Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир профессий»
разработана в соответствии с требованиями:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 04.08.2023 г.);
2. Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального общего образования, утвержденного приказом Министерством
образования и науки Российской Федерации № 286 от 31.05.2021;
3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования»
(зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69676);
4. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023
№
372
«Об
утверждении
федеральной
образовательной
программы начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом
России 12.07.2023 № 74229);
5. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 №
996-р;
6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021
№
2
СанПиН
1.2.3685-21
«Об
утверждении
СанПиН
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (с изменениями
на 30.12.2022 года);
8. Письма Минпросвещения России от 05.07.2022г. № ТВ-1290/03 «О
направлении методических рекомендаций об организации внеурочной
деятельности
в
государственных
рамках
реализации
образовательных
обновленных
стандартов
начального
федеральных
общего
и
основного общего образования»;
9. Основной
образовательной
программы
начального
общего
образования МАОУ СОШ № 11.
Цель курса: формирование у младших школьников первоначальных
представлений о мире профессий и воспитание трудолюбия, творческого
отношения к учению, труду.
Основные задачи:
расширить у детей представления о разнообразии профессий на
основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представления
оструктуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);
расширить
знания
детей
о
родных людях,
их
профессиях,
значимостиих труда в семье и обществе;
активизировать
в речи слова,
родовые понятия и видовые
обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или
иной профессии;
воспитать в детях чувство уважения к труду взрослых.
На реализацию курса внеурочной деятельности «Мир профессий» в 1м классе отводится 33 часа/1 раз в неделю, во 2-4 классах по 34 часа в год/1
раз в неделю.
Основные организационные формы: профориентационные беседы,
игры, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного
поиска знаний.
Содержание курса внеурочной деятельности
Программа курса внеурочной деятельности «Мир профессий» имеет
практико-ориентированную
интегрирует
знания,
направленность
полученные
при
-
изучении
естественным
учебного
путём
предмета
«Технология» (авт. Роговцева Н.И.).
Содержание курса определяется возрастными особенностями младших
школьников. Каждое занятие внеурочной деятельности имеет тематическое
наполнение,
связанное
с
рассмотрением
определенной
профессии.
Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления
о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к
рассматриваемой профессии.
Программа курса внеурочной деятельности «Мир профессий» состоит
из пяти разделов: Введение, Человек и земля, Человек и вода, Человек и
воздух, Человек и информация.
1 класс
Раздел «Введение». Проводится вводное занятие в виде игрывикторины «Все работы хороши…».
Раздел «Человек и земля» знакомит учащихся со следующими
профессиями: учитель, воспитатель, скульптор, садовник, селекционер,
семеновод, овощевод, животновод, зоолог, энтомолог, строительными
профессиями: столяр, плотник, мебельщик. Дети знакомятся с пожарным и
полицейским, с женскими профессиями: швея, вязальщица, также с
профессиями: водитель, художник, аэрографист. Дети узнают о мастерах
прикладного искусства - мозаичник, познакомятся с юными натуралистами.
В рамках раздела будет проведена метапредметная неделя «Новый год у
ворот», где дети будут украшать свой класс к новогоднему празднику.
Раздел «Человек и вода» начинается с экскурсии на станцию «Юных
натуралистов» (оранжерею), познакомит профессией капитан. В разделе
проводится метапредметная неделя «Калейдоскоп профессий», где дети на
практике «играют» в профессии, знакомятся с особенностями, пробуют себя.
Раздел «Человек и воздух» знакомит детей с профессиями: орнитолог,
пилот. Для детей в этом разделе запланирована экскурсия на станцию юных
техников.
Раздел «Человек и информация». Дети знакомятся с компьютерным
классом школы (экскурсия), знакомятся с особенностями профессии
лингвист-переводчик.
Итоговое занятие проходит в виде викторины «Все профессии нужны,
все профессии важны!».
2 класс
Раздел «Введение» проводится вводное занятие «Я бы в …. пошел,
пусть меня научат!»
Раздел «Человек и земля» знакомит учащихся со следующими
профессиями: агроном, гончар, флорист, миколог, пекарь, кондитер,
художник, художник хохломской росписи, резчик по дереву, игрушечник,
птицевод, акклиматизатор, плотник, столяр, каменщик, кровельщик, печник,
вышивальщицы, пряхи, кружевницы, МЧС, спасатели, скорая помощь.
Так же дети знакомятся с профессиями своего города: металлург,
шахтер. В данном разделе проводится метапредметная неделя «Новый год у
ворот», дети занимаются оформлением класса.
В разделе
предусмотрено две экскурсии: виртуальная в ателье,
экскурсия в пожарную часть.
Раздел «Человек и вода» знакомит с профессиями рыбак, а так же со
специалистами
в
области
рыбнадзора, аквариумист.
Запланирована
метапредметная неделя «Калейдоскоп профессий».
Раздел «Человек и воздух» знакомит детей с профессиями: синоптик,
метеоролог, мельник, а так же со специалистами в области техносферной
безопасности.
Раздел «Человек и информация». Дети знакомятся с профессиями
системный администратор, переплётчик, печатник, юрист, адвокат.
Итоговое занятие проходит в виде викторины «Все профессии нужны,
всепрофессии важны».
3 класс
Раздел «Введение» проводится вводное занятие о профессиональной
деятельности человека в городской среде.
Раздел «Человек и земля» знакомит учащихся со следующими
профессиями:
профессии,
архитектор,
ландшафтный
инженер-строитель,
дизайнер,
арборист
прораб,
телевизионные
(древовед),
модельер,
закройщик, ученые - ботаник, физиолог, микробиолог, медицинские
профессии: окулист, отоларинголог, дерматолог, косметолог, профессии в
области торговли, бухгалтер, экономист, зоотехник, мастер по бисеру.
Раздел «Человек и вода» знакомит с инженером-конструктором,
автослесарем, ихтиологом и с другими профессиями, связанными с водой.
Раздел «Человек и воздух» знакомит детей с профессиями,
связанными с авиацией: летчик, штурман, авиаконструктор. Для детей в этом
разделе запланирована игра-путешествие «Парад планет».
Раздел «Человек и информация». Раздел начинается с экскурсии в
типографию
(типография
«Купца
Тарасова»).
Дети
знакомятся
с
профессиями печатник, переплётчик, фальцовщик, модельер-кукольник,
художник-декоратор, кукловод.
Итоговое занятие проходит в виде викторины «Мир профессий».
4 класс
Раздел «Введение» проводится вводное занятие о профессиональной
деятельности человека.
Раздел «Человек и земля» знакомит учащихся со следующими
профессиями: слесарь по сборке металлоконструкций., маляр по металлу,
буровик, нефтяник, наладчик электрооборудования, гравёр, штамповщик,
скульптор, литейщик гипсовых форм, оператор швейного оборудования,
изготовитель лекал, модельер, прессовщик, валяльщик, затяжник обуви,
столяр-финеровщик,
станочник,
технолог-кондитер,
дражировщик,
обсыпщик кондитерских изделий, сборщик электротехники, монтажник
радиоэлементов, смесовик грунта, оператор по поливу.
В данном разделе запланировано экскурсии разной направленности экскурсия в вагонное депо, в гончарную мастерскую в с.Всеволодо-Вильва,
на кондитерскую фабрику «Пермская», экскурсия в швейное училище
(ателье), в мастерскую по ремонту обуви, в ботанический сад г.Соликамска и
др.
Раздел «Человек и вода» знакомит с профессиями:
машинист
насосных установок, лаборант химического анализа, такелажник, докер,
швартовщик, монтажник трубопровода
Раздел «Человек и воздух» знакомит детей с профессиями: сборщик
авиационной техники, картографы, космонавт, инженер по авионике,
инженер-испытатель, конструктор летательных аппаратов.
Детям предложена экскурсия в Центр детского научно-технического
творчества (кружок моделирование)
Раздел «Человек и информация». Дети знакомятся с профессиями
технический редактор, корректор, редактор, верстальщик, программист. В
этом разделе у детей будет практическое занятие на компьютерах, а также
проект «Профессия моей мечты», где дети создают буклеты.
Итоговое занятие проходит в виде праздника «Все профессии
важны!».
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В ходе реализации программы курса «Мир профессий» обучающиеся
овладевают специальными знаниями, умениями и навыками.
К
ним
относятся:
- когнитивные - знания обучающихся о труде и мире профессий,
представления о своих личностных качествах и особенностях;
- мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к
профессиям,
желание
овладеть
какой-либо
профессиональной
деятельностью;
- поведенческие - навыки общественно полезной трудовой и
творческой
деятельности,
ответственность,
дисциплинированность,
самостоятельность в труде.
Личностные результаты:
- внутренняя
позиция
школьника
на
уровне
положительного
отношения к школе и трудовой деятельности;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной и трудовой
деятельности;
- познавательный интерес к новому материалу и способам решения
новой задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
итрудовой деятельности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как
собственных, так и окружающих людей;
- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения.
Метапредметными результатами программы курса внеурочной
деятельности по социальному направлению «Мир профессий» является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1) регулятивные УУД:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для
выполнения различных работ;
- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца
учебных действий;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или
самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебнопрактическими, учебно-познавательными задачами;
- действовать согласно составленному плану, а также по инструкции
учителя;
- контролировать
выполнение
действий,
вносить
необходимые
коррективы.
2) совместная деятельность:
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
3) познавательные универсальные учебные действия:
- осознавать
учебно-познавательную,
учебно-практическую,
экспериментальную задачи;
- понимать информацию, представленную в вербальной форме,
изобразительной, схематической, модельной и др.;
- применять
для
решения
задач
(под
руководством
учителя)
логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации,
установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и
выводов;
- перерабатывать полученную информацию;
- владеть базовыми профорентационными понятиями;
- делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Предметные результаты
Сформированы общие представления: о мире профессий, значении
труда в жизни человека.
Ожидаемые результаты
Характеристика основных результатов, на которые ориентирована
программа:
- первый уровень результатов – приобретение социальных знаний и
представлений
о
профессиях
своих
родителей,
ближайшего
производственного окружения, о роли труда в жизни человека, первичного
понимания социальной реальности и повседневной жизни;
Для достижения первого уровня результатов большое
значение
имеет взаимодействие обучающихся со своими учителями, родителями как
значимыми для него носителями положительного социального знания и
повседневного
опыта.
Во
время
экскурсий
на
производственные
предприятия, по району, городу дети знакомятся с различными видами труда,
встречаются с представителями разных профессий, узнают о профессиях
своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в
организации и проведении презентаций.
Формы организации внеурочной деятельности первого уровня:
викторины о профессиях, беседы об орудиях труда и инструментах,
эстафеты
любимых
занятий,
истории
о
различных
профессиях,
профориентационные игры, проблемные вопросы, творческие задания.
- второй уровень результатов – получение школьником опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
(труд, творчество и др.), приобретение в социальной среде
опыта
уважительного и творческого отношения к учебному труду, практическое
подтверждение приобретённых социальных знаний и умений, ценностного
отношения к своей жизни;
Для достижения второго уровня результатов акцент делается на
освоение
первоначальных
навыков
сотрудничества,
ролевого
взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебнотрудовой деятельности, в ходе которой перед детьми раскрывается широкий
спектр профессиональной и трудовой деятельности.
Формы организации внеурочной деятельности второго уровня:
работа в парах, взаимодействие в группе, диспуты, проблемно-ценностная
дискуссия,
упражнения
практическая
по
проба
познанию
сил, тренировочные и эвристические
профессии, себя, соотнесение требований
профессии с собственными качествами и особенностями.
- третий уровень результатов – получение школьниками опыта
самостоятельного общественного (социального) действия, приобретения
готовности к самостоятельному поступку, без
которых
немыслимо
становление его как гражданина и труженика.
Достижение
третьего
уровня
результатов
возможно
во
взаимодействии школьника с социальными субъектами за пределами
школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном
общественном труде, действии в открытом социуме, за пределами
дружественной среды школы, для других людей, которые вовсе не
обязательно положительно к нему настроены, юный человек проявляет свою
социальную активность.
Формы организации внеурочной деятельности третьего уровня:
общественно полезная деятельность, подготовка и реализация социальных
проектов, занятия творческой деятельности социальной направленности,
дела, нацеленные на получение результатов и одобрение в обществе.
ЦОЭ/ЭОР:
1. https://uchebnik.mos.ru/catalogue?class_level_ids=1,2,3,4&subject_program_i
ds=31937348,31937220
2. https://resh.edu.ru/subject/8/
3. https://school.infourok.ru/videouroki
4.
Тематическое планирование «Мир профессий»
1 класс
№
п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
Технология
ЦОР/ЭОР
Введение (1 ч)
1
Введение в мир профессий
1
Здравствуй, дорогой друг! Я и мои друзья
https://resh.edu.ru/subject/8/2/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/start/1569
80/
Человек и земля (22ч)
2
4
Кем хотели быть мои
родители,кем буду я?
Профессии учителя, воспитателя.
5
Профессия скульптор
1
6
Юные натуралисты
1
Что такое технология. Организация
рабочего места.
Кто ведёт нас по дороге знаний?
Природный материал
Пластилин. Изделие: аппликация из
пластилина «Ромашковая поляна».
Пластилин. Изделие «Мудрая сова».
7
Знакомство с профессиями,
связанными с земледелием:
садовник.
1
Растения. Изделие: «заготовка семян»
8
Знакомство с профессиями,
связанными с земледелием:
селекционер, семеновод.
1
Растения. Проект «Осенний урожай».
Изделие. «Овощи из пластилина».
9
Знакомство с профессиями,
связанными с земледелием:
овощевод.
Мастер декоративноприкладногоискусства –
мозаичник.
1
Растения. Проект «Осенний урожай».
Изделие. «Овощи из пластилина».
2-3
10
1
1
https://resh.edu.ru/subject/8/1/
https://uchebnik.mos.ru/catalogue
https://uchebnik.mos.ru/catalogue
https://resh.edu.ru/subject/8/1/
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/f112d145-401f-4bdea42d-18e694de3c6b/ResFile.SWF
https://www.google.com/url?q=http://igrushka.kz
/katnew/nature2.php&sa=D&ust=154117116565
4000
https://uchebnik.mos.ru/catalogue
Бумага. Изделие: «Закладка из бумаги».
https://resh.edu.ru/subject/8/1/
11
Кто такой энтомолог?
1
Насекомые. Изделие «Пчелы и соты».
12
Экологическая профессия –
зоолог.
1
13
Метапредметная неделя
«Новый год у ворот»
1
14
Необычная профессия –
стеклодув.
Есть такая профессия –
животновод.
1
Дикие животные. Проект «Дикие
животные».
Изделие: Коллаж «Дикие животные»
Новый год. Проект «Украшаем класс к
новому году».
Украшение на окно.
Изделие: «Украшение на окно»
Домашние животные.
Изделие: «Котенок».
16
Строительные профессии.
1
17
1
21
Повар – мастер
приготовления блюд.
Удивительный мир
электричества.Профессия
электрик, электрослесарь.
Профессии, связанные с
обработкой древесины: столяр,
мебельщик, плотник.
Профессии для тех, кто
помогает людям: пожарный,
полицейский.
Женская профессия – швея.
22
Волшебные спицы вязальщицы
1
23
Знакомьтесь! Профессии –
водитель, художник–
аэрографист.
Профессии людей
сферыобслуживания
1
15
18
19
20
24
1
1
Такие разные дома. Изделие: «Домик из
веток».
Посуда. Проект «Чайный сервиз»
Изделия: «чашка», «чайник», «сахарница»
Свет в доме. Изделие: «Торшер».
https://youtu.be/orfV3LPx-1Y
https://iu.ru/video-lessons
https://resh.edu.ru/subject/8/1/
https://iu.ru/video-lessons
https://iu.ru/video-lessons
https://iu.ru/video-lessons
https://iu.ru/video-lessons
https://iu.ru/video-lessons
1
Мебель. Изделие: «Стул»
https://iu.ru/video-lessons
1
Проект «Профессии отважных людей»
https://iu.ru/video-lessons
1
Учимся шить. Изделия: «Закладка с
вышивкой», «Медвежонок»
Одежда Ткань, Нитки.
Изделие: «Кукла из ниток»
Передвижение по земле
Изделие: «Тачка».
https://iu.ru/video-lessons
Передвижение по земле
Изделие: «Тачка».
https://iu.ru/video-lessons
1
https://resh.edu.ru/subject/8/1/
https://iu.ru/video-lessons
25
26
27
28
29
30
Значимость воды для человека
и растений. Экскурсия на
станцию юных натуралистов
(оранжерея).
Метапредметная неделя
«Калейдоскоп профессий»
Водный транспорт в жизни
человека. Профессия –
капитан.
1
1
1
Экскурсия на станцию юных
техников.
Редкая профессия – орнитолог.
1
Смелая и почётная профессия
–пилот.
1
1
Человек и вода (3 ч)
Вода в жизни человека. Вода в жизни
растений. Изделие: «Проращивание семян», https://resh.edu.ru/subject/8/1/
«Уход закомнатными растениями»
Питьевая вода.
Изделие: «Колодец»
Передвижение по воде. Проект: «Речной
флот».
Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот»
Человек и воздух (3 ч)
Использование ветра. Изделие: «Вертушка»
Полеты птиц.
Изделие: «Попугай»
Полеты человека.
Изделие: «Самолет», «Парашют»
31
Профессия – лингвистпереводчик.
1
Человек и информация (3 ч)
Способы общения.
32
Экскурсия в компьютерный класс
1
Компьютер.
33
Итоговое занятие «Все
профессии нужны, все
профессии важны»
1
Правила движения. Изделие: Составление
маршрута безопасного движения от дома
до школы.
https://iu.ru/video-lessons
https://iu.ru/video-lessons
https://iu.ru/video-lessons
https://iu.ru/video-lessons
https://iu.ru/video-lessons
https://www.google.com/url?q=https://infourok.r
u/videouroki/3882&sa=D&ust=15411711656900
00
https://www.google.com/url?q=https://infourok.r
u/videouroki/3876&sa=D&ust=15411711656180
00
Тематическое планирование «Мир профессий»
2 класс
Тема занятия
№
п/п
Введение (1 ч)
1 «Я бы в …. пошел, пусть
меня научат!»
Технология
Кол-во
часов
1
Здравствуй, дорогой друг. Как
работать с учебником.
Человек и земля (22ч)
2
Агроном
1
Земледелие
4
Гончар.
1
Посуда
5
Флорист.
1
6
Миколог
1
7
Пекарь, кондитер
1
Работа с пластичными материалами
(пластилин)
Работа с пластичными материалами
(тестопластика)
Посуда. Работа с пластичными
материалами (глина или пластилин)
8
1
11
Художник. Художник
хохломскойросписи.
Знакомство с профессиями,
связанными с родным
городом.Металлург.
Знакомство с профессиями,
связанными с родным
городом.Шахтер.
Резчик по дереву, игрушечник.
12
Птицевод, акклиматизатор.
1
13
Ветеринар.
1
14
Метапредметная неделя
«Новыйгод у ворот»
1
15
Плотник, столяр.
1
16
Печник, каменщик, кровельщик.
1
17
Экскурсия в ателье
(виртуальная).
1
В доме. Работа с волокнистыми
материалами. Помпон.
18
Вышивальщицы, пряхи.
1
Новый год. Работа с различными
материалами. Елочные игрушки из
яиц
9
10
1
1
1
Народные промыслы. Хохлома.
Работа с папье-маше
Народные промыслы. Городец.
Работа с бумагой.
Аппликационные работы
Народные промыслы. Дымка.
Работа с пластичными материалами
(пластилин)
Народные промыслы. Матрешка.
Работа с текстильными
материалами, апплицирование
Народные промыслы. Работа с
пластичными материалами
(пластилин). Рельефные работы
Домашние животные и птицы.
Человек и лошадь. Работа с
картоном. Конструирование
Домашние животные и птицы.
Работа с природными материалами.
Мозаика.
Домашние животные и птицы.
Работа с бумагой. Конструирование
Строительство. Работа с бумагой.
Полуобъемная пластика.
Д
19
Кружевница.
1
20
Экскурсия в пожарную часть.
1
21
Профессии для тех, кто
помогаетлюдям: МЧС,
спасатели
Профессии для тех, кто
помогаетлюдям: скорая
помощь,
Волшебные спицы вязальщицы
1
Исчезают
ли
профессии?
Эволюция профессий – как
меняются условия труда и
трудовые обязанности в век
прогресса.
Человек и вода (3 ч)
25 Рыбак, рыбнадзор
1
22
23
24
1
1
В доме. Внутреннее убранство
избы. Работа с пластичными
материалами (пластилин, глина).
Лепка.
В доме. Внутреннее убранство
избы. Работа с бумагой. Плетение.
Внутреннее убранство избы.
Работа с картоном.
Конструирование.
Народный костюм. Работа
с бумагой. Аппликационные
работы.
Народный костюм. Работа с
волокнистыми материалами и
картоном. Плетение.
Работа с ткаными материалами.
Шитье.
1
Рыболовство. Работа
с волокнистыми материалами.
Изонить.
26
Метапредметная неделя
«Калейдоскоп профессий»
1
Работа с бумагой. Аппликационные
работы.
27
Аквариумист.
1
Работа с бумагой и волокнистыми
материалами
1
Птица счастья. Работа с бумагой.
Складывание.
1
Использование ветра. Работа с
бумагой. Моделирование.
Использование ветра. Работа с
фольгой.
Человек и воздух (3 ч)
28 Экскурсия на станцию
юныхтехников.
29 Редкая профессия – орнитолог.
Смелая и почётная
профессия –пилот.
Человек и информация (4 ч)
31 Специалисты в области
техносферной безопаснос ти.
30
1
1
Ищем клад. Работа с пластичными
материалами (глина). Рельефные
работы.
Книгопечатание. Работа с бумагой и
картоном
32
Мельник.
1
33
Синоптики. Метеоролог.
1
Способы поиска информации.
Поиск информации в Интернете.
34
Итоговое занятие «Все
профессиинужны, все
профессии важны»
1
Способы поиска информации.
Поиск информации в Интернете.
Тематическое планирование «Мир профессий»
3 класс
Тема
№
Введение (1 ч)
1
Профессиональная деятельность
человека в городской среде.
2
3
Человек и Земля (21 час)
Строительные профессии:
архитектор, инженер-строитель,
прораб.
Архитектор живых систем. Эколог.
Колво
часов
Технология
1
Здравствуй, дорогой друг!
Как
работать
с
учебником.
Путешествуем по городу
1
Архитектура. Фигура в масштабе.
Чтение чертежа.
1
Архитектура.
Изделие: модель «Дом».
4
Что мы знаем о телевидении?
Телевизионные профессии.
1
Городские постройки.
Изделие: модель «телебашня».
5
Ландшафтный дизайнер.
1
Парк. Изделие: «Городской парк».
6
От агронома до ландшафтного
дизайнера:
кем
работать
в
ботаническом саду?
Арборист (древовед).
Швейные профессии: модельер,
закройщик, портной, швея.
1
Проект «Детская площадка».
1
Ателье мод. Одежда. Пряжа и
ткани. Изделия: стежки.
7
8
9
Швейные профессии: модельер,
закройщик, портной, швея.
Швейные профессии: вязальщица.
1
Ателье мод. Одежда. Пряжа и
ткани Изделия: украшениефартука.
Изготовление тканей.
Изделие: гобелен.
Вязание.
Изделие:воздушные петли.
Одежда для карнавала.
Изделия: «Кавалер», «Дама»
Бисероплетение.
Изделия:браслет из бисера.
1
11
Швейные профессии: мастер по
бисеру.
Ученый-ботаник.
12
Зоотехник.
1
13
Микробиолог.
1
Кафе. Изделие: весы.
14
Физиолог, окулист, отоларинголог.
1
15
Дерматолог. Косметолог.
1
16
Повар, кулинар, официант.
1
17
Профессии в области обслуживания.
1
Фруктовый завтрак
Изделие: «Фруктовый завтрак».
Колпачок – цыпленок.
Изделие «Колпачок-цыпленок».
Бутерброды.
Изделие: бутерброды, «Радуга на
шпажке».
Салфетница. Изделия: салфетница.
18
Перспективные профессии в области
торговли.
1
10
1
Магазин подарков. Изделия:
«Солёное тесто», брелок для
Дата
ключей.
19
Бухгалтер, экономист.
1
20
Про профессии для детей
(подготовкак ВПР по окружающему
миру)
Профессии для тех, кто
хочетпомогать людям.
1
1
Автомастерская.
Изделие: фургон «Мороженое»
Инженер-конструктор, автослесарь.
1
Грузовик. Изделия: модели
«грузовик, автомобиль».
Человек и вода (4 часа)
23 Инженер-конструктор, автослесарь.
1
Мосты.
Изделие: модель «мост».
Проект «Водный транспорт».
21
22
24
Профессии, связанные с водой.
1
Золотистая
соломка.
Изделие:
«Золотистаясоломка".
Упаковка подарков. Изделие:
упаковка для подарков.
25 Ихтиолог.
26
Человек и воздух (3 часа)
2
Проект: «Океанариум». Фонтаны.
Изделие: модель «фонтан».
Профессии,
1
Зоопарк. Изделие: «Птицы».
1
Вертолетная площадка.
Изделие: модель «вертолёт»,
«Муха».
1
Воздушный шар. Изделие:
«Воздушный шар». Изделие:
композиция «Клоун».
1
Переплетная мастерская.Изделие:
«Переплётные работы».
1
Почта.
1
Кукольный театр. Проект
«Готовим спектакль».
Афиша. Изделие «Афиша».
27
28
29
связанные с
авиацией(лётчик,
штурман, авиаконструктор).
Профессии, связанные с
авиацией(лётчик,
штурман, авиаконструктор).
Профессии для тех, кто любит
космос.
Игра-путешествие «Парад планет»
Человек и информация (5 часов)
30 Профессии, связанные с печатным
делом (печатник, переплётчик,
фальцовщик).
Экскурсия в типографию.
31 Профессии, связанные с печатным
делом (печатник, переплётчик,
фальцовщик).
Экскурсия в типографию.
32 Модельер-кукольник, художникдекоратор, кукловод.
33 Модельер-кукольник, художникдекоратор, кукловод.
34 Игра-викторина «Мир профессий».
1
1
Тематическое планирование «Мир профессий»
4 класс
№
Тема
Введение
1
Введение в мир профессий.
Человек и Земля (21 час)
Профессия «слесарь по сборке
2-3
металлоконструкций», «маляр по
металлу».Экскурсия в вагонное
депо.
Колво
часов
Технология
1
Здравствуй, дорогой друг!
Как работать с
учебником.
Путешествуем по городу
2
Вагоностроительный завод.
Изделия:
«Ходовая
часть
(тележка)»,
«Кузов
вагона»,
«Пассажирский вагон. Создание
модели из бумаги.
Полезные ископаемые. Изделие:
«Буровая вышка»
Построение
чертежа развёртки и сборка.
Изделие: «Малахитовая шкатулка».
Автомобильный завод. КамАЗ.
Кузов грузовика. Изготовление
модели автомобиля из
конструктора.
Монетный двор. Стороны медали.
Медаль. Работа с
металлизированной бумагой.
Фаянсовый завод. Основа для вазы.
Ваза.
Ознакомление
с
особенностями
изготовления
фаянсовой посуды.
Профессия «Буровик», «Нефтяник».
1
5
Профессия. «Наладчик
электрооборудования», «Сварщик»
1
6
Профессия «Гравёр»,
«Штамповщик»
1
7-9
Профессия «Скульптор»,
«Литейщик гипсовых форм»
Экскурсия гончарную
мастерскую. г.Всеволодо-Вильва
Профессия « Оператор швейного
оборудования», «Изготовитель
лекал», «Модельер». Экскурсия в
Швейное училище» (ателье)
3
2
Швейная
фабрика.
Швейная
фабрика. Изделие: «Прихватка».
Создание лекало и выполнение при
помощи него разметкидеталей.
Профессия « Прессовщик»,
«Валяльщик», «Затяжник обуви»
Экскурсия в пункты по ремонту
обуви»
Профессия «Столяр-финеровщик»,
«Станочник»
2
Обувное производство. Модель
детской летней обуви. Создание
модели обуви из бумаги.
1
Профессия «Технолог-кондитер»,
«Дражировщик», «Обсыпщик
кондитерских изделий».
Экскурсия
на
кондитерскую
фабрику.
4
Деревообрабатывающее
производство.
Изделие: «Технический рисунок
лесенки-опоры для растений»,
«Лесенка-опора для растений»
Кондитерская фабрика. «Пирожное
«Картошка»»,
«Шоколадное
печенье».
Знакомство
с
технологией
производства шоколада
4
10-11
12-13
14
15-18
Профессия «Сборщик
электротехники», «Монтажник
радиоэлементов».
Экскурсия в эл.мастерскую.
21-22 Профессия «ботаник», «смесовик
грунта», «оператор по поливу».
Экскурсия в Ботанический сад
г.Соликамск
Человек и вода (3 ч)
Профессия «Машинисты
23
насосных установок». Лаборант
химического анализа» ,
«Монтажник трубопровода»
24-25 Профессия «Такелажник», «Докер»,
«Швартовщик».
Экскурсия в речной порт.
19-20
2
2
Бытовая
техника.
Изделие:
«Настольная лампа». Знакомство с
правилами эксплуатации бытовой
техники.
Тепличное хозяйство. Цветы для
школьной клумбы.
Знакомство
с
технологией
выращивания растений в теплицах.
1
Водоканал. Изделие: Фильтр для
воды. Определение количества
расходуемой воды с помощью
струемера.
2
Порт. Канатная лестница.
Изготовление лестницы с
использованием способов крепления
морскими узлами.
Узелковое плетение. Изделие:
«Браслет»
1
Самолетостроение.
Самолет.
Изготовление модели самолета из
конструктора.
Ракетостроение. Ракета-носитель.
Выполнение модели ракеты из
картона, бумаги.
Человек и воздух (3 ч)
26
Профессия «Сборщик авиационнойтехники», «Картографы»
Профессия «Космонавт»,
«Инженер по авионике».
«Инженер-испытатель»
Профессия «Конструктор
28
летательных аппаратов».
Экскурсия в Центр детского
научно-технического творчества
(кружок моделирование)
Человек и информация (6 ч)
29
Профессия «Технический редактор»,
«Корректор».
27
30
Профессия «Редактор»,
«Верстальщик»
31-32
1
1
Летательный аппарат. Воздушный
змей. Освоение правил разметки
деталей из бумаги и картона
сгибанием.
1
Издательское дело. Создание
титульного листа. Изделие:
«Титульный лист»
Работа с таблицами.
Изделие: работа с таблицами
Переплётные работы.
Изделие: Книга «Дневник
путешественника»
1
2
Экскурсия в типографию
33
34
Профессия «Программист».
Практическая работа на
компьютере». Создание буклета
«Профессия моих родителей»
1
Презентация проектов «Профессия
моей мечты»
1
Создание содержания книги
Итоговый урок. Выставка работ.