ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКУЛЬТАТИВА ПО РУССКОМУ
ЯЗЫКУ «СЕКРЕТЫ ОРФОГРАФИИ»
Факультативный курс направлен на развитие грамотности (как
орфографической, так и пунктуационной), а также развитие речи и
коммуникативных умений учащихся 7 класса.
В 7 классе количество часов на изучение курса русского языка
уменьшилось (с 6 до 4), а материал усложнился: учащиеся знакомятся с
новым сложным материалом (наречие), углубляют знания о служебных
частях речи, учатся разграничивать омонимичные части речи. Происходит
изучение орфографических и пунктуационных правил.
Главные направления работы:
- развитие орфографической грамотности
- развитие пунктуационной грамотности
- развитие интереса к языку
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«СЕКРЕТЫ ОРФОГРАФИИ»
Цели курса:
1) Продолжить работу по развитию орфографической и пунктуационной
грамотности.
2) Обогащать словарный запас учащихся
3) Повышать общую речевую культуру учащихся
4) Поддерживать интерес учащихся к русскому языку
5)Оказание помощи ученикам в развитии способности мыслить
рационально, проявлять свои интеллектуальные и творческие умения;
6) Воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств.
Задачи курса:
Научить видеть связь орфографии с другими разделами языка,
Знать критерии разграничения частей речи.
МЕСТО
КУРСА
ФАКУЛЬТАТИВА
ОРФОГРАФИИ»
В
ПО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ
РУССКОМУ
ЯЗЫКУ
«СЕКРЕТЫ
Воспитывать стремление писать грамотно с точки зрения орфографии и
пунктуации. умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой
работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать
собственную точку зрения.
Курс рассчитан на 34 часа ( 1 час в неделю) и предназначен для
семиклассников.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
7 КЛАСС
Введение: роль русского языка в современном обществе
системе гуманитарных наук.
и его место в
Основные принципы орфографии: орфограммы, изученные в 5 и 6 классе,
систематизация полученных знаний.
Части речи: причастие, деепричастие, наречие
Служебные части речи: союз, предлог, частица
Синтаксис и пунктуация: синтаксис, пунктуация
Подготовка к ВПР: структура работы, разбор
практическая работа с типовыми заданиями
типовых
заданий,
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои
эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство
прекрасного – умение чувствовать красоту и
выразительность
речи,
стремиться
к
совершенствованию
собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в
чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной
форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать
свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности своей работы и работы других в соответствии с
этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в
другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической
формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
задавать вопросы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 КЛАСС
Обучающиеся должны знать:
-основные орфографические и пунктуационные правила русского языка,
изучаемые в 7 классе
-критерии разграничения омонимичных частей речи
Уметь:
- грамотно писать
-критически относиться к написанному, видеть ошибки и исправлять их
- взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы,
- вести диалог, участвовать в дискуссии,
- аргументировать собственную точку зрения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество
часов
Основные принципы орфографии
Раздел 1. Орфограммы, изученные в 5-6 классе
1.1
Систематизация орфограмм, изученных в 5 классе
3
1.2
Систематизация орфограмм, изученных в 6 классе
3
Итого
6
Раздел 2. Части речи
2.1
Причастие
5
2.2
Деепричастие
5
2.3
Наречие
5
Итого
15
Раздел 3. Служебные части речи
3.1
Союзы
1
3.2
Предлоги
1
3.3
Частицы
1
Итого
3
Раздел 4. Синтаксис и пунктуация
4.1
Систематизация материала по теме "Синтаксис и пунктуация"
Итого
1
1
Раздел 5. Работа с текстом
5.1
Текст: виды, жанры
1
5.2
Анализ текста: главная мысль, план
1
Итого
2
Раздел 6. Подготовка к ВПР
6.1
Разбор и практическая отработка типовых заданий
Итого
7
7
Основные принципы орфографии
Раздел 1. Орфограммы, изученные в 5-6 классе
1.1
Систематизация орфограмм, изученных в 5 классе
3
1.2
Систематизация орфограмм, изученных в 6 классе
3
Итого
6
Раздел 2. Части речи
2.1
Причастие
5
2.2
Деепричастие
5
2.3
Наречие
5
Итого
15
Раздел 3. Служебные части речи
3.1
Союзы
1
3.2
Предлоги
1
3.3
Частицы
1
Итого
4.1
3
Систематизация материала по теме "Синтаксис и пунктуация"
Итого
1
1
Раздел 5. Работа с текстом
5.1
Текст: виды, жанры
1
5.2
Анализ текста: главная мысль, план
1
Итого
2
Раздел 6. Подготовка к ВПР
6.1
Разбор и практическая отработка типовых заданий
7
Итого
7
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Всего
1
Введение
1
2
Повторение. Орфограммы, изученные в 5 классе
1
3
Повторение. орфограммы, изученные в 5 классе.
1
4
Повторение. Орфограммы, изученные в 5 классе
1
5
Повторение. Орфограммы, изученные в 6 классе
1
6
Повторение. Орфограммы, изученные в 6 классе
1
7
Причастие как часть речи
1
8
Причастие как часть речи
1
9
Способы образования причастий
1
10
Морфологический разбор причастия
1
11
Морфологический разбор причастия
1
12
Морфологический разбор причастия
1
13
Деепричастие как часть речи
1
14
Деепричастие как часть речи
1
15
Способы словообразования причастия
1
16
Морфологический разбор деепричастия
1
17
Морфологический разбор деепричастия
1
18
Наречие как часть речи
1
19
Наречие как часть речи
1
20
Способы словообразования наречия
1
21
Морфологический разбор наречия
1
22
Морфологический разбор наречия
1
23
Союз
1
24
Предлог
1
25
Частица
1
26
Синтаксис и пунктуация
1
27
Текст: виды, стили, жанры
1
28
Анализ текста. Практика
1
29
ВПР: структура работы, критерии оценок
1
30
ВПР: работа с текстом
1
31
ВПР: работа с текстом
1
32
ВПР: работа с текстом
1
33
ВПР: морфемный, словообразовательный,
морфологический, фонетический и синтаксический
разборы
1
34
ВПР: морфемный, словообразовательный,
морфологический, фонетический и синтаксический
разборы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
34