности; • Развить опыт творческой деятельности, творческих способностей; • Создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; • продолжить развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; • расширить рамки общения с социумом. План внеурочной деятельности состоит из двух частей: части, рекомендуемой для всех обучающихся, и вариативной части. Внеурочная деятельность в части, рекомендуемой для всех обучающихся, представлена следующими направлениями: • 1 час в неделю-информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок) целью развития ценностного отношения обучающихся к своей Родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Реализация программы занятий «Разговоры о важном» возложена на классных руководителей; • 1 час в неделю - занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности) с целью развития способности обучающихся применять приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью); • 1 час в неделю - занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства) с целью развития ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. В вариативную часть плана внеурочной деятельности включены: • Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектно исследовательской деятельности, исторического просвещения) с целью интеллектуального и общекультурного развития обучающихся, удовлетворения их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов; •занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в различных творческих объединениях - музыкальных, хоровых, танцевальных студиях, кружках художественного творчества, школьных музеях, школьных спортивных клубах, спортивных секциях и т.п.) с целью удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощи в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов; • занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся (в том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии) с целью развития важных для жизни подрастающего человека социальных умений - заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на уровне основного общего образования не более 1750 часов, в год — не более 350 часов. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, до 10 часов в неделю на проведение занятий в каждом классе. Принципы организации внеурочной деятельности • интерес (поможет укрепить контакты педагогов с детьми, будет способствовать формированию в глазах детей позитивного восприятия школы, уменьшит риск их вовлечения в нежелательные, антисоциальные виды деятельности); • сотрудничество (помогает детям взрослеть, преодолевая свою инфантильность и развивая самостоятельность и ответственность); • доверие (поможет ему сплотить вокруг себя детей и стать для них значимым взрослым, к которому дети больше прислушиваются, чьи требования и просьбы воспринимаются позитивнее, чье поведение и жизненные принципы охотнее воспринимаются ими в качестве образцов для подражания); • неназидательность (содержание внеурочных занятий не должно преподноситься ребенку в форме назиданий, ребенок не должен становиться пассивным потребителем информации, важно дать ему самому делать выводы из увиденного и услышанного на занятиях: спорить, доказывать свою точку зрения, слышать мнения других). Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и их родителей (законных представителей), и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, викторин, игр, познавательных бесед, диспутов, занятий по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов или модулей, интегрированных курсов, олимпиад, поисковых и научных исследований, проектов, интеллектуальных марафонов, профориентационных бесед, деловых игр, квестов, решения кейсов, изучения специализированных цифровых ресурсов, профессиональных проб, моделирующих профессиональную деятельность, занятий, связанных с освоением регионального компонента образования, посещения ярмарок профессий и профориентационных мероприятий, соревнований, спортивных игр, туристического слета, занятий школьников в различных творческих объединениях, отчетных концертов, конкурсов, выставок, культпоходов в театры, музеи, встреч с ветеранами, педагогического сопровождения деятельности Российского движения школьников, волонтерских, трудовых, экологических отрядов, создаваемых для социально ориентированной работы и т.д. Формы внеурочной деятельности сочетают индивидуальную и групповую работу школьников, а также предоставляют им возможность проявить и развить свою самостоятельность. Формирование групп обучающихся, желающих освоить те или иные программы, происходит перед началом учебного года по согласованию с родителями (законными представителями) обучающегося. Допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одной параллели. Внеурочная деятельность в 5-9-х классах реализуется на основе модели преобладания учебно-познавательной деятельности. Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для школьников, спортивной площадкой, актовым залом, музыкальной техникой, библиотекой, медицинским кабинетом, кабинетом технологии, информатики, а также кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, интерактивными досками. В целях реализации плана внеурочной деятельности школа имеет возможность использовать ресурсы других организаций (в том числе в сетевой форме взаимодействия), включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами. Ожидаемые результаты внеурочной деятельности: • развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности; • приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни, получение школьником опыта самостоятельного социального действия; • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; • формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; • воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; • формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; • увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; • реализация, в конечном счете, основной цели программы - достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей. Таким образом, план внеурочной деятельности позволяет удовлетворить дополнительные образовательные запросы обучающихся, их родителей (законных представителей), обеспечить развитие личности по всем направлениям. Недельный план внеурочной деятельности 5-9 классов МАОУ СОШ № 11 _______ на 2024 - 2025 учебный год_______ Н а п р а в л ен и я в н еур оч н ой д ея т ел ь н о с т и 5 к л ассы 6 к л а ссы 8 к л ассы 7 к л ассы 9 к л а ссы ВСЕГО Н азв ан и е к ур са 5 А 5 Б 5 В 5 Г 6 А 6 Б 6 В 6 Г 7 А 7 Б 7 В 7 Г 8 А 8 Б 8 В 8 Г 9 А 9 Б 9 В 9 Г 9Е Ч а с т ь , р ек ом ен дуем ая д л я в сех обуч аю щ и хся Информационно просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности Р а зго в о р ы о важ н ом 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 Занятия по формированию функциональной грамотности Ф ун к ц и он ал ь н ая гр ам отн ость 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 Занятия, направленные на удовлетворение профессиональных интересов "Р осси я - мои гор и зон ты " /" В м и р е проф ессий " 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 В ар и ати вн ая часть Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся П о в ы ш ен и е ур овн я ор ф о гр а ф и ч еск ой , п ун к тац и он н ой и р ечевой гр ам отн ости 1 1 2 Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся О сн о в ы создан и я ан а л и ти ч еск ого т е к ст а по л и тер а т у р е « B ritish sp irit» (а н гл и й ск и й я зы к ) 1 1 Э кономика в ц ы ф р ах и ф ак тах 2 1 Э к он ом и ч еск ая геогр аф и я П ер м с к о го края 1 Б и о л о ги я . В м и р е к л ет о к и тк аней" 1 1 1 П р а к ти к у м по хи м и и П р а к ти к у м по ф и зи к е 1 П р а к ти к у м по и н ф ор м ати к е 1 1 1 1 1 1 1 1 Ш к ол ьн ы й сп о р т и в н ы й клуб "С К И Ф " 1 1 1 1 5 1,5 3 4 1 5 2 1 К иноуроки 2 0, 1 П р а к ти к у м по м а т ем а т и к е Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов 1 1 3 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социальноориентированн ых ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности В ол он тер ск и й о тр я д "М ывм есте!" 1 Ю нар м и я 1 .. О тр я д Ю И Д 1 1 1 1 1 1 2 1 4 ]: 4 Зан я ти я осу щ ест в л я ю тся п ед а го ги ч еск и м и р а б о т н и к а м и в р ам к ах р еа л и за ц и и п р огр ам м ы в о сп и т а т ел ь н о й р а б о т ы , ч ер ез участие о б у ч а ю щ и х ся в Р о сси й ск о м д в и ж ен и и ш к о л ь н и к о в , С ов ете ст а р ш ек л а ссн и к о в , а к т и в е о б у ч а ю щ и х с я ш к ол ы ИТОГО 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 210