РП - изобразительное искусство 2 класс (УО (ИН)

Пояснительная записка
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 на
уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС
для детей с ОВЗ (умственная отсталость), требований к результатам освоения
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Основная цель: создать условия для существенного воздействия на
интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы обучающихся с
интеллектуальными нарушениями.
Изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности
обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению
видеть прекрасное в жизни и искусстве. Формирование элементарных знаний
об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков
изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации). Развитие
зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его
положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке,
аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими
навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
 способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности
школьников путём систематического и целенаправленного воспитания и
развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета
предметов, их положения в пространстве;
 содействовать у обучающихся аналитико-синтетической деятельности,
умения сравнивать, обобщать;
 исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительнодвигательную координацию путём использования вариативных и многократно
повторяющихся графических действий с применением разнообразного
изобразительного материала;
 вырабатывать элементарные основы реалистического рисунка,
формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
 формировать элементарные знаний о видах и жанрах изобразительного
искусства искусствах;
 расширять художественно-эстетический кругозор;
 обучать изобразительным техникам и приёмам с использованием
различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе
экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;
 обучать разным видам изобразительной деятельности (рисованию,
аппликации, лепке);
 обучать правилам и законам композиции, цветоведения, построения
орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности;
2

 воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к
отдельным произведениям изобразительного декоративно-прикладного и
народного искусства, художественный вкус, интерес и любовь к
изобразительной деятельности;
 раскрыть значение изобразительного искусства в жизни человека;
 воспитывать умения согласованно и продуктивно работать в группах,
выполняя определенный этап работы для получения результата общей
изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная
аппликация»).
Формы организации учебных занятий
Обучение осуществляется на специально выделенных уроках по
изобразительному искусству.
Основная
форма
организации
учебных
занятий
–
урок.
Продолжительность урока со 2 по 4 классы составляет 40 минут.
Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальная;
групповая; парная; индивидуальная.
Общее число часов, отведённых на изучение изобразительного искусства
во 2 классе, составляет 34 часа (1 час в неделю).
Видами организации учебного процесса по изобразительному искусству
являются: урок, экскурсии, практические занятия, самостоятельная работа.
Методы обучения: словесные, практические.
Методы стимулирования: словесные, сюрпризные моменты.
Основные технологии: личностно-ориентированные, информационнокоммуникативные, здоровьесберегающие, разноуровневые.
Виды деятельности: урок рисование с натуры, декоративное рисование,
рисование на темы, беседы об искусстве игры, показ, индивидуальная работа.

3

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание программы отражено в следующих разделах: «Обучение
композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать
форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета
предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение
восприятию произведений искусства»
Обучение композиционной деятельности
Закрепление умения размещать рисунок (в аппликации 2–3 готовых
вырезанных изображения или силуэта) на изобразительной плоскости.
Продолжение работы над понятиями «середина листа», «край листа» (верхний,
нижний, левый, правый).
Закрепление: умения учитывать расположение листа бумаги
(горизонтальное и вертикальное) в зависимости от содержания рисунка или
особенностей формы изображаемого предмета, размер рисунка в зависимости
от формата листа; наряду со словесной речью учитель использует жесты,
характеризующие направление, протяжённость, подчёркивающие размер
предметов.
Обучение детей способам построения рисунка (многопредметное и
фризовое построение). Обращение внимания на смысловые связи в рисунке, на
возможные варианты объединения предметов в группы по смыслу.
Вырезание силуэтов предметов симметричной формы из бумаги,
сложенной вдвое.
Составление узора в полосе с соблюдением чередования формы и цвета
его элементов.
Формирование умений планировать деятельность (в лепке, в процессе
работы над аппликацией, при рисовании с натуры, в декоративной работе).
Выделение этапов очерёдности.
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию
Формирование у обучающихся умения проводить сначала с помощью
опорных точек, затем от руки волнистые, ломаные линии в разных
направлениях, а также вертикальные, горизонтальные и наклонные прямые
линии (возможно использование приёма дорисовывания).
Обучение приёмам изображения с помощью опорных точек, а затем от
руки геометрических форм: эталоны круга, квадрата, прямоугольника,
треугольника, овала. Использование приёма «дорисовывание изображения».
Развитие умения анализировать форму предметов. Формирование
представлений и способов изображения различных деревьев: береза, ель, сосна.
Формирование представления и развитие умения изображать человека в
статической позе: человек стоит.
Развитие умения рисовать жилые дома городского типа (с
использованием приёма сравнения).
4

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения
передавать его в живописи
Обучение приёмам составления зелёного, оранжевого, фиолетового,
коричневого цветов в работе с акварелью. Совершенствование умений узнавать
и называть локальный цвет предмета.
Совершенствование умения работать цветными карандашами и краской
(гуашью). Обучение приёмам работы акварельными красками (умение
разводить краску на палитре, покрывать поверхность бумаги краской, работая
влажной кистью, и т.д.). Закрепление приёма работы с акварелью «примакивание».
Обучение восприятию произведений искусства
Беседа по плану:
1. Кто написал картину?
2. Что изображено на картине?
3. Нравится ли вам картина? Объясни почему.
4. Какое настроение (грустное, весёлое, спокойное) создаёт эта картина?
Для демонстрации рекомендуется использовать произведения живописи и
книжной графики: картины И. Левитана, А. Саврасова, И. Шишкина,
иллюстрации к сказкам Ю. Васнецова, В. Конашевича, Е. Рачёва и др.,
доступные пониманию учащихся (по выбору учителя).
Занятия проводятся в форме классно-урочной системы. Практическая
изобразительная деятельность обучающихся по обработке и оформлению
собственных работ может осуществляться также и во внеурочное время.
Программой предусматриваются следующие виды работы:
 рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование
по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и
заданную тему; декоративное рисование.
 лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с
натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка
декоративной композиции;
 выполнение плоскостной и полуобъёмной аппликаций (без фиксации
деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с
фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и
клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение
предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
 проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций
картин художников, книжных иллюстраций, картинок, произведений народного
и декоративно-прикладного искусства.

5

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

ПРОГРАММЫ

ПО

Освоение обучающимися с лёгкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями) программы по изобразительному искусству
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и
предметных.
Личностные
результаты
включают
овладение
обучающимися
жизненными
компетенциями, необходимыми им для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие
социальных отношений обучающихся в различных средах.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися
содержанием предмета и характеризуют достижения обучающегося в усвоении
знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования ― введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
культуру, овладение ими социокультурным опытом.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты обучения в связи с усвоением учебной
программы по изобразительному искусству:
 положительное отношение и интерес к занятиям по изобразительной
деятельности;
 понимание красоты в окружающей действительности и возникновение
эмоциональной реакции («красиво» / «некрасиво»);
 оценка собственных возможностей и формируемых умений по
передаче свойств объектов и явлений окружающего мира, а также отражению
собственных впечатлений с помощью изобразительной деятельности;
 умение выражать своё отношение к результатам собственной и
чужой творческой деятельности («нравится» / «не нравится»);
 развитие эстетических потребностей и чувств, проявление чувства
радости от восприятия красоты окружающей действительности;
 проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи;
 проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому
творчеству;
 стремление к сотрудничеству в творческой деятельности;
 привычка к организованности, порядку, аккуратности;
 овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;
 овладение элементарными навыками коммуникации и принятыми
нормами социального взаимодействия;
6

 элементарные представления о социальном окружении, своего места в
нем;
 установка на дальнейшее формирование умений в изобразительной
и творческой деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Посредством занятий изобразительной деятельностью обучающиеся
достигают следующих результатов:
 развитие представлений о роли изобразительного искусства в жизни
человека; овладение практическими умениями и навыками в восприятии
произведений искусства;
 развитие интереса к изобразительному искусству и изобразительной
деятельности, потребности в художественном творчестве;
 овладение элементарными практическими умениями и навыками
изобразительной деятельности;
 формирование понятий и представлений по изучаемым темам,
овладение тематической и терминологической лексикой, используемой при
изобразительной деятельности и обсуждении предметов искусства и народного
творчества.
Требования к умениям и навыкам к концу обучения во 2 классе
Обучающиеся освоят:
 элементарные сведения о работе художника, скульптора,
декоратора, полученные во 2 классе;
 основные требования к композиции изображения (рисунке,
аппликации) на листе бумаги, расположенном горизонтально или
вертикально;
 характерные внешние признаки объектов, передаваемых в лепке,
рисунке, аппликации;
 правила организации рабочего пространства при осуществлении
изобразительной деятельности;
 приёмы работы с пластилином, красками, бумагой и ножницами;
 речевой
материал, изучавшийся в связи с обучением
изобразительной деятельности во 2 классе (в том числе названия
изготавливаемых объектов, их частей, характеристика свойств,
соотношений и взаиморасположения объектов и отдельных
элементов, названия материалов, инструментов и описание
действий с ними).
Обучающиеся научатся:
 наблюдать объекты и явления окружающего природного и
социального мира, рассматривать образцы художественного
творчества и мастерства;
 передавать собственные наблюдения и впечатления через
изобразительную деятельность (в лепке, рисунке, аппликации);
7


















организовывать своё рабочее место с учётом вида предстоящей
изобразительной деятельности;
ориентироваться на плоскости листа, оперировать понятиями и
словарём, передающими пространственное расположение объектов
на изобразительной поверхности;
проводить прямые и волнистые линии карандашом (фломастером,
мелком, кистью) в заданном направлении, не поворачивая листа;
рисовать сразу кистью или фломастером; рисовать от руки
предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
использовать в работе шаблоны и заготовки по заданию учителя;
повторять и воспроизводить действия учителя при работе над
аппликацией, лепке, рисовании;
изображать знакомые предметы с помощью шаблонов, по точкам и
самостоятельно;
изображать объекты окружающего мира (деревья, дома), передавая
отличительные признаки, учитывая строение;
передавать фигуру и позу человека в лепке и рисунке;
различать названия и оттенки цветов, смешивать краски (при
работе с гуашью), получая составные цвета;
выполнять работу с опорой на определённую последовательность
действий (под руководством учителя или по заданиям,
предложенным в учебнике);
действовать самостоятельно при выполнении знакомых операций и
по аналогии;
выполнять узоры в полосе, круге, передавая ритм повторением и
чередованием форм и цвета;
передавать основные смысловые связи в рисунке на заданную тему
или по рассказу-описанию;
узнавать в иллюстрациях и репродукциях картин знакомых
персонажей, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к
изображённым сюжетам в рисунке, аппликации, скульптуре.

8

Тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класс
№
1.

Тема урока

кол-во
Коррекционная направленность
часов
Вспомним лето. Ветка с вишнями. Рисование и
1
Развивать умение передавать в рисунке форму предмета.
лепка

2.

Рисунок. Съедобные грибы

1

Развивать умения замечать и передавать сходство и различие в
рисунке.
Овладевать навыком сравнения с оригиналом (образцом).

3.

Лепка. Корзина с разными съедобными грибами.

1

4.

Беседа о художниках и их картинах

1

5.

Фон темный, светлый. Рисунок зайца

1

6.

Краски: гуашь и акварель. Рисунок.
Листок -дерева

1

Изображать предмет, максимально копируя форму из
природы, наблюдений

7.

Рабочее место для рисования красками акварель.
Рисование фона. Небо

1

Формировать умения правильно изображать деревья.

8.

Главные и составные цвета.
Рисунок. Туча

1

Учить правильно, передавать основную форму рисунка.

9.

Рисунок. Фрукты на столе

1

Учить различать фрукты и овощи, разные по цвету и форме

10.

Рисование фигуры человека по шаблону

1

Рассматривать и сравнивать картины разных художников с
разным настроением (радостное, праздничное, грустное,
таинственное, нежное)
Овладевать живописными навыками работы акварелью,
используя помощь учителя.

Формировать умения рисовать и анализировать форму
частей, соблюдать пропорции.

9

11.

Беседа о художниках и их картинах. Лепка
человека.
Рисунок. «Мама в новом платье»

1

Совершенствовать приёмы работы с пластилином

1

Лепка. Снеговик.
Рисунок. «Снеговики во дворе»
Панорама «В лесу зимой». Работа с бумагой и
ножницами. Аппликация и рисунок

1

Учить наблюдать и передавать в рисунке характерные
особенности.
Отработать технику рисования коротких штрихов «иголочек».

1

Развивать умения определять форму, цвет, величину предмета.

15.

Рисунок Петрушка

1

Совершенствовать
умение
соблюдать
пространственных отношений предметов.

16.

Аппликация «Хоровод»

1

Обучать умению правильно передавать основную форму, цвет,
строение несложных предметов.

17.

Разные породы собак. Лепка «Собака»

1

Развивать навыки работы в технике лепки

18.

Рисунок «Собака»

1

Научить выполнять наброски животных с натуры, по памяти и
представлению

19.

Разные породы кошек. Лепка «Кошка»

1

Совершенствовать умение передавать округлую форму частей
предмета и их величину.

20.

Рисунок «Кошка»

1

Обучение умению передавать графический образ предмета,
соблюдая его пропорции

21.

Аппликация «Мишка»

1

22.

Дымковская игрушка. Лепим «Барыню»

1

Развитие представлений на основе предварительного
наблюдения объекта,
Учить видеть и передавать характерные особенности формы
предмета.

12.
13.
14.

в

рисунке

10

23.

Рисунок «Птичка-зарянка»

1

24.

Аппликация «Скворечник на березе»

1

25.

Аппликация «Ваза»

1

26.

Рисунок «Ваза»

1

Развитие умения симметрично располагать детали рисунка,
совершенствование навыка раскрашивания,
соблюдая
контуры;
Учить украшать узором предмет треугольной формы
Развивать умение видеть и передавать
характерные
особенности формы предмета.
Научить использовать образец
для создания целой
формы предмета

27.

Поговорим о цветах.
Цветы в работах известных художников

1

Учить рисовать от руки несложные рисунки

28.
29.

Рисунок «Подснежник»
Аппликация «Подснежник»

1
1

30.

Рисунок «Ваза с цветами»

1

Развивать умения рисовать узоры.
Развивать умение воспроизводить с образца, предметы
несложной формы.
Учить передавать в рисунке, следуя натуре, расположение
цветов.

31.

Аппликация «Ваза с цветами»

1

Совершенствовать умение передавать в рисунке форму и
пропорции

32.

Рисунок «Кактус»

1

Развивать представление и умение предавать в рисунке свои
наблюдения.

33.

Открытки к празднику весны.
Рисунок «Открытка к празднику»

1

Развивать навыки декоративного рисования

34.

Рисунок по описанию «В парке весной»

1

Учить использовать и закреплять умение выделять главное в
рисунке, правильно размещать элементы

11

Перечень учебно-методического и материально- технического
обеспечения образовательного процесса:
Технические средства:
Ноутбук, проектор, интерактивная доска
Основная литература:
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся 2 класса с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2. Учебник «Изобразительное искусство» 2 класс. Авторы: М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. Москва, «Просвещение», 2021г.
Дополнительная литература:
1. И.А. Грошенков. Уроки рисования в 1-6 классах вспомогательной школы;
2. М.В.Трофимова, Т. И Тарабарина. «И учеба, и игра изобразительное искусство».

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».