ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Основные положения
Учебный план — нормативный документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план НОО для детей с ОВЗ представляет собой организационный компонент реализации образовательных программ начального общего
образования, отражает обязательность единого образовательного пространства, обеспечивает доступность получения качественного образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Учебный план НОО для детей с ОВЗ в рамках ФГОС является одним из
основных организационных механизмов выполнения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (АООП
НОО). Специфика учебного плана НОО для детей с ОВЗ определяется тем,
что содержание образования детей с ЗПР, особенно на начальном этапе, не
идентично образовательной программе общего образования. Содержание
специального образования включает фундаментальное ядро содержания общего образования, коррекционную работу, образовательно-воспитательную
работу и внеурочную деятельность.
Учебный план для детей с ОВЗ разработан на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023 г.);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденного приказом Министерства просвещения России от
19.12.2014 г. №1598 (далее ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) (ред. от
08.11.2022 г.);
Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. №1025 (далее ФАОП НОО);
Методических рекомендаций по вопросам внедрения федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направленные
письмом Минобрнауки России от 11.03.2016 г. № ВК-452/07;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных пра-
вил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановления Главного санитарного врача Российской Федерации
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 г. №2 (с изменениями на 30.12.2022 г.);
Приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 «Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)» (зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2022 г. № 71930);
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.03.2022 г. № 9 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические
правила
СП
3.1/2.4.3598-20
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-2019)», УТВЕРЖДЕННЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 г. № 16
(зарег. 24.03.2022 г. №67884);
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего
и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.2021г. № 115;
Приказа Министерства просвещения РФ от 21.09.2022 г. №
858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления
предельного срока использования исключенных учебников» (с изменениями на 21.07.2023 года);
Письма Минобрнауки России Минпросвещения России от
05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»;
- Устава МАОУ СОШ №11.
Учебный план к АООП НОО разработан в МАОУ СОШ №11 для
осуществления образовательной деятельности для детей с ОВЗ, достигших к
моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого
возрастной
норме,
позволяющего
получить
НОО,
полностью
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям
здоровья. Одним из важнейших условий является устойчивость форм
адаптивного поведения.
В МАОУ СОШ №11 на начальном уровне общего образования в 20232024 уч. г. обучается 19 обучающихся с ОВЗ:
обучающиеся, способные усвоить ООП НОО, полностью соответствующую по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющим ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки (1-4) – 15 человек:
ШИФР
Класс
Кол-во
Тип нарушения, вариант
1.2
1 «Б» 1 обучающийся
ЗПР по варианту обучения 7.1
2.1, 2.2, 2.3 2класс
«В» 3 обучающихся
ЗПР по варианту обучения 7.1
2.4
2 «Г» 1 обучающийся
ЗПР по варианту обучения 7.1
2.5
1 обучающийся
ТНР по варианту обучения 5.1
3.1
3 «Б» 1 обучающийся
ЗПР по варианту обучения 7.1
3.2
1 обучающийся
ТНР по варианту обучения 5.1
3.3
3 «В» 1 обучающийся
НОДА по варианту обучения 6.1
3.4, 3.5
2 обучающихся
ЗПР по варианту обучения 7.1
4.1
4 «А» 1 обучающийся
ТНР по варианту обучения 5.1
4.2
4 «Б» 1 обучающийся
ЗПР по варианту обучения 7.1
4.3
4.4
4 «В»
4класс
«Г»
1 обучающийся
слабослышащий по варианту 2.1
1 обучающийся
ЗПР по варианту обучения 7.1
В соответствии с федеральными нормативными актами АООП НОО
для обучающихся с ОВЗ по варианту 1 (ЗПР вариант 7.1, ТНР вариант 5.1,
слабослышащий вариант 2.1, НОДА вариант 6.1) разрабатывается с учебным
планом, равноценным по объему нагрузки, составу и структуре обязательных
учебных предметов по годам обучения учебному плану основной группе
обучающихся, так как обучающиеся с нарушениями данных типов и вариантов получают образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не
имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1
- 4 классы), коррекционная работа не менее 5 часов в соответствии с потребностями обучающегося.
обучающиеся, способные усвоить ООП НОО, полностью соответствующую по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющим ограничений по возможностям здоровья по-
лучают образование, но в более пролонгированные календарные сроки (1
доп. - 1-4) – 3 человека:
ШИФР
Класс
Кол-во
Тип нарушения, вариант
1.1
1 «А» 1 обучающийся
ЗПР по варианту обучения 7.2
1.3
1 «В» 1 обучающийся
ЗПР по варианту обучения 7.2
1.4
1 «Г» 1 обучающийся
ТНР по варианту обучения 5.2
В соответствии с федеральными нормативными актами АООП НОО
для обучающихся с ОВЗ по варианту 2 (ЗПР вариант 7.2, ТНР вариант 5.2)
предполагает, что обучающийся получает образование, сопоставимое по
итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения, а также предусматривает обеспечение коррекционной направленности всего образовательного процесса при его особой
организации: пролонгированные сроки обучения, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, особое структурирование содержание обучения на основе усиления внимания к формированию социальной
компетенции. Сроки получения начального общего образования составляют
5 лет.
Общий объем учебной нагрузки составляет 3039 часов за 4 учебных года при 5-дневной учебной неделе (33 учебных недели в I классе, 34 учебных
недели во II - IV классах).
Учебные занятия для обучающихся с ОВЗ организуются по 5-тидневной учебной неделе.
Учебный план АООП НОО МАОУ СОШ №11 включает все
предметные области в соответствии с требованиями ФГОС.
Предметные области представлены учебными предметами:
«русский язык и литературное чтение» - русский язык, литературное
чтение,
«иностранный язык» - иностранный язык,
«математика и информатика» - математика,
«обществознание и естествознание» - окружающий мир,
«искусство» - музыка и изобразительное искусство,
«технология» - технология,
«физическая культура» - физическая культура/физическая культура
(адаптивная физическая культура),
«основы религиозных культур и светской этики» - основы религиозных
культур и светской этики.
Учебный план для детей с ОВЗ реализующих ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ является составной частью основной образовательной программы
образовательного учреждения, которую образовательная организация разра-
батывает и утверждает самостоятельно, учебный план к АООП НОО включает в себя:
- обязательную часть;
- часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Обязательная часть учебного плана НОО для детей с ОВЗ включает
обязательные предметные области: русский язык и литературное чтение,
иностранный язык, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), искусство, технология, физическая культура/физическая культура (адаптивная физическая культура), основы религиозных культур и светской этики. Обязательные предметные области учебного
плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО1.
Часть учебного плана АООП НОО для детей с ОВЗ, формируемая
участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию
индивидуальных потребностей обучающихся:
а) для обучающихся с ОВЗ по варианту 1 – время (1 час), отводимое
на данную часть плана, внутри максимально допустимой нагрузки
обучающихся 1-3 классов по 5-дневной учебной неделе, направлено на
формирование функциональной грамотности обучающихся в школе и
представлена учебными курсами: «Функциональная грамотность» или
«Финансовая грамотность»;
б) для обучающихся с ЗПР вариант 7.2 – в УП 1 класса отсутствуют
часы на реализацию данной части учебного плана;
в) для обучающихся с ТНР вариант 5.2 – время, отводимое на данную
часть плана, внутри максимально допустимой нагрузки по 5-дневной
учебной неделе, у обучающихся 1-х классов направлено на формирование:
ЗУН по предмету «русский язык» - 2 часа, т.к. предмет
представляет собой особую трудность для обучающихся с ТНР;
на формирование функциональной грамотности обучающихся в
школе и представлена учебным курсом «Функциональная грамотность» - 1
час.
Достижение обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения
АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП НОО с ОВЗ
является достижение предметных и метапредметных результатов и
достижение результатов, освоения программы коррекционной работы.
Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в тех же
формах, что и промежуточная аттестация обучающихся группы «норма», но с
учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ОВЗ в
овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения
содержанием АООП НОО производится на основании положительной
индивидуальной динамики.
1
Раздел III ФГОС НОО.
Сетка недельного учебного плана АООП НОО на 2023-2024 уч. год
(ЗПР вариант 7.1, ТНР вариант 5.1, слабослышащий вариант 2.1,
НОДА вариант 6.1)
Предметные
области
Учебные
предметы
Обязательная часть
классы
Русский язык и литературное чтение
Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание и
естествознание
количество часов в неделю
1 класс
1б
5
4
2 класс
2 в, г
5
4
3 класс
3 а, б, в
5
4
4 класс
4 а, в, г
5
4
-
2
2
2
Математика
4
4
4
4
Окружающий мир
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
2
1
2
-
-
-
1
20
22
22
23
1
1
1
0
21
23
23
23
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
(англ.)
Музыка
Искусство
Изобразительное искусство
Технология
Технология
Физическая культура Физическая культура
Основы религиозных Основы религиозных
культур и светской
культур и светской
этики
этики
Итого
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Предельно допустимая аудиторная учебная
нагрузка при 5-ти дневной учебной неделе
Сетка недельного учебного плана АООП НОО на 2023-2024 уч. год
(ЗПР вариант 7.2)
Предметные
области
Обязательная
часть
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный
язык
Математика и информатика
Обществознание
и естествознание
Искусство
Технология
Физическая культура
Учебные
предметы
количество часов в неделю
1 класс
1 доп.
2 класс
3 класс
4 класс
1 а, в
5
5
5
4
4
4
4
4
4
3
-
-
-
1
1
Математика
4
4
4
4
4
Окружающий мир
2
2
2
2
2
Музыка
Изобразительное искусство
Технология
Физическая культура
(Адаптивная физиче-
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
3
3
3
3
классы
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
(англ.)
ская культура)
Основы религиозных
культур и светской
этики
Итого
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-ти дневной учебной
неделе
Основы религиозных культур и
светской этики
-
-
-
-
1
21
21
21
21
21
-
-
2
2
2
21
21
23
23
23
Сетка недельного учебного плана АООП НОО на 2023-2024 уч. год
(ТНР вариант 5.2)
Предметные
области
Обязательная
часть
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный
язык
Математика и информатика
Обществознание
и естествознание
Учебные
предметы
количество часов в неделю
2 класс
3 класс
4 класс
4
4
4
4
4
4
4
3
-
-
-
1
1
4
4
4
4
4
4
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
-
-
-
-
-
1
18
18
19
19
19
20
3
3
2
4
4
3
2
2
1
1
1
1
Функциональная грамотность
1
1
1
1
1
-
Литературное чтение
-
-
-
-
-
1
Иностранный язык
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-ти дневной учебной неделе
-
-
-
2
1
1
21
21
21
23
23
23
классы
1 доп.
1 класс
1г
7
-
7
-
-
Математика
Окружающий мир
Русский язык
Обучение грамоте
Литературное чтение
Иностранный язык
(англ.)
Музыка
Изобразительное искусство
Технология
Технология
Физическая культура
Физическая куль(Адаптивная физичетура
ская культура)
Основы религиоз- Основы религиозных
ных культур и
культур и светской
светской этики
этики
Итого
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Русский язык
Искусство
График учебного процесса
В соответствии с Уставом МАОУ СОШ № 11 продолжительность
учебной недели 5 дней.
Продолжительность учебного года (I - IV класс) освоения АООП НОО
составляет для обучающихся 1 класса - 33 недели, 2-4 классов - 34 недели.
Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане предусмотрено равномерное распределение периодов
учебного времени (учебных четвертей) и каникул.
Учебные занятия начинаются не ранее 8.00 часов. Число уроков в день:
для обучающихся 1 класса – не превышает: сентябрь-октябрь - 3 урока, ноябрь-май - 4 урока; для обучающихся 2–4 классов – не более 5 уроков.
Продолжительность учебных занятий в 1-ом классе 35 минут в первом
полугодии, 40 минут во втором полугодии; во 2-4 классах 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10
минут, большой перемены (после 3-го и 4-го уроков) - 20 минут.
Расписание в МАОУ СОШ № 11 для обучающихся с ОВЗ строится с
учётом кривой умственной работоспособности в течение учебного дня и
учебной недели с соблюдением режима ранжирования предметов по баллам.
В течение учебного дня проводятся и трудные, и более лёгкие для восприятия обучающимися предметы, что может снижать их утомляемость и не допускать перегрузки.
Формы организации образовательного процесса предусматривают чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках расписания.
Реализация вариативной части учебного плана обеспечивает индивидуальный характер развития обучающихся с учетом тяжести речевого недоразвития, особенностей их эмоционального и психического развития, интересов
и склонностей.
Учебный план сохраняет преемственность изучаемых учебных предметов на каждой ступени.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательной и внеурочной деятельности. Между началом уроков внеурочной деятельности и последним уроком устраивается перерыв продолжительностью не менее 30 минут.
Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО2.
Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме
не менее 5 часов.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью
внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания
АООП НОО.
Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на
основе рекомендаций ПМПК.
2
Раздел III ФГОС НОО.
Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ
Достижение обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения
АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП НОО с ОВЗ
является достижение предметных и метапредметных результатов и
достижение результатов, освоения программы коррекционной работы.
Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в тех же
формах, что и промежуточная аттестация обучающихся группы «норма», но с
учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ОВЗ в
овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения
содержанием АООП НОО производится на основании положительной
индивидуальной динамики.