Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир профессий» разработана в соответствии с требованиями: 1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 04.08.2023 г.); 2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации № 286 от 31.05.2021; 3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69676); 4. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74229); 5. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; 6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 СанПиН 1.2.3685-21 «Об утверждении СанПиН «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (с изменениями на 30.12.2022 года); 8. Письма Минпросвещения России от 05.07.2022г. № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности в государственных рамках реализации образовательных обновленных стандартов начального федеральных общего и основного общего образования»; 9. Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 11. Цель курса: формирование у младших школьников первоначальных представлений о мире профессий и воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду. Основные задачи: расширить у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представления оструктуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат); расширить знания детей о родных людях, их профессиях, значимостиих труда в семье и обществе; активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии; воспитать в детях чувство уважения к труду взрослых. На реализацию курса внеурочной деятельности «Мир профессий» в 1м классе отводится 33 часа/1 раз в неделю, во 2-4 классах по 34 часа в год/1 раз в неделю. Основные организационные формы: профориентационные беседы, игры, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Содержание курса внеурочной деятельности Программа курса внеурочной деятельности «Мир профессий» имеет практико-ориентированную интегрирует знания, направленность полученные при - изучении естественным учебного путём предмета «Технология» (авт. Роговцева Н.И.). Содержание курса определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие внеурочной деятельности имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Программа курса внеурочной деятельности «Мир профессий» состоит из пяти разделов: Введение, Человек и земля, Человек и вода, Человек и воздух, Человек и информация. 1 класс Раздел «Введение». Проводится вводное занятие в виде игрывикторины «Все работы хороши…». Раздел «Человек и земля» знакомит учащихся со следующими профессиями: учитель, воспитатель, скульптор, садовник, селекционер, семеновод, овощевод, животновод, зоолог, энтомолог, строительными профессиями: столяр, плотник, мебельщик. Дети знакомятся с пожарным и полицейским, с женскими профессиями: швея, вязальщица, также с профессиями: водитель, художник, аэрографист. Дети узнают о мастерах прикладного искусства - мозаичник, познакомятся с юными натуралистами. В рамках раздела будет проведена метапредметная неделя «Новый год у ворот», где дети будут украшать свой класс к новогоднему празднику. Раздел «Человек и вода» начинается с экскурсии на станцию «Юных натуралистов» (оранжерею), познакомит профессией капитан. В разделе проводится метапредметная неделя «Калейдоскоп профессий», где дети на практике «играют» в профессии, знакомятся с особенностями, пробуют себя. Раздел «Человек и воздух» знакомит детей с профессиями: орнитолог, пилот. Для детей в этом разделе запланирована экскурсия на станцию юных техников. Раздел «Человек и информация». Дети знакомятся с компьютерным классом школы (экскурсия), знакомятся с особенностями профессии лингвист-переводчик. Итоговое занятие проходит в виде викторины «Все профессии нужны, все профессии важны!». 2 класс Раздел «Введение» проводится вводное занятие «Я бы в …. пошел, пусть меня научат!» Раздел «Человек и земля» знакомит учащихся со следующими профессиями: агроном, гончар, флорист, миколог, пекарь, кондитер, художник, художник хохломской росписи, резчик по дереву, игрушечник, птицевод, акклиматизатор, плотник, столяр, каменщик, кровельщик, печник, вышивальщицы, пряхи, кружевницы, МЧС, спасатели, скорая помощь. Так же дети знакомятся с профессиями своего города: металлург, шахтер. В данном разделе проводится метапредметная неделя «Новый год у ворот», дети занимаются оформлением класса. В разделе предусмотрено две экскурсии: виртуальная в ателье, экскурсия в пожарную часть. Раздел «Человек и вода» знакомит с профессиями рыбак, а так же со специалистами в области рыбнадзора, аквариумист. Запланирована метапредметная неделя «Калейдоскоп профессий». Раздел «Человек и воздух» знакомит детей с профессиями: синоптик, метеоролог, мельник, а так же со специалистами в области техносферной безопасности. Раздел «Человек и информация». Дети знакомятся с профессиями системный администратор, переплётчик, печатник, юрист, адвокат. Итоговое занятие проходит в виде викторины «Все профессии нужны, всепрофессии важны». 3 класс Раздел «Введение» проводится вводное занятие о профессиональной деятельности человека в городской среде. Раздел «Человек и земля» знакомит учащихся со следующими профессиями: профессии, архитектор, ландшафтный инженер-строитель, дизайнер, арборист прораб, телевизионные (древовед), модельер, закройщик, ученые - ботаник, физиолог, микробиолог, медицинские профессии: окулист, отоларинголог, дерматолог, косметолог, профессии в области торговли, бухгалтер, экономист, зоотехник, мастер по бисеру. Раздел «Человек и вода» знакомит с инженером-конструктором, автослесарем, ихтиологом и с другими профессиями, связанными с водой. Раздел «Человек и воздух» знакомит детей с профессиями, связанными с авиацией: летчик, штурман, авиаконструктор. Для детей в этом разделе запланирована игра-путешествие «Парад планет». Раздел «Человек и информация». Раздел начинается с экскурсии в типографию (типография «Купца Тарасова»). Дети знакомятся с профессиями печатник, переплётчик, фальцовщик, модельер-кукольник, художник-декоратор, кукловод. Итоговое занятие проходит в виде викторины «Мир профессий». 4 класс Раздел «Введение» проводится вводное занятие о профессиональной деятельности человека. Раздел «Человек и земля» знакомит учащихся со следующими профессиями: слесарь по сборке металлоконструкций., маляр по металлу, буровик, нефтяник, наладчик электрооборудования, гравёр, штамповщик, скульптор, литейщик гипсовых форм, оператор швейного оборудования, изготовитель лекал, модельер, прессовщик, валяльщик, затяжник обуви, столяр-финеровщик, станочник, технолог-кондитер, дражировщик, обсыпщик кондитерских изделий, сборщик электротехники, монтажник радиоэлементов, смесовик грунта, оператор по поливу. В данном разделе запланировано экскурсии разной направленности экскурсия в вагонное депо, в гончарную мастерскую в с.Всеволодо-Вильва, на кондитерскую фабрику «Пермская», экскурсия в швейное училище (ателье), в мастерскую по ремонту обуви, в ботанический сад г.Соликамска и др. Раздел «Человек и вода» знакомит с профессиями: машинист насосных установок, лаборант химического анализа, такелажник, докер, швартовщик, монтажник трубопровода Раздел «Человек и воздух» знакомит детей с профессиями: сборщик авиационной техники, картографы, космонавт, инженер по авионике, инженер-испытатель, конструктор летательных аппаратов. Детям предложена экскурсия в Центр детского научно-технического творчества (кружок моделирование) Раздел «Человек и информация». Дети знакомятся с профессиями технический редактор, корректор, редактор, верстальщик, программист. В этом разделе у детей будет практическое занятие на компьютерах, а также проект «Профессия моей мечты», где дети создают буклеты. Итоговое занятие проходит в виде праздника «Все профессии важны!». Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности В ходе реализации программы курса «Мир профессий» обучающиеся овладевают специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся: - когнитивные - знания обучающихся о труде и мире профессий, представления о своих личностных качествах и особенностях; - мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью; - поведенческие - навыки общественно полезной трудовой и творческой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде. Личностные результаты: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и трудовой деятельности; - ориентация на понимание причин успеха в учебной и трудовой деятельности; - познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной итрудовой деятельности; - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; - развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. Метапредметными результатами программы курса внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1) регулятивные УУД: - организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения различных работ; - принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; - планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебнопрактическими, учебно-познавательными задачами; - действовать согласно составленному плану, а также по инструкции учителя; - контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы. 2) совместная деятельность: - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению; - ответственно выполнять свою часть работы; - оценивать свой вклад в общий результат; 3) познавательные универсальные учебные действия: - осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи; - понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.; - применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; - перерабатывать полученную информацию; - владеть базовыми профорентационными понятиями; - делать выводы в результате совместной работы всего класса. Предметные результаты Сформированы общие представления: о мире профессий, значении труда в жизни человека. Ожидаемые результаты Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа: - первый уровень результатов – приобретение социальных знаний и представлений о профессиях своих родителей, ближайшего производственного окружения, о роли труда в жизни человека, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни; Для достижения первого уровня результатов большое значение имеет взаимодействие обучающихся со своими учителями, родителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Во время экскурсий на производственные предприятия, по району, городу дети знакомятся с различными видами труда, встречаются с представителями разных профессий, узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций. Формы организации внеурочной деятельности первого уровня: викторины о профессиях, беседы об орудиях труда и инструментах, эстафеты любимых занятий, истории о различных профессиях, профориентационные игры, проблемные вопросы, творческие задания. - второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (труд, творчество и др.), приобретение в социальной среде опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду, практическое подтверждение приобретённых социальных знаний и умений, ценностного отношения к своей жизни; Для достижения второго уровня результатов акцент делается на освоение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебнотрудовой деятельности, в ходе которой перед детьми раскрывается широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности. Формы организации внеурочной деятельности второго уровня: работа в парах, взаимодействие в группе, диспуты, проблемно-ценностная дискуссия, упражнения практическая по проба познанию сил, тренировочные и эвристические профессии, себя, соотнесение требований профессии с собственными качествами и особенностями. - третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного (социального) действия, приобретения готовности к самостоятельному поступку, без которых немыслимо становление его как гражданина и труженика. Достижение третьего уровня результатов возможно во взаимодействии школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном общественном труде, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек проявляет свою социальную активность. Формы организации внеурочной деятельности третьего уровня: общественно полезная деятельность, подготовка и реализация социальных проектов, занятия творческой деятельности социальной направленности, дела, нацеленные на получение результатов и одобрение в обществе. ЦОЭ/ЭОР: 1. https://uchebnik.mos.ru/catalogue?class_level_ids=1,2,3,4&subject_program_i ds=31937348,31937220 2. https://resh.edu.ru/subject/8/ 3. https://school.infourok.ru/videouroki 4. Тематическое планирование «Мир профессий» 1 класс № п/п Тема занятия Кол-во часов Технология ЦОР/ЭОР Введение (1 ч) 1 Введение в мир профессий 1 Здравствуй, дорогой друг! Я и мои друзья https://resh.edu.ru/subject/8/2/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/start/1569 80/ Человек и земля (22ч) 2 4 Кем хотели быть мои родители,кем буду я? Профессии учителя, воспитателя. 5 Профессия скульптор 1 6 Юные натуралисты 1 Что такое технология. Организация рабочего места. Кто ведёт нас по дороге знаний? Природный материал Пластилин. Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна». Пластилин. Изделие «Мудрая сова». 7 Знакомство с профессиями, связанными с земледелием: садовник. 1 Растения. Изделие: «заготовка семян» 8 Знакомство с профессиями, связанными с земледелием: селекционер, семеновод. 1 Растения. Проект «Осенний урожай». Изделие. «Овощи из пластилина». 9 Знакомство с профессиями, связанными с земледелием: овощевод. Мастер декоративноприкладногоискусства – мозаичник. 1 Растения. Проект «Осенний урожай». Изделие. «Овощи из пластилина». 2-3 10 1 1 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://uchebnik.mos.ru/catalogue https://uchebnik.mos.ru/catalogue https://resh.edu.ru/subject/8/1/ http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/f112d145-401f-4bdea42d-18e694de3c6b/ResFile.SWF https://www.google.com/url?q=http://igrushka.kz /katnew/nature2.php&sa=D&ust=154117116565 4000 https://uchebnik.mos.ru/catalogue Бумага. Изделие: «Закладка из бумаги». https://resh.edu.ru/subject/8/1/ 11 Кто такой энтомолог? 1 Насекомые. Изделие «Пчелы и соты». 12 Экологическая профессия – зоолог. 1 13 Метапредметная неделя «Новый год у ворот» 1 14 Необычная профессия – стеклодув. Есть такая профессия – животновод. 1 Дикие животные. Проект «Дикие животные». Изделие: Коллаж «Дикие животные» Новый год. Проект «Украшаем класс к новому году». Украшение на окно. Изделие: «Украшение на окно» Домашние животные. Изделие: «Котенок». 16 Строительные профессии. 1 17 1 21 Повар – мастер приготовления блюд. Удивительный мир электричества.Профессия электрик, электрослесарь. Профессии, связанные с обработкой древесины: столяр, мебельщик, плотник. Профессии для тех, кто помогает людям: пожарный, полицейский. Женская профессия – швея. 22 Волшебные спицы вязальщицы 1 23 Знакомьтесь! Профессии – водитель, художник– аэрографист. Профессии людей сферыобслуживания 1 15 18 19 20 24 1 1 Такие разные дома. Изделие: «Домик из веток». Посуда. Проект «Чайный сервиз» Изделия: «чашка», «чайник», «сахарница» Свет в доме. Изделие: «Торшер». https://youtu.be/orfV3LPx-1Y https://iu.ru/video-lessons https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://iu.ru/video-lessons https://iu.ru/video-lessons https://iu.ru/video-lessons https://iu.ru/video-lessons https://iu.ru/video-lessons 1 Мебель. Изделие: «Стул» https://iu.ru/video-lessons 1 Проект «Профессии отважных людей» https://iu.ru/video-lessons 1 Учимся шить. Изделия: «Закладка с вышивкой», «Медвежонок» Одежда Ткань, Нитки. Изделие: «Кукла из ниток» Передвижение по земле Изделие: «Тачка». https://iu.ru/video-lessons Передвижение по земле Изделие: «Тачка». https://iu.ru/video-lessons 1 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://iu.ru/video-lessons 25 26 27 28 29 30 Значимость воды для человека и растений. Экскурсия на станцию юных натуралистов (оранжерея). Метапредметная неделя «Калейдоскоп профессий» Водный транспорт в жизни человека. Профессия – капитан. 1 1 1 Экскурсия на станцию юных техников. Редкая профессия – орнитолог. 1 Смелая и почётная профессия –пилот. 1 1 Человек и вода (3 ч) Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Изделие: «Проращивание семян», https://resh.edu.ru/subject/8/1/ «Уход закомнатными растениями» Питьевая вода. Изделие: «Колодец» Передвижение по воде. Проект: «Речной флот». Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот» Человек и воздух (3 ч) Использование ветра. Изделие: «Вертушка» Полеты птиц. Изделие: «Попугай» Полеты человека. Изделие: «Самолет», «Парашют» 31 Профессия – лингвистпереводчик. 1 Человек и информация (3 ч) Способы общения. 32 Экскурсия в компьютерный класс 1 Компьютер. 33 Итоговое занятие «Все профессии нужны, все профессии важны» 1 Правила движения. Изделие: Составление маршрута безопасного движения от дома до школы. https://iu.ru/video-lessons https://iu.ru/video-lessons https://iu.ru/video-lessons https://iu.ru/video-lessons https://iu.ru/video-lessons https://www.google.com/url?q=https://infourok.r u/videouroki/3882&sa=D&ust=15411711656900 00 https://www.google.com/url?q=https://infourok.r u/videouroki/3876&sa=D&ust=15411711656180 00 Тематическое планирование «Мир профессий» 2 класс Тема занятия № п/п Введение (1 ч) 1 «Я бы в …. пошел, пусть меня научат!» Технология Кол-во часов 1 Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником. Человек и земля (22ч) 2 Агроном 1 Земледелие 4 Гончар. 1 Посуда 5 Флорист. 1 6 Миколог 1 7 Пекарь, кондитер 1 Работа с пластичными материалами (пластилин) Работа с пластичными материалами (тестопластика) Посуда. Работа с пластичными материалами (глина или пластилин) 8 1 11 Художник. Художник хохломскойросписи. Знакомство с профессиями, связанными с родным городом.Металлург. Знакомство с профессиями, связанными с родным городом.Шахтер. Резчик по дереву, игрушечник. 12 Птицевод, акклиматизатор. 1 13 Ветеринар. 1 14 Метапредметная неделя «Новыйгод у ворот» 1 15 Плотник, столяр. 1 16 Печник, каменщик, кровельщик. 1 17 Экскурсия в ателье (виртуальная). 1 В доме. Работа с волокнистыми материалами. Помпон. 18 Вышивальщицы, пряхи. 1 Новый год. Работа с различными материалами. Елочные игрушки из яиц 9 10 1 1 1 Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Аппликационные работы Народные промыслы. Дымка. Работа с пластичными материалами (пластилин) Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами, апплицирование Народные промыслы. Работа с пластичными материалами (пластилин). Рельефные работы Домашние животные и птицы. Человек и лошадь. Работа с картоном. Конструирование Домашние животные и птицы. Работа с природными материалами. Мозаика. Домашние животные и птицы. Работа с бумагой. Конструирование Строительство. Работа с бумагой. Полуобъемная пластика. Д 19 Кружевница. 1 20 Экскурсия в пожарную часть. 1 21 Профессии для тех, кто помогаетлюдям: МЧС, спасатели Профессии для тех, кто помогаетлюдям: скорая помощь, Волшебные спицы вязальщицы 1 Исчезают ли профессии? Эволюция профессий – как меняются условия труда и трудовые обязанности в век прогресса. Человек и вода (3 ч) 25 Рыбак, рыбнадзор 1 22 23 24 1 1 В доме. Внутреннее убранство избы. Работа с пластичными материалами (пластилин, глина). Лепка. В доме. Внутреннее убранство избы. Работа с бумагой. Плетение. Внутреннее убранство избы. Работа с картоном. Конструирование. Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работы. Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Работа с ткаными материалами. Шитье. 1 Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами. Изонить. 26 Метапредметная неделя «Калейдоскоп профессий» 1 Работа с бумагой. Аппликационные работы. 27 Аквариумист. 1 Работа с бумагой и волокнистыми материалами 1 Птица счастья. Работа с бумагой. Складывание. 1 Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирование. Использование ветра. Работа с фольгой. Человек и воздух (3 ч) 28 Экскурсия на станцию юныхтехников. 29 Редкая профессия – орнитолог. Смелая и почётная профессия –пилот. Человек и информация (4 ч) 31 Специалисты в области техносферной безопаснос ти. 30 1 1 Ищем клад. Работа с пластичными материалами (глина). Рельефные работы. Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном 32 Мельник. 1 33 Синоптики. Метеоролог. 1 Способы поиска информации. Поиск информации в Интернете. 34 Итоговое занятие «Все профессиинужны, все профессии важны» 1 Способы поиска информации. Поиск информации в Интернете. Тематическое планирование «Мир профессий» 3 класс Тема № Введение (1 ч) 1 Профессиональная деятельность человека в городской среде. 2 3 Человек и Земля (21 час) Строительные профессии: архитектор, инженер-строитель, прораб. Архитектор живых систем. Эколог. Колво часов Технология 1 Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. Путешествуем по городу 1 Архитектура. Фигура в масштабе. Чтение чертежа. 1 Архитектура. Изделие: модель «Дом». 4 Что мы знаем о телевидении? Телевизионные профессии. 1 Городские постройки. Изделие: модель «телебашня». 5 Ландшафтный дизайнер. 1 Парк. Изделие: «Городской парк». 6 От агронома до ландшафтного дизайнера: кем работать в ботаническом саду? Арборист (древовед). Швейные профессии: модельер, закройщик, портной, швея. 1 Проект «Детская площадка». 1 Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Изделия: стежки. 7 8 9 Швейные профессии: модельер, закройщик, портной, швея. Швейные профессии: вязальщица. 1 Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани Изделия: украшениефартука. Изготовление тканей. Изделие: гобелен. Вязание. Изделие:воздушные петли. Одежда для карнавала. Изделия: «Кавалер», «Дама» Бисероплетение. Изделия:браслет из бисера. 1 11 Швейные профессии: мастер по бисеру. Ученый-ботаник. 12 Зоотехник. 1 13 Микробиолог. 1 Кафе. Изделие: весы. 14 Физиолог, окулист, отоларинголог. 1 15 Дерматолог. Косметолог. 1 16 Повар, кулинар, официант. 1 17 Профессии в области обслуживания. 1 Фруктовый завтрак Изделие: «Фруктовый завтрак». Колпачок – цыпленок. Изделие «Колпачок-цыпленок». Бутерброды. Изделие: бутерброды, «Радуга на шпажке». Салфетница. Изделия: салфетница. 18 Перспективные профессии в области торговли. 1 10 1 Магазин подарков. Изделия: «Солёное тесто», брелок для Дата ключей. 19 Бухгалтер, экономист. 1 20 Про профессии для детей (подготовкак ВПР по окружающему миру) Профессии для тех, кто хочетпомогать людям. 1 1 Автомастерская. Изделие: фургон «Мороженое» Инженер-конструктор, автослесарь. 1 Грузовик. Изделия: модели «грузовик, автомобиль». Человек и вода (4 часа) 23 Инженер-конструктор, автослесарь. 1 Мосты. Изделие: модель «мост». Проект «Водный транспорт». 21 22 24 Профессии, связанные с водой. 1 Золотистая соломка. Изделие: «Золотистаясоломка". Упаковка подарков. Изделие: упаковка для подарков. 25 Ихтиолог. 26 Человек и воздух (3 часа) 2 Проект: «Океанариум». Фонтаны. Изделие: модель «фонтан». Профессии, 1 Зоопарк. Изделие: «Птицы». 1 Вертолетная площадка. Изделие: модель «вертолёт», «Муха». 1 Воздушный шар. Изделие: «Воздушный шар». Изделие: композиция «Клоун». 1 Переплетная мастерская.Изделие: «Переплётные работы». 1 Почта. 1 Кукольный театр. Проект «Готовим спектакль». Афиша. Изделие «Афиша». 27 28 29 связанные с авиацией(лётчик, штурман, авиаконструктор). Профессии, связанные с авиацией(лётчик, штурман, авиаконструктор). Профессии для тех, кто любит космос. Игра-путешествие «Парад планет» Человек и информация (5 часов) 30 Профессии, связанные с печатным делом (печатник, переплётчик, фальцовщик). Экскурсия в типографию. 31 Профессии, связанные с печатным делом (печатник, переплётчик, фальцовщик). Экскурсия в типографию. 32 Модельер-кукольник, художникдекоратор, кукловод. 33 Модельер-кукольник, художникдекоратор, кукловод. 34 Игра-викторина «Мир профессий». 1 1 Тематическое планирование «Мир профессий» 4 класс № Тема Введение 1 Введение в мир профессий. Человек и Земля (21 час) Профессия «слесарь по сборке 2-3 металлоконструкций», «маляр по металлу».Экскурсия в вагонное депо. Колво часов Технология 1 Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. Путешествуем по городу 2 Вагоностроительный завод. Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон. Создание модели из бумаги. Полезные ископаемые. Изделие: «Буровая вышка» Построение чертежа развёртки и сборка. Изделие: «Малахитовая шкатулка». Автомобильный завод. КамАЗ. Кузов грузовика. Изготовление модели автомобиля из конструктора. Монетный двор. Стороны медали. Медаль. Работа с металлизированной бумагой. Фаянсовый завод. Основа для вазы. Ваза. Ознакомление с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Профессия «Буровик», «Нефтяник». 1 5 Профессия. «Наладчик электрооборудования», «Сварщик» 1 6 Профессия «Гравёр», «Штамповщик» 1 7-9 Профессия «Скульптор», «Литейщик гипсовых форм» Экскурсия гончарную мастерскую. г.Всеволодо-Вильва Профессия « Оператор швейного оборудования», «Изготовитель лекал», «Модельер». Экскурсия в Швейное училище» (ателье) 3 2 Швейная фабрика. Швейная фабрика. Изделие: «Прихватка». Создание лекало и выполнение при помощи него разметкидеталей. Профессия « Прессовщик», «Валяльщик», «Затяжник обуви» Экскурсия в пункты по ремонту обуви» Профессия «Столяр-финеровщик», «Станочник» 2 Обувное производство. Модель детской летней обуви. Создание модели обуви из бумаги. 1 Профессия «Технолог-кондитер», «Дражировщик», «Обсыпщик кондитерских изделий». Экскурсия на кондитерскую фабрику. 4 Деревообрабатывающее производство. Изделие: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений» Кондитерская фабрика. «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье». Знакомство с технологией производства шоколада 4 10-11 12-13 14 15-18 Профессия «Сборщик электротехники», «Монтажник радиоэлементов». Экскурсия в эл.мастерскую. 21-22 Профессия «ботаник», «смесовик грунта», «оператор по поливу». Экскурсия в Ботанический сад г.Соликамск Человек и вода (3 ч) Профессия «Машинисты 23 насосных установок». Лаборант химического анализа» , «Монтажник трубопровода» 24-25 Профессия «Такелажник», «Докер», «Швартовщик». Экскурсия в речной порт. 19-20 2 2 Бытовая техника. Изделие: «Настольная лампа». Знакомство с правилами эксплуатации бытовой техники. Тепличное хозяйство. Цветы для школьной клумбы. Знакомство с технологией выращивания растений в теплицах. 1 Водоканал. Изделие: Фильтр для воды. Определение количества расходуемой воды с помощью струемера. 2 Порт. Канатная лестница. Изготовление лестницы с использованием способов крепления морскими узлами. Узелковое плетение. Изделие: «Браслет» 1 Самолетостроение. Самолет. Изготовление модели самолета из конструктора. Ракетостроение. Ракета-носитель. Выполнение модели ракеты из картона, бумаги. Человек и воздух (3 ч) 26 Профессия «Сборщик авиационнойтехники», «Картографы» Профессия «Космонавт», «Инженер по авионике». «Инженер-испытатель» Профессия «Конструктор 28 летательных аппаратов». Экскурсия в Центр детского научно-технического творчества (кружок моделирование) Человек и информация (6 ч) 29 Профессия «Технический редактор», «Корректор». 27 30 Профессия «Редактор», «Верстальщик» 31-32 1 1 Летательный аппарат. Воздушный змей. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. 1 Издательское дело. Создание титульного листа. Изделие: «Титульный лист» Работа с таблицами. Изделие: работа с таблицами Переплётные работы. Изделие: Книга «Дневник путешественника» 1 2 Экскурсия в типографию 33 34 Профессия «Программист». Практическая работа на компьютере». Создание буклета «Профессия моих родителей» 1 Презентация проектов «Профессия моей мечты» 1 Создание содержания книги Итоговый урок. Выставка работ.