ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Основные положения
1.1. Учебный план - нормативный документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам
обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов
учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план НОО для детей с ОВЗ представляет собой организационный компонент реализации образовательных программ начального общего
образования, отражает обязательность единого образовательного пространства, обеспечивает доступность получения качественного образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Учебный план НОО для детей с ОВЗ в рамках ФГОС является одним из
основных организационных механизмов выполнения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (АООП
НОО).
1.2. Учебный план АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
МАОУ СОШ № 11 разработан на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в ред. 23.07.2025 г. №253 - ФЗ);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденного приказом Министерства просвещения России от
19.12.2014 г. № 1598 (далее ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) (ред. от
08.11.2022 г. № 955);
Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1023 (далее ФАОП НОО);
Приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023 (ред. от
17.07.2024) «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной
программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (в ред. от 17.07.2024 № 495);
Методических рекомендаций по вопросам внедрения федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направленные
письмом Минобрнауки России от 11.03.2016 г. № ВК-452/07;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановления Главного санитарного врача Российской Федерации
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 г. № 2 (с
изменениями на 30.12.2022 года);
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.2021
г. № 115 (в ред. Приказов Минпросвещения РФ от 11.02.2022 г. № 69, от
07.10.2022г. № 888, от 05.12.2022г. № 1063, от 03.08.2023г. № 581, от
29.09.2023г. № 731, от 04.03.2025г. № 169).
Приказа Министерства просвещения РФ от 21.09.2022 г. № 858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» (с изменениями на 21.05.2024 г. № 347);
Устава МАОУ СОШ № 11;
Адаптированной основной образовательной программы начального
общего образования для детей с ОВЗ.
1.3. Учебный план как часть образовательной программы
Учебный план к АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
разработан в соответствии требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к
её структуре, условиям реализации и результатам освоения.
Учебный план для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) фиксирует общий
объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся
при пятидневной учебной неделе, состав и структуру предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение, по классам и
учебным предметам.
Учебный год в МАОУ СОШ № 11 начинается 01.09.2025 г.
Содержание образования при получении начального общего
образования реализуется преимущественно за счет учебных предметов,
обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный
подход и индивидуализацию обучения.
В основу учебного плана положен вариант федерального учебного
плана № 1 Федеральной образовательной программы начального общего
образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372
(с изменениями на 09.10.2024 № 704). Вариант № 1 предназначен для
образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке
(5-дневная учебная неделя).
2. Организация учебного процесса
Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР
составляют 5 лет.
Продолжительность учебного года при получении начального общего
образования для 1-х классов составляет 33 недели, для 2–4-х классов – 34
недели. Соответственно, весь период обучения на уровне НОО составляет
135 учебных недель.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в
течение учебной недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим
в 1-м классе: сентябрь – октябрь по 3 урока в день; ноябрь – май по 4 урока в
день; в сентябре–декабре уроки длятся по 35 минут, в январе–мае – по 40
минут.
Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня:
- для 1-х классов - не более четырех уроков в день и один день в
неделю - пять уроков за счет урока физической культуры;
- 2-4-х классов – не более пяти уроков в день и один день в неделю –
шесть уроков за счет урока физической культуры.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных
предметов, модулей из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает
величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН
1.2.3685-21.
В учебном плане начального общего образования МАОУ СОШ № 11
выделено:
- в 1-х классах – 21 час в неделю (16 часов в сентябре-октябре);
- 2–4-х классах – 23 часа в неделю.
Количество учебных занятий за 4 учебных года составляет не менее
2966 часов и не более 3305 часов в соответствии с требованиями к
организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной
учебной неделе.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание
образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей
современного образования обучающихся с ЗПР:
формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося,
а также его интеграцию в социальное окружение;
готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего образования;
формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Обязательная часть включает в себя следующие предметные области и
предметы:
«русский язык и литературное чтение» - русский язык, литературное
чтение, иностранный язык,
«математика и информатика» - математика,
«обществознание и естествознание» - окружающий мир,
«искусство» - музыка и изобразительное искусство,
«технология» - труд (технология),
«физическая культура» - адаптивная физическая культура,
«основы религиозных культур и светской этики» - основы религиозных культур и светской этики.
Учебные предметы в учебном плане МАОУ СОШ №11 на 2025-2026
уч.год представлены в полном объеме.
Учебный предмет «Русский язык» направлен на приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной
культуре. В процессе изучения предмета идёт развитие коммуникативноречевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной
грамотности и интеллектуальных способностей учащихся. Формируются
первоначальные знания о лексике, фонетике, морфологии, морфемике, пунктуации.
В 1 классе обучение русскому языку начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте», который содержит разделы «Обучение чтению»,
«Обучение письму». Его продолжительность (приблизительно 23 учебные
недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их
индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных
средств. После завершения интегрированного курса начинается раздельное
изучение русского языка и литературного чтения. Предмет изучается в 1-4
классах по 5 часов в неделю.
Учебный предмет «Литературное чтение» наряду с русским языком
формирует функциональную грамотность, развивает диалогическую и монологическую речь, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. На
данный предмет отводится 1-4 классах - 4 часа в неделю.
В МАОУ СОШ № 11 языком обучения является русский язык.
Учебный предмет «Иностранный язык» помогает сформировать у
младших школьников не только элементарные коммуникативные умения и
лингвистические представления, но и всесторонне развивать личность ребенка средствами иностранного языка. На его изучение выделяется 2 часа в неделю со второго по четвертый класс. Допускается деление классов на группы.
Учебный предмет «Математика». Содержание обучения математике в
начальной школе направлено на формирование у обучающихся математической речи, логического и алгоритмического и эвристического мышления, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. На
данный предмет отведено 4 часа в неделю с 1 по 4 класс. Информационнокоммуникационные умения и навыки на уровне начального образования (поиск, анализ, обработка, переработка информации, презентация информации,
обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности)
реализуются через все предметы учебного плана.
Учебный предмет «Окружающий мир» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках учебного предмета «Окружающий мир», имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. Недельная нагрузка – 2 часа. Особое внимание должно быть уделено формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении
в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности.
Учебный предмет «Музыка» направлен на развитие эмоциональноценностного восприятия произведений музыкального искусства и включает в
себя все виды музыкально-творческой деятельности, связанные с единством
деятельности композитора, исполнителя, слушателя. Данный предмет изучается по 1 часу в неделю в 1-4 классах.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» направлен на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. На изучение данного предмета отведен 1 час в
неделю в 1 – 4 классах.
Ключевое нововведение учебного предмета «Труд (технология)» - это
возможность для обучающихся познакомиться с разными профессиями.
Большой акцент сделан на раннюю профориентацию и трудовое воспитание
учеников. В каждый модуль учебного предмета включена тема «Мир профессий». Также сократили количество часов на изучение теории, добавили
задачи на воспитание готовности участия в трудовых делах. Данный учебный
предмет изучается по 1 часу в неделю в 1 - 4 классах.
Предметная область «Физическая культура» (адаптивная физическая
культура) изучается в объеме 3-х часов в неделю с 1 по 4 классы. Занятия по
физической культуре проводятся в строгом соответствии с группой здоровья
обучающихся.
В учебный план 4 класса включен 1 час в неделю (34 часа в год) на
изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ). Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ,
осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.
Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей. На основании произведенного выбора формируются
учебные группы вне зависимости от количества обучающихся в каждой
группе. Возможно формирование учебных групп из обучающихся нескольких классов.
На 2025-2026 учебный год родителями обучающихся выбран модуль
«Основы светской этики» (протоколы родительских собраний «О введении
комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» от
18.03.2025 г.).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть плана внутри максимально допустимой нагрузки обучающихся 2-4 классов по 5-дневной учебной неделе, используется на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов:
- в учебный план 2-х классов введено 2 часа предмета «Иностранный
язык»;
- в учебный план 3-4-х классов введено по 1 часу предметов «Иностранный язык» и «Русский язык».
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями, направленными на коррекцию дефекта развития обучающихся и формирование навыков адаптации
личности в современных жизненных условиях.
Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме
составляет не более 10 часов в неделю, из которых 5 часов отводится на реализацию коррекционных занятий, остальные часы – на внеурочную деятельность по различным ее направлениям.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлено фронтальными и индивидуальными коррекционноразвивающими занятиями (логопедическими и психолого-коррекционными),
направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации
личности в современных жизненных условиях. Коррекционно-развивающие
курсы проводятся в индивидуальной и/или групповой форме.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации основной образовательной
программы начального общего образования определяет МАОУ СОШ № 11.
Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования определены в плане внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей МАОУ СОШ № 11.
Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ
Достижение обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения
АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе и
сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся. Предметом
итоговой оценки освоения обучающимися АООП НОО с ОВЗ является достижение предметных и метапредметных результатов и достижение результатов, освоения программы коррекционной работы. Текущая, промежуточная
и итоговая аттестация на уровне начального общего образования проводится
с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ЗПР. Вывод
об успешности овладения содержанием образовательной программы делается
на основании положительной индивидуальной динамики.
Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ проводится с учетом
возможных специфических трудностей обучающегося с ОВЗ в овладении
письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием
АООП НОО производится на основании положительной индивидуальной
динамики.
Промежуточная аттестация в 2-4 классах проводится в следующих
формах:
класс
2-3
4
предмет
Форма промежуточной аттестации
Русский язык
Литературное чтение
Математика
Окружающий мир
Музыка
Изобразительное искусство
Труд (технология)
Физическая культура (адаптивная физическая культура)
Иностранный язык (англ.)
Русский язык
Литературное чтение
Математика
Окружающий мир
Музыка
Изобразительное искусство
Труд (технология)
Физическая культура
Иностранный язык (англ.)
ОРКСЭ
Письменная контрольная работа
Письменная контрольная работа
Письменная контрольная работа
Письменная контрольная работа
Промежуточная аттестация проводится на основании четвертных
отметок как среднее арифметическое по правилам математического
округления
Письменная контрольная работа
Письменная контрольная работа
Письменная контрольная работа
Письменная контрольная работа
Промежуточная аттестация проводится на основании четвертных
отметок как среднее арифметическое по правилам математического
округления
Промежуточная аттестация проводится на основе учета текущих образовательных результатов в форме «зачет / незачет»
периодичность
1 раз в
конце
учебного
года
1 раз в
конце
учебного
года
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения
осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной
основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ.
Освоение основных образовательных программ начального общего образования завершается итоговой аттестацией.
Сетка недельного учебного плана АООП НОО на 2025-2026 уч. год
(ЗПР вариант 7.2)
Предметные
области
Учебные
предметы
1
класс
1 класс
доп.
2
класс
3
класс
4
класс
1а,в
5
1в
5
2б
5
3в
4
4
Литературное чтение
4
4
4
4
3
Иностранный язык (англ.)
-
-
-
1
1
Математика
4
4
4
4
4
Окружающий мир
2
2
2
2
2
Музыка
Изобразительное искусство
Труд (технология)
Адаптивная физическая
культура
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
3
3
3
3
-
-
1
Обязательная
часть
Русский язык и
литературное
чтение
Иностранный
язык
Математика и
информатика
Обществознание и естествознание
Искусство
Технология
Физическая
культура
Основы религиозных культур и светской
этики
Количество часов в неделю
классы
Русский язык
Основы религиозных культур и светской этики
Итого
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
«Русский язык»
«Иностранный язык»
Предельно допустимая аудиторная учебная
нагрузка при 5-ти дневной учебной неделе
Коррекционно-развивающая область (из
часов внеурочной деятельности)
Логопедические занятия
21
21
21
21
21
-
-
2
2
2
2
1
1
1
1
21
21
(16 часов в
сентябреоктябре)
(16 часов в
сентябреоктябре)
23
23
23
2
2
2
2
2
Психокоррекционные занятия
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Педагогическая коррекция
3,5
3,5
3,5
3,5
3,5
Ритмика
1
1
1
1
1
Направления внеурочной деятельности
3
3
3
3
3
Итого
10
10
10
10
10
Всего
31
31
33
33
33