РП - мир природы и человека 2 класс (УО (ИН)

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека»
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) вариант 1 на уровне начального общего образования
составлена на основе требований ФГОС для детей с ОВЗ (умственная
отсталость), требований к результатам освоения Примерной адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель обучения: расширение знаний и представлений о живой и
неживой природе; понимание основных взаимосвязей, существующих между
миром природы и человека, наблюдение связей между объектами природы.
Задачи обучения:
 уточнение и расширение представлений об окружающей
действительности;
 расширение естественно-научных знаний;
 развитие навыков устной речи;
 воспитание интереса и бережного отношения к природе;
 формирование положительных нравственных качеств и свойств
личности;
 расширение представлений у обучающихся о взаимосвязи живой и
неживой природы, механизмов приспособления живого мира к условиям
внешней среды на основе наблюдений и простейших опытных действий;
 закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла
на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года;
 формирование представлений о роли и участии воды в жизни живой
природы,изучение воды и ее свойств;
 формирование умения наблюдать природные явления, сравнивать их,
составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и
опытных работ, отмечать фенологические данные;
 расширение знаний обучающихся о природе своего края;
 формирование у обучающихся первоначальных сведений о
природоохранительной деятельности человека, обучение бережному
отношению к природе.
Предмет имеет коррекционную направленность.
Основными направлениями коррекционной работы являются:
1. Сенсомоторное развитие:
 развитие зрительного восприятия и узнавания;
 развитие пространственных представлений;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
 развитие зрительной памяти и внимания;
 развитие слухового внимания и памяти.
2

3. Развитие основных мыслительных операций и речи:
 умение работать со словесной и письменной инструкциями,
алгоритмом;
 обогащение словаря;
 умение планировать деятельность;
 умение систематизировать естествоведческий материал, давать
простейшие объяснения;
 умение видеть и устанавливать логические связи между предметами,
явлениями и событиями.
4. Развитие различных видов мышления:
 развитие наглядно-образного мышления;
 развитие словесно-логического мышления;
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
Содержание программного материала предусматривает знакомство с
объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно
раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и
жизнью человека.
Программа состоит из следующих разделов: «Сезонные изменения»,
«Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Повторение»,
и реализует современный взгляд на обучение естествоведческим
дисциплинам в старших классах «Естествознание» и «География», который
выдвигает на первый план обеспечение:
 полисенсорности восприятия объектов;
 практического взаимодействия обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по
возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде
макетов в специально созданных учебных ситуациях;
 накопления представлений об объектах и явлениях окружающего
мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и
печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе
решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с
другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
 постоянного обращения к уже изученному, систематизации знаний и
накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой,
коммуникативной и учебной деятельности;
 постепенного усложнения содержания предмета: расширение
характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основу всей программы составляет раздел «Сезонные изменения», так
как именно он раскрывает наиболее важные причинно-следственные
зависимости, существующие в мире природы, и способствует уяснению
существенных особенностей жизни растений, животных, человека. Раздел
«Повторение» используется в начале учебного года с целью повторения
3

материала предыдущего периода обучения, в конце года, для обобщения
повторения материала по разделам.
После изложения программного материала в конце каждого класса
определен обязательный базовый уровень знаний. Разграничиваются умения,
которыми обучающиеся могут овладеть и самостоятельно применять в
учебной и практической деятельности (достаточный уровень), и умения,
которые в силу объективных причин не могут быть полностью
сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости
(минимальный уровень).
Учебный предмет «Мир природы и человека» относится к
предметной области «Естествознание» и является обязательной частью
учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по
учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе рассчитана на 34
учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).

4

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Сезонные изменения в природе
Сезонные изменения в неживой природе.
Формирование представлений о смене времен года в связи с
изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.
Названия времен года, знакомство с названиями месяцев.
Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро,
день, вечер, ночь.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой
природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад,
снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи,
капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень.
Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.
Растения и животные в разное время года.
Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время
года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав,
цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами.
Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в
разное время года: лиса, белка, еж. Рыбы зимой.
Труд человека в разное время года.
Работа в саду, огороде. Поведение человека во время грозы, дождя, при
наступлении морозов. Детские игры в природе, предупреждение травм,
несчастных случаев.
Неживая природа
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха,
текучесть.
Первичные представления о температуре, о термометре как приборе
для измерения температуры. Вода горячая, холодная. Значение воды для
жизни растений, животных, человека.
Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.
Живая природа. Растения
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3–4
растения). Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для
жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые,
засухоустойчивые: традесканция и кактус.
Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход
за комнатными растениями. Огород. Овощи (3–5 названий), их признаки.
Особенности произрастания. Овощи в питании человека.
Сад. Фрукты (3–5 названий). Названия и признаки. Особенности
произрастания. Фрукты в питании человека. Растения садов и огородов
данной местности. Уход за растениями сада и огорода.
5

Живая природа. Животные.
Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. Собака – волк.
Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места
обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух,
пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.
Отношение человека к животным. Рыбы (2–3 названия рыб,
распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания,
питание, образ жизни.
Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.
Живая природа. Человек.
Безопасное поведение Гигиена тела человека, закаливание.
Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод,
желудок, кишечник (элементарные представления).
Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.
Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых
отравлений.
Повторение.
Обучение учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе
носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными
предметами. При подборе учебного материала используется разноуровневый
подход к учебным возможностям обучающихся, способствующий наилучшей
социальной адаптации обучающихся в обществе.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» во 2 классе
предусматривает изучение объектов и явлений окружающего мира через
взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным
словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения
учебно-познавательных задач и дает возможность наблюдать связь между
природными явлениями и жизнью человека.
Повышению эффективности усвоения учебного содержания во 2 классе
способствует использование наблюдений, упражнений, практических работ,
игр, экскурсий для расширения и накопления опыта взаимодействия
обучающихся с изучаемыми объектами и явлениями живой и неживой
природы.
С целью повышения эффективности занятий, а также сознательного
усвоения знаний учителям рекомендовано использовать активные методы
обучения: проблемные и частично-поисковые, с помощью которых возможно
активизировать обучающихся. В процессе обучения необходимо
использовать различные игровые ситуации.
В качестве электронных образовательных ресурсов используются
материалы, включенные в
Федеральный перечень
электронных
6

образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
утвержденный приказом Минпросвещения России от 02.08.2022 № 653.

7

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение обучающимися АООП УО (вариант 1), предполагает
достижение имидвух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты:
 адекватные представления о собственных возможностях и
ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении;
 способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам
медицинского сопровождения и создания специальных условий для
пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
 владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
 владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным
рисунком);
 осмысление и дифференциация картины мира, ее временно
пространственной организации;
 осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Предметные результаты
Предметные результаты по учебному предмету «Мир природы и
человека» на конец обучения во 2 классе:
Обучающиеся усвоят следующие представления:
 о простейших свойствах воды, её значении для жизни растений,
животных, человека;
 о растениях сада и огорода, их отличии;
 о разнообразии животного мира, образе жизни и повадках диких и
домашних животных;
 о роли питания в жизни человека;
 о гигиенических правилах;
 о сезонных изменениях в живой и неживой природе и жизни
растений, животных, человека;
 о значении тепла, света в жизни растений и животных.
Предметные результаты освоения АООП УО (вариант 1) включают
освоенные обучающимися знания и умения. АООП УО (вариант 1)
определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный
и достаточный.
Минимальный уровень:
 узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в
естественных условиях, на иллюстрациях;
 правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и
8

неживой природы;
 называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой
группе;
 иметь представление об элементарных правилах безопасного
поведения в природе и обществе;
 знать основные требования к режиму дня обучающегося и понимать
необходимости его выполнения;
 знать основные правила личной гигиены и выполнять их в
повседневной жизни;
 уметь ухаживать за комнатными растениями, кормить зимующих
птиц.
Достаточный уровень
 узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в
естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях;
 иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами,
их месте в окружающем мире;
 относить изученные объекты к определенным группам с учетом
оснований для классификации;
 давать краткую характеристику своего отношения к изученным
объектам;
 правильно и точно называть изученные объекты, явления, их
признаки;
 знать правила гигиены частей тела;
 знать отличительные существенные признаки групп объектов;
 знать о некоторых правилах безопасного поведения в природе и
обществе с учетом возрастных особенностей;
 отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного,
проявлять желание рассказать о предмете изучения;
 уметь соблюдать элементарные санитарно- гигиенические нормы;
 проявлять активность в организации совместной деятельности и
ситуативном общении с обучающимися.

9

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов во время обучения в первом
полугодии второго классе не проводится. Результат продвижения
обучающихся второго класса в развитии определяется на основе анализа их
продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования
учебных и коммуникативных навыков, речи.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием
качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно».
При оценке предметных результатов необходимо принимать во
внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития
обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Предметные
результаты в третьем триместре второго класса выявляются в ходе
выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного
решения: чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем
выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание
оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «отличные».
В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные
обучающимся в ходе выполнения творческих, самостоятельных,
практических работ и тестах, соотносятся с оценками:

«отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65%
заданий;

хорошо» - от 51% до 65% заданий;

«удовлетворительно» (зачѐт) - от 35% до 50% заданий.
Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он дает правильный,
логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в
природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет
применять свои знания на практике.
Оценка «4»
ставится,
если
ответ
обучающегося
в
основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но он
допускает отдельные неточности в изложении фактического материала,
неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении
знаний на практике.
Оценка «3» - ставится, если обучающийся излагает материал с
помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах
наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным
изложением фактического материала и не может применять самостоятельно
знания на практике.
Оценка «2» - не ставится.
1
0

I.
№
п/п

Тема предмета

Колво
часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень

Достаточный уровень

Неживая природа. Долгота дня – 6 часов
1

2

Влияние солнца на смену
времен года
Влияние солнца на смену
времен года (лето, осень, зима,
весна)

3

Сутки: утро, день

1

4

Сутки: вечер ночь

1

5

Долгота дня летом

1

1

1

Рассматривание рисунка
Показ разных времен года на
рисунке. Рассказ о влиянии
солнца на смену времен
года.
Чтение
стиховзакличек.
Ответы
на
вопросы о дате рождения, о
занятиях в разное время
года.
Прослушивание вводного
слова учителя о сутках.
Рассматривание
рисунка
Наблюдения за изменением
положения солнца в течение
суток: утро, день, вечер,
ночь.
Дополнение
предложений. Ответы на
вопросы о занятиях
людей в разное время суток.
Рассматривание рисунков.
Дополнение предложений.
Составление рассказа о
долготе дня и ночи летом.
11

Рассматривают рисунок.
Показывают разные времена
года в естественных условиях
и на рисунке. Читают о
влиянии солнца насмену
времен года. Слушают стихизаклички.
Отвечают
на
вопросы о дате рождения, о
занятиях в разное
время года с помощью
учителя.
Прослушивают вводное слово
учителя
о
сутках.
Рассматривают
рисунок
Наблюдают за изменением
положения солнца в течение
суток: утро, день, вечер, ночь
в естественных условиях.
Дополняют предложения с
помощью учителя.
Отвечают на вопросы о
занятиях в разное время года с
помощью учителя.
Рассматривают рисунок.
Дополняют предложения с по
мощью учителя. Составляют
рассказ о долготе дня и ночи

Рассматривают рисунок.
Показывают разные времена года в
естественных условиях и на рисунке.
Рассказывают о влиянии солнца на
смену времен года. Читают стихизаклички. Отвечают на вопросы о дате
рождения, о занятиях в разное время
года самостоятельно.

Прослушивают вводное слово
учителя о сутках. Рассматривают
рисунок. Наблюдают за изменением
положения солнца в течение суток:
утро, день, вечер, ночь в естественных
условиях на картинках.
Дополняют
предложения
самостоятельно. Отвечают на вопросы
о занятиях в разное время года.

Рассматривают рисунок. Дополняют
предложения. Составляют рассказ о
долготе дня и ночи летом.
Отвечают на вопросы. Объясняют

Ответы на вопросы по теме
урока. Объяснение смысла
пословицы.
6

Долгота дня зимой

1

Рассматривание рисунков.
Дополнение предложений.
Составление рассказа о
долготе дня и ночи зимой.
Ответы на вопросы по теме
урока. Объяснение смысла
пословицы.
Времена года. Осень –

7

Изменения в природе осенью

1

Чтение стихотворения.
Рассматривание картины
Левитана, ответы на
вопросы.
Называние
осенних месяцев.

8

Экскурсия в природу

1

Экскурсия в осенний парк.
Просмотр видео об осени.
Рассматривание.
Составление рассказ.
Ответы на вопросы.

12

летом с опорой на картинки с
помощью учителя. Отвечают
на вопросы с помощью
учителя.
Рассматривают рисунки.
Дополняют предложения с помощью учителя. Составляют
рассказ о долготе дня и ночи
зимой с опорой на картинки с
помощью учителя. Отвечают
на вопросы с помощью
учителя.
7 часов
Рассматривают схемы.
Составляют
рассказ
по
картинкам
с
помощью
учителя. Отвечают на вопросы
с помощью учителя.
Слушают
стихотворение.
Рассматривают
картины
Левитана,
отвечают
на
вопросы. Называют осенние
месяцы по картинкам с
помощью учителя.
Рассматривают листья
деревьев на экскурсии.
Просматривают видео об
осени.

смысл пословицы.

Рассматривают рисунок. Дополняют
предложения. Составляют рассказ о
долготе дня и ночи летом.
Отвечают на вопросы самостоятельно.
Объясняют смысл пословицы.

Рассматривают схемы и поясняют их.
Составляют рассказ по схемам
самостоятельно. Отвечают на вопросы.
Читают стихотворение.
Рассматривают картины Левитана,
отвечают на вопросы. Называют
осенние месяцы самостоятельно.

Рассматривают листья деревьев
на экскурсии. Просматривают видео
об осени. Называют листья деревьев.

9

Растения осенью. Финансовая
1
грамотность.
Остерегайтесь
мошенников

Просмотр видео. Ответы на
вопросы.
Называние
деревьев,
растений,
кустарников, нахождение на
картинке. Рассматривание
рисунка. Соотнесение

13

Просматривают видео.
Отвечают на вопросы с
помощью учителя.
Называют 1-2 дерева,
растения. Находят их на
картинке с помощью учителя.

Просматривают видео. Отвечают на
вопросы. Называют 2-3 дерева,
растения, кустарника. Находят их на
картинке самостоятельно.
Рассматривают рисунок. Соотносят
картинки и названия самостоятельно.

картинок.

10

Животные и птицы осенью

1

11

Перелѐтные птицы

1

12

Занятия людей осенью

1

13

Труд людей осенью. Тест

1

Рассматривание рисунка.
Чтение текста. Ответы на
вопросы о жизни и птиц
животных осенью.

Рассматривают рисунок.
Соотносят
картинки
и
названия с помощью учителя.
Рассматривают рисунок.
Прослушивают
текст.
Отвечают на вопросы о жизни
и птиц животных осенью с
помощью учителя.
Называют 1-2 перелѐтных
птицы на картинке.

Рассматривают рисунок. Читают текст.
Называют 2-3 перелѐтные птицы на
картинке. Отвечают на вопросы о
жизни птиц и животных осенью
самостоятельно.
Называние перелѐтных птиц,
Рассматривают рисунок. Читают текст.
узнавание на картинке.
Называют 2-3 перелѐтные птицы на
Отгадывание загадок.
картинке. Отвечают на вопросы о
жизни птиц и животных осенью
самостоятельно.
Чтение текста.
Слушают текст.
Читают текст. Рассматривают
Рассматривание рисунка.
Рассматривают рисунок
рисунок. Отвечают на вопросы.
Ответы на вопросы.
.Отвечают на вопросы с
Называют 2-3 осенних плода в
Называние осенних плодов
помощью учителя.
натуральном виде и на картинке
по картинкам.
Называют 1-2 осенних плода в Знакомятся с понятием «гербарий».
Знакомство с понятием
натуральном виде, соотносят Читают стихотворение.
«гербарий». Чтение
ихс картинкой. Знакомятся с
стихотворения.
понятием «гербарий».
Слушают стихотворение.
Чтение текста.
Слушают текст.
Читают текст. Рассматривают
Рассматривание рисунка.
Рассматривают рисунок.
рисунок. Отвечают на вопросы.
Ответы на вопросы.
Отвечают на вопросы с
Называют 2-3 осенних плода в
Называние осенних плодов
помощью учителя.
натуральном виде и на картинках.
по картинкам.
Называют 1-2 осенних плода в Знакомятся с понятием «гербарий».
Знакомство с понятием
натуральном виде, соотносят
Читают стихотворение.
«гербарий».
ихс картинкой. Знакомятся с
Чтение стихотворения.
понятием «гербарий».
Слушают стихотворение.
Неживая природа. Вода – 5 часов

14

14

Вода. Свойства воды

1

Просмотр видео.
Проведение опытов с водой
с помощью учителя
Чтение текста.

15

Температура воды. Термометр

1

16
17

Вода в природе
Водоемы

1
1

18

Значение воды

1

19

Время года: зима

1

Просматривают краткое видео. Просматривают краткое видео.
Проводят опыты с водой с
Проводят опыты с водой под
помощью учителя.
руководством учителя.

Слушают текст, отвечают на
вопросы с помощью учителя.
Составление рассказа, как
Отвечают на вопросы учителя,
люди используют горячую как люди используют горячую
воду.
Рассматривание воду. Рассматривают
рисунка.
Пользование рисунок. Учатся пользоваться
термометром с помощью термометром.
Выполняют
учителя.
Знакомство
с практическую
работу
с
термометром. Практическая термометром
с
помощью
работа с термометром.
учителя.
Рассматривание рисунка.
Рассматривают рисунок.
Называние водоемов по
Называют
водоемы
по
картинке. Ответы на
картинке.
Отвечают
на
вопросы учителя.
вопросы с помощью учителя.
Составление рассказа о
Составляют рассказ о водоеме
водоеме.
по картинке и с помощью
наводящих вопросов.
Просмотр видео.
Просматривают краткое
Рассматривание рисунка.
видео.
Рассматривают
Составление рассказа о рисунок. Составляют рассказ
значении воды в природе по о значении воды в природе по
картинкам.
Ответы
на картинкам
с
помощью
вопросы учителя. Чтение наводящих
вопросов
и
текста.
опорных картинок. Отвечают
на вопросы с помощью
учителя. Слушают текст.
Времена года. Зима – 8 часов
Просмотр видео.
Просматривают видео.

15

Читают текст, отвечают на вопросы.
Составляют рассказ, как люди
используют
горячую
воду
самостоятельно.
Рассматривают
рисунок. Пользуются термометром
под руководством учителя.
Выполняют практическую работу с
термометром под руководством
учителя.
Рассматривают рисунок.
Называют водоемы по памяти и по
картинке. Отвечают на вопросы
самостоятельно. Составляют рассказ о
водоеме
с
помощью
опорных
картинок.
Просматривают краткое видео.
Рассматривают рисунок. Составляют
рассказ о значении воды в природе с
помощью опорных картинок.
Отвечают на вопросы самостоятельно.
Читают текст.

Просматривают видео. Рассматривают

20

Признаки зимы. Названия
зимних
месяцев.
Финансовая грамотность.
Сколько стоит автомобиль

1

Рассматривание
рисунка.
Называние признаков зимы.
Повторение
названий
зимних месяцев.
Работа с опорными словами.
Знакомство и объяснение
смысла пословицы. Чтение

Рассматривают
рисунок.
Называют 1-2 признака зимы
в естественных условиях и по
картинке.
Повторяют
названия зимних месяцев по
картинке с помощью учителя.
Составляют словосочетания и

стихотворения.

предложения по опорным
словам.
Слушают
стихотворение. Отвечают на
вопросы с помощьюучителя.
Наблюдают за растениями
зимой
в
естественных
условиях. Кормят птиц в
кормушках
с
помощью
учителя. Слушают рассказ
учителя. Отвечают на вопросы
с помощью учителя.
Рассматривают иллюстрации.
Читают
часть
рассказа.
Описывают животное по
картинке с помощью учителя.
Отгадывают животное по
описанию. Называют 2-3
диких животных. Отвечают на
вопросы с помощью учителя.
Прослушивают вводное слово

21
22

Природа зимой
Экскурсия в природу

1
1

Экскурсия в зимний парк.
Подкормка
птиц
в
кормушках.
Слушание
рассказа учителя. Ответы на
вопросы.

23
24

Растения зимой
Животные зимой

1
1

Рассматривание
иллюстраций. Отгадывание
загадки. Чтение рассказа.
Описание животного по
плану.
Отгадывание
животного по описанию.
Называние диких животных.

25

Занятия людей зимой

1

Прослушивание вводного

16

рисунок. Называют 3-4 признака зимы
по картинке. Повторяют названия
зимнихмесяцев.
Составляют
предложения по опорным словам.
Объясняют смысл пословицы.Читают
стихотворение.
Отвечают на вопросы самостоятельно.

Наблюдают за растениями зимой в
естественных условиях. Кормят птиц в
кормушках самостоятельно.
Слушают рассказ учителя. Отвечают
на вопросы самостоятельно.
Рассматривают иллюстрации. Читают
рассказ. Описывают животное по
плану самостоятельно.
Отгадывают животное по описанию.
Называют 3-4 диких животных.
Отвечают на вопросы самостоятельно.
Прослушивают вводное слово учителя.

26

27

Труд людей зимой

Растения. Части растений

1

1

словаучителя.
Рассматривание рисунков.
Называние зимней одежды
по рисунку. Называние
видов деятельности людей
зимой. Рассказ об играх
детей зимой. Просмотр
сказки «Два Мороза».
Ответы на вопросы по
рисунку.
Рисование
в
рабочей тетради снежинки.
Правила безопасности зимой
(гололед, сосульки с крыш).

учителя.
Рассматривают
иллюстрации. Называют 2-3
предмета зимней одежды по
рисунку. Называют 2-3 вида
деятельности людей, игры
детей зимой по картинке.
Просматривают сказку «Два
Мороза». Отвечают на
вопросы с помощьюучителя
по результатам просмотра.
Срисовывают
в
рабочую
тетрадь снежинку по образцу.
Прослушивают правила
безопасности зимой (как вести
себя в гололед, какую

опасность представляют
сосульки).
Живая природа. Растения – 4 часа
Рассматривание
Рассматривают изображения
изображения
растений. растений. Называют части
Называние по картинке растений в натуральном виде
частей растений. Чтение с помощью учителя. Читают
текста. Ответы на вопросы с часть текста. Отвечают на
опорой на рисунки.
вопросы с опорой на рисунки.
Работа с опорными словами. Составляют словосочетания и
Заучивание стихотворения.
предложения по опорным
словам.Читают
стихотворение.

17

Рассматривают
иллюстрации.
Называют 3-4 предмета зимней
одежды.
Называют
3-4
вида
деятельности людей зимой.
Рассказывают об играх детей зимой.
Просматривают сказку «ДваМороза».
Отвечают на вопросы самостоятельно
по результатам просмотра. Рисуют в
рабочей тетради снежинки.
Прослушивают и дополняют правила
безопасности
зимой
(гололед,
сосульки с крыш).

Рассматривают изображения растений.
Называют
части
растений
в
натуральном виде и на картинке.
Читают текст. Отвечают на вопросы
самостоятельно.
Составляют
предложения по опорным словам.
Читают и заучивают стихотворение.

28

Жизнь растений. Комнатные
растения. Тест

1

Рассматривание картинки.
Чтение текста. Сравнение
рисунков. Проговаривание
правил ухода за комнатными
растениями.
Ответы
на
вопросы
с
опорой
на
картинки.

29

Огород. Овощи

1

Описание овощей с опорой
на рисунок. Называние
овощей, их признаков.
Рассматривание схемы,
нахождение знакомых
овощей. Чтение текста
Отгадывание
загадок.
Чтение стихотворения.
Перечисление любимых
овощей. Проговаривание
рецепта салата.Рисование
овощей в тетрадь. Ответы на
вопросы.

18

Рассматривают картинки.
Читают часть текста.
Сравнивают рисунки.
Проговаривают
правила
ухода
за
комнатными
растениями в естественных
условиях с помощью учителя.
Отвечают на вопросы с
опорой на картинки с
помощью
наводящих
вопросов.
Рассматривают изображения
овощей. Описывают овощи по
рисунку спомощью учителя.
Называют 2-3 овоща.
Рассматривают схемы,
находят знакомые овощи.
Читают часть текста.
Слушают
стихотворение.
Перечисляют
любимые
овощи. Слушают рецепт
салата. Раскрашивают овощи
в тетради. Отвечают на
вопросы с опорой на картинки
с помощью учителя.

Рассматривают картинки. Читают
текст. Сравнивают рисунки и
называют различия. Проговаривают
правила ухода за комнатными
растениями с опорой на картинки.
Отвечают на вопросы самостоятельно.

Рассматривают изображения овощей.
Описывают
овощи
по
схеме.
Называют 3-5 овощей. Рассматривают
схемы, находят знакомые овощи.
Читают текст вслух. Читают вслух
стихотворение.
Перечисляют
любимые овощи. Читают и повторяют
рецепт салата. Рисуют овощи в
тетради. Отвечают на вопросы
самостоятельно.

30

Сад. Фрукты.

1

31
32

Домашние животные
Дикие животные

1
1

33
34

Породы животных
1
Сходство и различие животных 1

Описание фруктов с опорой
на рисунок. Называние
фруктов, их признаков.
Рассматривание схемы,
нахождение знакомых
фруктов. Чтение текста.
Отгадывание загадок.
Чтение
стихотворения.
Перечисление
любимых
фруктов. Проговаривание
рецепта салата. Рисование
фруктов в тетрадь. Ответы
на вопросы.

Рассматривают изображения
фруктов. Описывают фрукты
по рисунку с помощью
учителя.
Называют
2-3
фрукта.
Рассматривают
схемы, находят знакомые
фрукты.
Читают
часть
текста.
Слушают
стихотворение. Перечисляют
любимые фрукты. Слушают
рецепт салата. Раскрашивают
фрукты в тетради. Отвечают
на вопросы с опорой на
картинки с помощью учителя.
Живая природа. Животные - 8 часов
Сравнение домашних и
Сравнивают домашних и
диких
животных
по диких животных по картинке
картинке. Рассматривание с помощью учителя.
рисунков.
Составление Рассматривают рисунки.
рассказа о домашних и Составляют краткий рассказ о
диких животных. Ответы на домашних и диких животных
вопросы.
Сравнение с
помощью
наводящих
домашних
и
диких вопросов. Отвечают на
животных по картинке.
вопросы с опорой на картинки
с помощью учителя.
Рассматривание
Рассматривают изображения
изображения животных.
животных.
Сравнивают
Сравнение домашнего и
домашнее и дикое животное с
дикого животного.
помощью учителя:кошка –
Ответы
на
вопросы.
рысь, собака – волк. Отвечают
Рисование
животного.
на вопросы с опорой на
Чтение текста Составление
картинки. Раскрашивают

19

Рассматривают изображения фруктов.
Описывают фрукты по схеме.
Называют 3-5 фруктов. Рассматривают
схемы, находят знакомые фрукты.
Читают текст вслух. Читают вслух
стихотворение.
Перечисляют
любимые фрукты. Читают и
повторяют рецепт салата. Рисуют
фрукты в тетради. Отвечают на
вопросы самостоятельно.

Сравнивают домашних и диких
животных
по
картинке.
Рассматривают рисунки. Составляют
рассказ о домашних и диких
животных. Отвечают на вопросы
самостоятельно.

Рассматривают изображения
животных. Сравнивают домашнее и
дикое животное: кошка – рысь, собака
– волк по представлению.
Отвечают на вопросы самостоятельно.
Рисуют животное в тетради. Читают
текст. Составляют рассказ по картине.

рассказа.Отгадывание
загадки. Ознакомление с
правилами ухода за
домашним питомцем.
Составление рассказа по
рисунку.

35
36
37

Рыбы
Рыбы озерные
Рыбы речные

1
1
1

Рассматривание
изображения
рыбы.
Нахождение частей тела
рыбы. Ответы на вопросы.
Чтение текста. Ответы на
вопросы.
Составление
рассказа по схеме. Просмотр
видео об аквариуме.
Рисование аквариума с
рыбой.

38

Насекомые

1

Нахождение частей тела
насекомых. Чтение текста
Ответы на вопросы.
Составление рассказа по
схеме. Просмотр видео о
насекомых.

39

Сезонные изменения в природе
весной
Экскурсия в природу

1

40

1

животное.Читают часть
текста.
Составляют
предложение
поопорным
словам. Слушают правила
ухода за домашним питомцем.
Составляют краткий рассказ
по рисунку с помощью
учителя.
Рассматривают рисунки.
Находят части тела рыбы на
картинке.
Отвечают
на
вопросы с опорой на картинки
и с помощью учителя.
Читают
часть
текста.
Рассматривают схемы.
Составляют предложение по
схеме. Просматривают видео
об аквариуме. Срисовывают
аквариум.
Рассматривают рисунки.
Находят части тела насекомых
на картинке. Отвечают на
вопросы с опорой на картинки
и с помощью учителя.
Читают часть текста.
Рассматривают схемы.
Составляют предложение по
схеме. Просматривают видео
о насекомых. Раскрашивают
насекомых.

Времена года. Весна - 10 часов
Экскурсия в весенний парк.
Наблюдают за признаками
Наблюдение за набуханием
весны, за набуханием почек на
почек на ветках (опыт).
ветках. Определяют время
20

Читают правила ухода за домашним
питомцем.

Рассматривают рисунки. Находят и
называют части тела рыбы на
картинке. Отвечают на вопросы
самостоятельно.
Читают
текст.
Рассматривают схемы. Составляют
рассказ по схеме. Просматривают
видео об аквариуме. Рисуют аквариум
с рыбой.

Рассматривают рисунки. Находят и
называют части тела насекомых на
картинке. Отвечают на вопросы
самостоятельно. Читают текст.
Рассматривают схемы. Составляют
рассказ по схеме. Просматривают
видео
о
насекомых.
Рисуют
насекомых.

Наблюдают за признаками весны, за
набуханием почек на ветках.
Определяют время года. Называют по

41
42

Растения весной
Растения весной. Первоцветы

1
1

43
44

Животные весной
Животные весной. Образ
жизни. Питание
Птицы весной
Птицы весной. Перелетные и
оседлые

1
1

45
46

1
1

Определение времени года.
Называние признаков весны
(потепление, таяние снега,
ручьи, капель, лужи). Работа
по схемам. Закрепление
правил поведения весной.
Составление рассказа по
рисункам об основных
приметах весны. Названия
весенних месяцев.
Наблюдение за молодой
листвой
на
деревьях.
Показ объектов природы на
рисунках,
ответы
на
вопросы. Составление
рассказа о цветении березы и
тополя.
Нахождение
и
называние распустившихся
цветов. Заучивание
заклички. Составление
рассказа о приходе весны по
картинке.

года в естественных условиях.
Называют 2-3 признака весны
с опорой на картинки и с
помощьюучителя. Слушают
правила поведения в природе
весной.
Составляют
предложение по рисункам об
основных приметах весны.
Называют весенние месяцы по
картинкам.
Наблюдают за молодой
листвой
на
деревьях.
Рассматривают и показывают
объекты природы весной на
рисунках. Отвечают на
вопросы
с
опорой
на
картинки.
Составляют
предложение о цветении
березы и тополя с помощью
учителя. Находят и называют
2-3 весенних цветка.
Слушают
стихотворениезакличку.
Составляют
предложения о приходе весны
по картинке.
Чтение текста.
Читают часть текста.
Рассматривание
рисунка. Рассматривают
рисунок.
Показ животных и птиц на Показывают 2-3 животных и
рисунке. Просмотр видео. птиц на рисунке.
Ответы на вопросы.
Просматривают видео.
Составление рассказа о Отвечают на вопросы с
жизни животных и птиц опорой на картинки.
весной. Называние оседлых Составляют предложение о
и перелетных птиц, их образ жизни животных и птиц
жизни, питание.
весной по картинке с
21

схемам 3-4 признака весны. Читают и
запоминают правила поведения в
природе весной. Составляют рассказ
по рисункам об основных приметах
весны. Называют весенние месяцы.

Наблюдают за молодой листвой на
деревьях. Показывают и называют
объекты природы весной на рисунках.
Отвечают на вопросы. Составляют
рассказ о цветении березы и тополя.
Находят и называют 3-4 весенних
цветка. Заучивают закличку.
Составляют рассказ о приходе весны
по картинке.

Читают текст. Рассматривают
рисунок. Показывают 3-4 животных и
птиц на рисунке. Просматривают
видео. Отвечают на вопросы.
Составляют рассказ о жизни
животных и птиц весной с опорой на
картинку самостоятельно.

47
48

Занятия людей весной
Труд людей весной. Тест

49

Гигиена тела человека.
1
Финансовая грамотность. Зачем
семье сбережения

50
51

Закаливание
Гигиена тела человека.
Закаливание

1
1

52
53

Питание человека
Органы пищеварения

1
1

54

Пища человека. Правильное
питание

1

1
1

помощью учителя.
Рассматривают рисунок.
Читают часть текста
Отвечают на вопросы с
опорой на картинки.
Читают часть стихотворения.
Составляют предложение о
занятиях людей весной по
картинке спомощью учителя.
Прослушивают
правила
безопасности на водоемах
весной.
Живая природа. Человек – 11часов
Чтение текста.
Рассматривают рисунок.
Рассматривание рисунка.
Читают часть текста.
Ответы на вопросы.
Отвечают на вопросы с
Составление рассказа о
опорой на картинки.
пользе закаливания по
Составляют предложение о
картинкам. Разучивание
пользе
закаливания
по
комплекса
утренней
картинке спомощью учителя.
гимнастики.
Разучивают
комплекс
утренней гимнастики (2-3
упражнения).
Рассматривание рисунка.
Рассматривают рисунок.
Нахождение и называние на Находят и называют на
картинке
органов картинке органы пищеварения
пищеварения человека.
человека с помощью учителя.
Чтение текста. Ответы на
Читают часть текста.
вопросы. Выбор полезных
Отвечают на вопросы с
продуктов по рисунку.
опорой на картинки.
Выбирают 1-2 полезных
продукта по рисунку.
Рассматривание рисунка.
Рассматривают рисунок.
Называние принципов
Называют
основы
правильного питания.
правильного питания.
Рассматривание рисунка.
Чтение текста. Ответы на
вопросы.
Чтение
стихотворения. Рассказ о
занятиях людей весной.
Проговаривание правил
безопасности на водоемах
весной.

22

Рассматривают рисунок.Читают текст.
Отвечают на вопросы. Читают
стихотворение. Составляют рассказ о
занятиях людей весной по картинке.
Зачитывают и проговаривают правила
безопасности на водоемах весной.

Рассматривают рисунок. Читают текст.
Отвечают на вопросы. Составляют
рассказ о пользе закаливания с опорой
на картинки. Разучивают комплекс
утренней
гимнастики
(3-4
упражнения).

Рассматривают рисунок. Находят и
называют
органы
пищеварения
человека по схеме. Читают текст.
Отвечают на вопросы. Выбирают 2-3
полезных продукта.

Рассматривают рисунок
Называют принципы правиль ного
питания. Выбирают меню на день с

Выбор меню на день.
Запись в тетрадь главных
правил правильного питания.
Составление рассказа о
пользе фруктов и овощей.

55

Профилактика пищевых
отравлений

1

Прослушивание вводного
слова
учителя.
Рассматривание рисунков.
Проговаривание основных
правил
профилактики
пищевых отравлений.
Составление рассказа по
рисунку.
Чтение
стихотворения.

56

Первая помощь при пищевых
отравлениях

1

Прослушивание вводного
слова
учителя.
Рассматривание рисунков.
Проговаривание основных
правил
профилактики
пищевых отравлений.
Оказание первой помощи
при пищевых отравлениях.

57

Органы человека: сердце

1

Рассматривание рисунка.
Нахождение и называние на
картинке сердце человека.
Чтение текста. Ответы на
вопросы.
Выбор полезных и вредных
привычек для сердца по
рисунку.
23

Выбирают меню на день с
помощью учителя.
Составляют предложение о
пользе фруктов и овощей с
опорой на картинку.
Отвечают на вопросы с
опорой на картинки.
Прослушивают вводное слово
учителя. Рассматривают
рисунки. Проговаривают
основные
правила
профилактики пищевых
отравлений по картинке.
Составляют предложение по
рисунку.
Читают
часть
стихотворения. Отвечают на
вопросы с опорой на
картинки.
Прослушивают вводное слово
учителя. Рассматривают
рисунки. Проговаривают
основные
правила
профилактики пищевых
отравлений по картинке.
Составляют предложение по
рисунку. Знают первые
признаки отравления.
Рассматривают рисунок
Находят и называют на
картинкесердце человека с
помощью учителя. Читают
часть текста. Отвечают на
вопросы с опорой на
картинки.
Выбирают 1-2 полезные и

помощью учителя. Составляют
рассказ о пользе овощей и фруктов.
Отвечают на вопросы.

Прослушивают вводное слово учителя.
Рассматривают
рисунки.
Проговаривают основные правила
профилактики пищевых отравлений.
Составляют рассказ по рисунку
Читают стихотворение. Отвечают на
вопросы.

Прослушивают вводное слово учителя.
Рассматривают
рисунки.
Проговаривают основные правила
профилактики пищевых отравлений.
Составляют рассказ по рисунку.
Знают первые признаки отравления.

Рассматривают рисунок. Находят и
называют сердце человека по схеме.
Читают текст. Отвечают на вопросы.
Выбирают 2-3 полезные и вредные
привычки самостоятельно.

58

59

Здоровый образ жизни.
1
Правила поведения на улице, в
общественных местах
Правила поведения человека в 1
природе. Контрольный тест
«Живая и неживая природа»

1

61

Анализ контрольного теста.
Работа
над
ошибками.
Изменения в природе летом
Экскурсия в природу

62

Растения летом

1

60

1

вредные привычки по
рисунку.
Прослушивают вводное слово
учителя.
Рассматривают
рисунки.
Проговаривают
основные правила здорового
образа жизни и безопасного
поведения на улице и в
общественных местах. Читают
часть текста. Отвечают на
вопросы с опорой на
картинки.

Прослушивание вводного
слова учителя. Нахождение
и называние на картинке
правил здорового образа
жизни и безопасного
поведения на улице и в
общественных местах.
Чтение текста. Ответы на
вопросы. Проверка знаний
обучающихся по темам
изученного курса.
Времена год. Лето – 9 часов
Просмотр видео.
Просматривают видео.
Рассматривание рисунков.
Рассматривают
рисунки.
Называние летних месяцев.
Называют летние месяцы по
Называние признаков лета.
календарю. Называют 1-2
Чтение текста. Ответы на
признака лета по картинке.
вопросы.
Составление
Читают часть текста.
рассказа об изменениях в
Отвечают на вопросы с
природе летом.
опорой на картинки.
Составляют предложения об
изменениях в природе летом
по картинке.
Рассматривание рисунков.
Рассматривают рисунки.
Чтение текста, запоминание
Читают
часть
текста,
названия ягод, цветов.
называют 2-3 ягоды, цветка
Составление
рассказа.
Отвечают на вопросы с
Рисование рисунка о
опорой на картинки.
правилах поведения в лесу.
Составляют предложение.
Рассматривание рисунка,
Раскрашивают рисунок о
составление
по
нему
правилах поведения в лесу.
рассказа о летнем лесе.
Рассматривают рисунок.
Составляют по нему
24

Прослушивают вводное слово учителя.
Рассматривают
рисунки.
Проговаривают основные правила
здорового образа жизни и безопасного
поведения на улице и в общественных
местах. Читают текст. Отвечают на
вопросы.

Просматривают видео. Рассматривают
рисунки. Называют летние месяцы
самостоятельно.
Называют
2-3
признака лета в натуральном виде в
естественных условиях. Читают текст.
Отвечают на вопросы. Составляют
рассказ об изменениях в природе.

Рассматривают рисунки. Читают
текст. Называют 3-4 ягоды, цветка.
Отвечают на вопросы. Составляют
рассказ. Рисуют рисунок о правилах
поведения в лесу. Рассматривают
рисунок. Составляют по нему рассказ
о летнем лесе.

63
64

Животные летом
Животные летом. Финансовая
грамотность. Для чего нужны
деньги

1
1

Рассматривание рисунка.
Запоминание и называние
детенышей. Определение по
рисунку способа питания и
места проживания
животных. Рассматривание и
называние
опасных
насекомых.
Слушание
текста, ответы на вопросы.

65
66
67
68

Занятия людей летом
Труд людей летом
Безопасные летние каникулы
Правила поведения на водоемах

1
1
1
1

Называние летней одежды.
Составление
рассказа.
Рассматривание рисунка.
Составление рассказа о
своих любимых занятиях во
время прогулок летом.
Повторение
правил
безопасности в летние
каникулы.
Называние
основных правил поведения
на водоемах.

25

предложение о летнем лесе.
Рассматривают рисунки
Запоминают и называют 2-3
детеныша животных.
Определяют по рисунку
способ питания и место
проживания
животных.
Рассматривают
опасных
насекомых на картинке.
Слушают текст. Отвечают на
вопросы
с
опорой
на
картинки.
Показывают и называют и 2-3
предмета летней одежды.
Составляют предложение с
опорой на картинки.
Слушают объяснение, почему
летом и зимой обязательно
носить головной убор,
отвечают на вопросы.
Рассматривают рисунок.
Составляют предложение о
своих любимых занятиях во
время прогулок летом по
картинке с помощью учителя.
Повторяют
1-2
правила
безопасности
в
летние
каникулы. Знают 1-2 правила
безопасного поведения на
водоемах.

Рассматривают рисунки.
Запоминают и называют 3-4 детеныша
животных.
Определяют
способы
питания
и
места
проживания
животных. Рассматривают и называют
опасных насекомых на картинке.
Читают текст. Отвечают на вопросы.

Называют и показывают 3-4 предмета
летней одежды. Составляют рассказ.
Объясняют, почему летом и зимой
обязательно носить головной убор.
Рассматривают рисунок. Составляют
рассказ о своих любимых занятиях во
время прогулок летом. Повторяют 2-3
правила безопасности в летние
каникулы.
Знают
2-3
правила
безопасного поведения на водоемах.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».