Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса являются следующие умения:
• реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям,
исследованиям и их результатам;
• признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и
других людей, реализации установок здорового образа жизни;
• сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового
знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или
бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и
экологической
безопасности.
Метапредметными результатами освоения являются:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих
• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
- приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными;
взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от
состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными,
бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных
привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных
заболеваний;
- классификация – определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли
человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и
животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных
организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для
сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления
наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов
человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и
систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и
классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и
ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде
обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между
особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание
биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и
объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа
жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния
факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми
грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах,
обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и
отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных,
ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы.
Содержание учебного курса
Тема 1. Неклеточные формы жизни 1 ч.
Строение вирусов. Строение бактериофага. Значение вирусов в природе и жизни
человека. Болезни человека.
Тема 2. Царство Бактерии. – 2 часа
Какое строение и форму имеют клетки бактерий; чем спора бактерии отличается от
спор папоротников и грибов; какие типы дыхания и питания характерны для
бактерий; какое значение имеют бактерии в природе и жизни человека; какое
Тема 3. Царство Грибы – 4 часа
Какое строение имеют клетки представителей царства Грибы; как устроено тело
гриба; наиболее известные представители царства Грибы: одноклеточные,
многоклеточные; лишайники; каково значение грибов и лишайников в природе и
жизни человека;
Тема 4. Царство Растения - 4 часа
Строение органов растений: корень, стебель, лист, цветок, семя, плод.
Опыление и оплодотворение цветковых растений
Какое строение имеют водоросли, какова их среда обитания, какое значение они
имеют в природе и хозяйственной деятельности человека; как появились первые
наземные растения; какие растения являются споровыми; какие растения
являются семенными; как происходит смена поколений у споровых растений;
каковы прогрессивные черты семенных растений по сравнению со споровыми; в чем
отличие однодольных растений от двудольных; какие семейства растений относятся
к классу Двудольные; какие семейства растений относятся к классу Однодольные;
какое значение имеют различные семейства растений для хозяйственной
деятельности человека.
Тема 5. Царство Животные. – 22 часа
Подцарство Одноклеточные животные
Каковы особенности строения и жизнедеятельности простейших организмов; какие
типы выделяют в подцарстве Одноклеточные; какое значение имеют простейшие в
природе и жизни человека.
Подцарство Многоклеточные животные.
Тип Кишечнополостные
Какие особенности строения характерны для многоклеточных животных; как
устроены наиболее просто организованные многоклеточные, относящиеся к типу
Кишечнополостные, каковы особенности их жизнедеятельности; какое
значение имеют кишечнополостные в природе и жизни человека.
Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви
Какие особенности характерны для червей; каковы особенности строения и
жизнедеятельности представителей плоских, круглых и кольчатых червей; чем
организация червей сложнее, чем организация кишечнополостных; какое значение
имеют черви, относящиеся к разным типам в природе и жизни человека;
профилактика заражения червями паразитами.
Тип Моллюски
Какие особенности характерны для животных типа Моллюски; как устроены
системы органов этих животных; чем организация их строения сложнее, чем у
червей; какое значение имеют моллюски, относящиеся к разным классам в природе
и жизни человека.
Тип Членистоногие
Какие особенности характерны для животных типа Членистоногие; как устроены
системы органов этих животных; чем организация их строения сложнее, чем у
моллюсков; как происходит размножение и развитие членистоногих; какое значение
имеют членистоногие, относящиеся к разным классам в природе и жизни человека.
Тип Хордовые
Какие особенности характерны для животных типа Хордовые; строение,
жизнедеятельность, значение, происхождение
Надкласс Рыбы
Класс Земноводные
Класс Пресмыкающиеся
Класс Птицы
Класс Млекопитающие
Тема 6: Заключение- 1 час.
Тематическое планирование
№
п/п
Название темы
Всего
часов
Теория
Практика
Неклеточные формы жизни. Вирусы. 1 час
1.
Неклеточные формы жизни. Вирусы.
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
Прокариоты. 2 часа.
2
3.
Прокариоты.
Бактерии.
жизнедеятельность бактерий.
Строение
и
Роль бактерий в природе и жизни человека.
Ядерные организмы
Царство Грибы. 4 часа.
4.
Общая
грибы.
характеристика
грибов.
Шляпочные
5.
Плесневые грибы и дрожжи. Грибы – паразиты.
Царство Растения. 4 часа
Эволюция низших растений. 2 часа
6.
Эволюция отделов водорослей.
2
Эволюция органов и тканей высших растений. 2 часа
7.
Эволюция тканей высших споровых растений.
1
1
8.
Эволюция тканей и органов высших семенных
растений.
2
1
1
Царство Животные. 22 часов.
Систематика беспозвоночных животных. 11 часов.
9.
Тип Простейшие. Строение и жизнедеятельность
инфузории-туфельки.
1
10.
Тип
Кишечнополостные.
Строение
жизнедеятельность основных представителей.
и
1
11.
Тип Круглые черви. Тип Плоские черви.
Жизненные циклы паразитических червей.
2
1
1
1
1
12.
Тип Кольчатые черви. Строение дождевого червя.
2
1
13.
Тип Моллюски. Характеристика классов.
1
1
14.
Тип
Членистоногие.
Класс
Ракообразные.
Строение и жизнедеятельность речного рака.
2
1
1
15.
Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Внешнее
строение и жизненный цикл насекомых. Класс
паукообразные.
2
1
2
1
1
Систематика Хордовых. 11 часов.
16.
Тип Хордовые. Подтип Позвоночные. Классы
рыб.
2
1
17.
Эволюция систем органов амфибий.
1
1
18.
Эволюция систем органов пресмыкающихся.
2
1
1
19.
Внешнее строение и перьевой покров птиц.
Особенности птиц, связанные с полетом.
2
1
1
20.
Эволюция систем органов
Основные ароморфозы.
млекопитающих.
2
1
1
21.
Сравнительная характеристика основных классов
типа Хордовых.
1
1
Тренировочное тестирование по вопросам ЕГЭ
1
1
Итого:
34
21
Заключение. 1 час
22.
13